Найти в Дзене
Кино в лицо

Почему Демьен Шазелл действительно Большой режиссер

Актерский состав «Ла-Ла Ленда» с режиссером
Актерский состав «Ла-Ла Ленда» с режиссером

Несмотря на то, что Шазелл вроде бы относится к плеяде молодых кинематографистов, учитывая нынешний расклад дел, он уже давно не новичок. Спустя три его крупных проекта, я могу уже с большей долей вероятности сказать, что сценарий в руках Демьена Шазелла превращается в глубоко личное кино.

Естественно дебют пришлось выгрызать и когда ему удалось снять «Одержимость», оказалось, что этому парню есть что сказать, а главное есть как это преподнести. Пожалуй он тот случай режиссера, который способен вытащить наружу весь внутренний мир героя. И вы скажете: «Разумеется. а что он еще должен делать, он же снимает драму». А я скажу, что он умеет показать драму экономно, минимальным количеством образов. Пожалуй только Ла-Ла Ленд не может этим похвастаться, но в нем просто очень много всего. Шазелл хотел создать идеальное кино с огромным числом отсылок на старое кино и потому акцент с персонажей чуть-чуть сместился на постановку.

Кадр из фильма «First man»
Кадр из фильма «First man»

Совсем другой разговор о фильме «First man». Давайте я буду его так называть, потому что перевели его крайне так себе. Фильм рассказывает историю Нила Армстронга и того как он пришел к тому, чтобы оказаться на Луне.

Да, мы знаем, что высадку на Луну снял Кубрик, оставьте американцем хоть что-то кроме айфона в качестве повода для гордости.

Так вот. Фильм снят в самом неблагодарном жанре во всем кинематографе — биографическая драма, в народе просто байопик. Почему этот жанр хуже всех? Потому что как бы ты не извращался, зритель всё-равно знает финал, и очень часто такие фильмы идут по шаблонной структуре, которая в фильме про вымышленных героев работает отлично, но здесь терпит полный крах.

В качестве примеров байопиков, которые удались можно вспомнить «Социальную сеть» Дэвида Финчера. Дело в том, что по какой-то непонятной причине это сравнение у меня напрашивается еще с самого начала статьи. Вроде эти два режиссера снимают очень разное кино, но способ погружения зрителя в психологию персонажа у них схож. Они стараются больше говорить о герое, чем о событии, в которое он попал.

Кадр из фильма «First man»
Кадр из фильма «First man»

Почему же Демьен Шазелл большой кинематографист? Я бы сказал, что он в широком понимании художник. Тот же «First man» показал, что он уходит от многих клише, из сухого финала истории он умеет вытащить на первое место героя и показать как это всё воспринимает именно он. Человек вышел на поверхность Луны, но что для него это значит? В тривиальном голливудском кино нам бы показали, что герой достиг цели, поднялся из «низов» и стал легендой. Думает ли об этом герой в момент, когда делает первый шаг? А вы бы думали? Момент безусловно захватывающий, и очень важно не показать его лишь в одной плоскости.

Кадр из фильма «First man»
Кадр из фильма «First man»

Операторская работа «First man» это вообще отдельный пласт истории. Мало того, что по мере продвижения меняется пленка, на которую всё снято, меняется стиль съемки с рук на стабильную, так еще и крупности планов постоянно прогрессируют. Если в начале мы видим почти всё только на суперкрупных планах, у нас возникает ощущение, что границы кадра буквально сдавливают голову героя, и от просмотра могут возникать даже мимолетные приступы удушься. Это ощущение просто необходимо, чтобы зритель испытал те же чувства, что и герой внутри корабля на орбите. Далее всё отходит на широкоугольную оптику, вроде бы давая герою воздуха, в котором он так нуждался, но при этом вызывая некое головокружение. Всё это не просто перечисление использованных техник съемки, всё это работает незаметно и строго в контексте происходящего по сюжету. И конечно же потрясающий финальный кадр.

Райан Гослинг и Демьен Шазелл
Райан Гослинг и Демьен Шазелл

Именно поэтому я считаю Шазелла большим режиссером, из-за того, что он так уместно и безе перебора использует простые приемы и получает результат, который очень редко доводится увидеть в кино.

А также загляните в эти статьи:

Почему все эти мелодрамы культовые? Список на посмотреть

Красивейший Sci-Fi, который я бы пересмотрел на большом экране

Авто с биографией из фильмов Квентина Тарантино

Спасибо за внимание. Подписывайтесь на этот канал. До новых статей!