Продолжение, предыдущая глава здесь
История русской любви в допетровские времена - это в определенном смысле история ее отсутствия. К таким выводам приходишь, когда читаешь воспоминания иностранцев, посещавших Московию в 15-17 веках. Я бы с удовольствием отверг сочинения иноземцев (подозревая их в тенденциозности), но русские авторы тех времен почти не касаются любовно-пoловой темы...
Джильс Флетчер приехал в Москву с дипломатической миссией в 1588 году, когда престол в Кремле занимал Борис Годунов. Любопытный англичанин, известный на родине и как поэт, оставил после себя труд “О государстве Русском”. Его я и стану цитировать, выбрав места на брачные темы. Флетчер пишет так: ” Жениху (хотя он никогда не видал прежде своей невесты) не позволяют видеть ее во все время, пока продолжается сватовство”. Сложно говорить об остроте любовных переживаний, надо заметить, если вступающие в брак не встречались до венца. Флетчер продолжает: ”Если невеста не была прежде еще замужем, то отец ее и родственники обязаны поручиться в ее непорочности, вследствие чего возникают большие ссоры и тяжбы.” Здесь как раз все понятно - коли женщина являлась собственностью мужчины, то должны быть гарантии, что никто твоей собственностью не пользовался.
Говоря о взаимоотношении полов в Московии, Флетчер не сообщает ничего нового: ”В обращении со своими женами мужья обнаруживают варварские свойства, обходясь с ними скорее как со своими прислужницами, нежели равными... Женщины не в большом уважении, и ни одна не считается за честную.” Русские мужчины в описание англичанина тоже хороши:”Приступая к еде, они обыкновенно выпивают чарку водки, потом ничего не пьют до конца трапезы, но тут уж напиваются вдоволь и все вместе, целуя друг друга при каждом глотке, так что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить... Напиваться допьяна каждый день всю неделю у них дело весьма обыкновенное.” Правда или нет, но история сообщает о примате алкогольного наркотика над сексуальном. О какой любви может идти речь, когда “ жар внутри дома и стужа на дворе придают им темный, болезненный цвет лица, потому что кожа от холода и жара изменяется и морщинится, особенно у женщин, у которых цвет лица большей частью гораздо хуже, чем у мужчин... Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивых кукол.”
Сочинение Флетчера можно было бы назвать пиар-акцией, если б не им же обнародованное сообщение о закрытости женской жизни. Просто красавиц на люди не пускали, и англичанину приходилось видеть только уродин, которых никому не жалко! С другой стороны, у возможных любовников не было никакой возможности проявить страсть, воспитать в себе изысканное обхождение и всякие политесы.
Продолжение следует...
- Предыдущая глава
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!