Компоновка кресел
Имея на 40 процентов больше площади пола чем у В747, A380 предлагает достаточно места для различных планировок. Расчетная максимальная пассажировместимость огромна - 853 чел., но ни одна авиакомпания не пробовала этого. Был план у Air Australie по оснащению двух самолетов 840 местами эконом-класса. Однако это решение не прошло.
Может ли быть в A380 эффективной компоновка только с эконом классом - интересный вопрос. Без дополнительных доходов от премиальных салонов перевозчики будут рассчитывать только на высокий спрос в экономическом классе. Simple Flying рассмотрел это подробно на примере чартера из Норвегии HiFly A380 на маршруте Лондон - Нью-Йорк. Это будет стоить в среднем 340 долларов за место. Для сравнения, Qantas нужна была стоимость в 700 долларов за место на более длинном рейсе из Сиднея в Лос-Анджелес, но это для авиакомпании с полным набором услуг и выключающим в себя бизнес места и места первого класса.
В действительности все авиакомпании работают с несколькими салонами. Большинство следуют схожему образцу при планировке салона:
• Эконом класс размещается по схеме 3-4-3 на нижней палубе и часто 2-4-2 на верхней палубе. Airbus предложил вариант 11 кресел в ряд, но это еще предстоит попробовать.
• Премиум эконом предлагает больше места, часто 2-4-2 на нижней палубе или 2-3-2 на верхней палубе.
• Бизнес-класс имеет больше вариаций, в зависимости от решения авиакомпании. British Airways сохранила свой старый дизайн Club World и устраивает его в конфигурации 2-4-2 с креслами Инь-Янь. Многие авиакомпании с креслами в стиле люкс ставят 1-2-1.
• В первом классе некоторые авиакомпании имеют места или апартаменты, расположенные 1-2-1. Другие, в том числе Etihad, с одним проходом.
На самом деле Emirates чаще использует макет с максимальной загрузкой с 615 местами и двух классовой конфигурацией. Среди компоновок с минимальной загрузкой – четырех классная у Singapore Airlines с 379 креслами.
А380 - самый большой в мире самолет
Салоны первого класса
Большее свободное пространство на A380 позволило добавить некоторые инновационные и роскошные дополнения. Для постоянных пассажиров премиум класса и любителей путешествовать это было основным преимуществом A380. Интересно, что то же самое произошло, когда был представлен В747. Предложенное дополнительное пространство, особенно с его верхней палубой, привело, например, к нескольким превосходным залам и барам.
На A380 мы увидели новое поколение просторных люксов первого класса, многие из которых предлагали полностью закрытое пространство.
Etihad пошел еще дальше, предлагая большую трехкомнатную резиденцию на своем A380, а также просторные апартаменты первого класса с кроватью. Душ так же появился в первый раз. Например, Emirates и Etihad делают их доступными для пассажиров первого класса. Другие авиакомпании использовали это пространство, чтобы предложить бар или зону отдыха для деловых людей и пассажиров первого класса.
Какие авиакомпании эксплуатируют A380?
На A380 поступило 251 заказ от 14 авиакомпаний (по данным Airbus). HiFly также приобрела один самолет в качестве чартерного. По состоянию на июль 2020 года еще девять самолетов должны быть получены заказчиками. Интересно, что ни одна авиакомпания США не заказывала A380. Основными причинами являются модели хабов, которые не работают так же хорошо в США, и предпочтение придерживаться Boeing с заменой В747 на В777.
Вот четырнадцать авиакомпаний, которые эксплуатируют или эксплуатировали A380.
Air France, 10 самолетов. В 2009 году Air France стала первой европейской авиакомпанией, которая приняла в парк A380. Она эксплуатировала свой флот по шестнадцати направлениям. И стала одной из первых, которая объявила в мае 2020 года об изъятии из обращения всех самолетов.
ANA - три самолета. ANA была последней авиакомпанией, которая начала летать на A380 в 2019 году. Она работает только между Токио и Гонолулу и отличается необычной ливреей в черепаховой тематике.
Asiana Airlines - шесть самолетов. Они работают в семи направлениях из Сеула, включая короткие, но высокопроизводительные маршруты в Токио и Гонконг.
British Airways - 12 самолетов. British Airways эксплуатирует все самолеты в одной и той же конфигурации с четырьмя классами в восьми направлениях в Северной Америке, а также в Гонконге, Сингапуре и Йоханнесбурге.
China Southern, пять самолетов. China Southern использует A380 для перелетов на дальние расстояния в Лос-Анджелес, а также на маршруте с высокой пропускной способностью Пекин - Гуанчжоу.
Emirates Airlines, 115 самолетов и еще восемь будут поставлены. На сегодняшний день компания располагает крупнейшим флотом A380. Была отмена некоторых из его заказов, которые, в конце концов, и ознаменовали конец A380. Emirates обслуживает на A380 50 направлений, включая самый короткий маршрут от Дубая до Маската.
Etihad, 10 самолетов. Маршруты включают Лондон, Нью-Йорк, Сидней и Мельбурн. В прошлом работали более короткие маршруты, такие как Мумбаи.
Hi Fly, один самолет. Португальский перевозчик Hi Fly имеет единственный чартерный самолет A380. Singapore Airlines ранее управляли этим самолетом и продали в 2018 году.
Korean Air, 10 самолетов. Работают в шести направлениях, включая близлежащий Тайбэй.
Люфтганза, 14 самолетов. Авиакомпания летает по двенадцати направлениям из Мюнхена и Франкфурта.
Malaysian Airlines, шесть самолетов. Работает на дальние расстояния в Лондон и регионально в Гонконг. Авиакомпания также удалила свой первый класс в 2018 году, продавая места вместо Business Suites.
Qantas, 12 самолетов. Они работают из Сиднея и Мельбурна в США, Дубаи, Лондон, Гонконг и Сингапур.
Qatar Airways, 10 самолетов. Летает в Китай, Австралию, Таиланд и три города в Европе. С Qatar Airways у A380 будущее неопределенно. Авиакомпания уже заявляла, что начнет выводить суда в 2024 году, а в последнее время в связи с кризисом в отрасли сняла A380 с полетов до июня 2021 года.
Singapore Airlines, 19 самолетов. Компания была одной из первых заказчиков A380, а также первой, кто начал выводить их из эксплуатации. Работает в десятке направлений в Австралии, Азии и Европе. Singapore Airlines награждена за то, что обладает одними из лучших салонов первого класса.
Thai Airways,6 самолетов. Обслуживают линии в Японии и трех местах в Европе.
Отмененные заказы A380
Некоторые заказы на A380 были близки к реализации, но не были завершены. Вот некоторые из наиболее значительных несостоявшихся заказов:
• У британской авиакомпании Virgin Atlantic, вероятно, был самый длинный отложенный заказ. В 2001 году она заказала 6 самолетов, но не приняла ни одного и в конечном итоге (по данным FlightGlobal) отменила заказ только в 2018 году.
• Лизинговая компания Amedeo разместила заказ на 20 самолетов в 2014 году. Отменила его в 2019-м, не найдя клиентов. Хороший показатель меняющегося рынка и потребности в самолетах.
• Российская авиакомпания «Трансаэро» получила заказ на 4 самолета А380. Из-за финансовых трудностей отказалась от заказов всего за несколько месяцев до того, как должен был появиться первый.
• Kingfisher была единственной индийской авиакомпанией, заказавшей A380. У нее были планы в отношении 10 машин, но договоренности были отменены до того, как дело дошло до поставки.
• Hong Kong Airlines заказали 10 самолетов, но они были отменены до 2014 года из-за отказа отевропейских маршрутов.
• Qantas заказала 8 дополнительных самолетов в 2006 году, но отменила заказ в 2019 году.
• Emirates также сократили заказ в 2019 году, отменив 39 самолетов и заказав вместо этого двухдмоторные A350 и A330neo.
• Пожалуй, самый интересный заказ, который не случился, состоял в замене самолета Air Force One Boeing VC-25. В 2009 году, сообщил FlightGlobal, ВВС США заинтересовались A380, но Airbus не стали оценивать это предложение, так как перенос производства в США только для трех самолетов президента США не имеет смысла.
Другие варианты A380
В то время как была только одна пассажирская версия A380 с тремя вариантами, основанными на вариантах двигателя, другие версии планировались, но были отложены. Наиболее важной была грузовая версия A380F. Когда A380 был запущен, Airbus сразу предложил грузовой вариант наряду с пассажирской версией. Это вызвало интерес и было около 30 заказов, в том числе от FedEx и UPS. Это было бы хорошо для Airbus, так как на рынке грузовых лайнеров преобладают грузовые версии Boeing 747 и 777. Однако A380F так и не был разработан по нескольким главным причинам:
• Несмотря на то, что он имел более высокую грузоподъемность, чем В747, большой вес A380 приводил к более высоким эксплуатационным расходам.
• Задержки в начале программы A380 привели к тому, что приоритетом была версия для пассажиров, и интерес клиентов к грузовому варианту (и заказы) был потерян.
При запуске проекта в 2000 году Airbus предлагал удлиненную версию A380-200, вмещающую на 100 пассажиров больше. Самолет изначально предполагал большее количество версий. Как сказал Том Уильямс, исполнительный вице-президент Airbus, журналу Executive Traveller в 2012 году, «Крылья рассчитаны на гораздо больший самолет, поэтому мы можем перейти к большему фюзеляжу и можем очень легко удлинить его». Однако интереса к такой увеличенной версии не было. Компания попробовала еще раз с A380-900 в 2007 году, но безрезультатно.
В 2015 году появились планы по обновлению A380 - A380neo. Это должно было обеспечить повышенную эффективность, как и у семейства A320neo, с новыми двигателями и измененными крыльями. Модель также должна была иметь увеличенный фюзеляж с д вместимостью +50 человек. Этот вариант обсуждался с несколькими заказчиками, но (по Aviation Week) не состоялся, когда переговоры с Emirates провалились.
В качестве последней попытки усовершенствовать самолет, Airbus предложил в 2017 году A380plus , но идея опять не удалась. Это было похоже на A380neo, но были предложены несколько улучшений, в том числе:
• Увеличение максимальной взлетной массы, чтобы позволить дополнительные 80 мест или увеличение дальности
• Новые законцовки крыла для улучшения экономии топлива
• Уменьшенные циклы обслуживания, для увеличения времени полета
Производство A380 закончится в 2021 году, когда будут доставлены последние самолеты для Emirates. Производитель уже объявил об этом в прошлом году.
Мы уже видели, почему A380 не был таким успешным. На момент запуска идея заключалась в том, что авиакомпании будут использовать его для маршрутов с высокой пропускной способностью. Это позволило бы снизить расходы, а также обойти проблемы с переполненными аэропортами и недостаточными посадочными местами. Со временем все изменилось, и авиационная отрасль пошла по другому пути. Вот некоторые из основных недостатков и способствующих закату A380:
• A380 - дорогой в эксплуатации
• Повышение эффективности и разрешения использования двухмоторных самолетов
• Ограничения в аэропортах, в которых он не может работать из-за своего размера
• Изменение предпочтений пассажиров и авиакомпаний для путешествий
В связи с тем, что в 2020 году A380 все больше и больше уходит с линий, очень важна возможность использования подержанных машин.
Пока что только Hi Fly приобрела подержанный A380. Он видел много разных применений, в том числе чартер норвежской бюджетной авиакомпании и полеты для оказания помощи во время эпидемии коронавируса. Это хорошо сработало для Hi Fly, и компания, возможно, пожелает взять еще один A380, если улучшенная инфраструктура аэропорта даст возможности для использования.
Однако никаких других покупателей самолетов не появилось, и некоторые из них уже начали выводить своих гигантов из эксплуатации. Подержанный A380 - это неплохой вариант, поскольку даже с отработанным на 50% ресурсом стоит от 30 до 50 млн. долларов.
Преобразование для грузовой работы - другое возможное использование, но как было замечено с отказавшей версией A380 Freighter, самолет не очень подходит для этого. Его большой вес делает его менее экономичным, чем другие самолеты. Это хорошее использование выведенного из оборота самолета, но не на долгую перспективу, со специально предназначенным для этого грузовым самолетом.
Есть несколько примеров этого. Malaysian Airlines получили разрешение перевозить груз на своем пассажирском A380. А Hi Fly переоборудовала свой A380 для использования в грузовых перевозках в июле 2020 года. Компания убрала все кресла, чтобы вошло больше грузов (хотя существуют строгие ограничения, основанные на дизайне кабины и пола).
Другая возможность - использовать самолет для больших, но нечастых маршрутов, таких как, например, паломничество. Опять же, Malaysia Airlines, под своим суббрендом Amal, попробовала это для маршрута из Куала-Лумпур в Мекку. Если самолет переоборудовать в экономичную конфигурацию, они могут перевозить 850 пассажиров в течение ограниченного периода. Это идея может спасти несколько самолетов, но вряд ли изменится на будущее A380.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз