Найти тему

На пределе сил. Черт на железном олене

Оглавление

Глеб Травин. Это имя современнику мало о чем говорит. Между тем его можно смело поставить в один ряд с такими выдающимися путешественниками, как Миклухо- Маклай, Пржевальский, Дежнев, Тур Хейердал, Нансен...

Глеб Леонтьевич совершил настоящий подвиг: с 1928 по 1931 год проехал вдоль границ СССР на велосипеде около 8,5 тысячи километров!

Мечта

В мае 1923 года Псков посетил голландский путешественник Адольф де Грута. Он объехал на велосипеде всю Бельгию, Германию, Скандинавские и Прибалтийские страны. Услышав о пробеге "летучего голландца " ,21- летний Глеб Травин, уроженец Псковской области, задался вопросом: "Голландец может, а я разве не могу? " С этого и зародилась его желание объехать на велосипеде всю страну. На подготовку ушло 5 лет. Травин наматывал километры по окрестностям, ездил в любую погоду и по любым дорогам. Закалялся: купался зимой в проруби, ходил в лютые морозы налегке, обливался холодной водой. Питался в основном овощами и фруктами и сырым мясом. Отец- лесник научил сына искусству выживания в суровых условиях: находить в лесу и в поле ночлег и еду, отбиваться от хищников, ориентироваться по звёздам. Травину все это пригодилось. Во время службы в армии он усердно изучал географию, зоологию, ботанику, геодезию, фото- и слесарное дело. Не пропускал ни одного спортивного соревнования, будь то марафон, лодочные или велосипедные гонки.

После демобилизации в 1927 году уехал на Камчатку и устроился там электриком на электростанции. Все свободное время тренировался. Год спустя осуществил пробный пробег на велосипеде из Петропавловска-Камчатского в Усть- Камчатск. Вернувшись, Травин получил заказанный в Америке велосипед: ярко- красный красавец с белыми эмалевыми стрелами, оборудованный двумя герметично закрывающимися сумками, которые при необходимости могли служить понтонами. На нем 10 октября 1928 года Травин отправился в дорогу.

Железное правило

Глеб поставил себе за правило: восемь часов в день на дорогу, восемь- на сон и восемь- на все остальное:поиск и приготовление еды, дневниковые записи, ремонт велосипеда. Ночевал там, где заставала ночь, там же добывал пропитание. Ел дважды в сутки: утром и вечером.

Вся зима 1928/29 года ушла на то, чтобы пересечь Дальний восток и Сибирь. С длинными до плеч волосами (он дал зарок не стричь волосы до конца путешествия) ,с многодневной щетиной, на диковинном велосипеде, в одиночку он упорно преодолевал километр за километром. Часто местные жители, завидев его, бросились наутек. В уссурийской тайге его испугался даже тигр, вернее не его, а велосипеда. Хищник долго преследовал Глеба, таился в кустах, грозно рычал, но напасть не отважился. А у Травина с собой тогда даже ружья не было.

Черт на шайтан- арбе

В Таджикистане Глеб обратился в редакцию местной газеты, чтобы перевести на таджикский язык надпись на нарукавной повязке: "Путешественник на велосипеде Глеб Травин ".Аналогов слову "велосипед" на местном не было, и журналисты долго ничего не могли придумать. Наконец-то чья-то светлая голова перевела велосипед как шайтан- арба - "чертова телега ".В Самарканде напечатали новую нарукавную повязку на узбекском языке, но шайтан- арбу оставили. Не нашлось подходящего перевода и на туркменском языке. Так Травин и путешествовал по Средней Азии на "чертовой телеге ". Глядя на такое диво, местные жители бросались врассыпную. Часто Травину отказывали в еде и ночлеге: принимали за нечистую силу.

Странный человек

Средняя Азия и Кавказ остались позади, Травин двигался на северо- запад. Путешествие от Ростова-на-дону через Крым, Украину и среднюю полосу России после полных опасностей азиатских и кавказских приключений могло сойти за увесилительную прогулку. Из столицы Травин отправился в Ленинград, оттуда в Карелию, где местные тоже подозревали Глеба в связях с нечистью, ведь он свободно передвигался на велосипеде по неокрепшему ноябрьскому льду.

Слух о странном человеке на таком же странном транспорте бежал впереди него. Когда Травин въехал в Мурманск, ему навстречу выбежали взрослые и дети и облепили со всех сторон велосипед. Обыватели не могли поверить, что эта двухколесная машина прошла полстраны, а сидящий на ней чудак преодолел столько преград. Но для Травина самое страшное было впереди- зимний переход по Арктическому побережью.

В ледяном плену

В один из весенних дней 1930 года он ехал по льду вдоль западного побережья Новой Земли к острову Вайгач. Дул такой сильный ветер, что путешественника сбрасывало с велосипеда и тащило по льду. Спасал нож: Травин вонзал его в лед и держался за рукоятку. На ночлег решил устроиться далеко от берега в открытом море. Ножом вырубил во льду укрытие, загреб на себя побольше снега, чтобы было теплее, и заснул. А утром понял, что не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Ночью рядом с ним образовалась трещина, из неё вышла вода, растопила снег, который к утру замёрз. Глеб оказался в ледяном панцире. С трудом оторвал руку, вытащил нож и стал сбивать им замерзший снег. Освободил себя только с оного боку, рванулся всем телом, на спине оказался ледяной горб. Подошвы остались во льду, как и часть одежды. Волосы торчали на голове колом, ноги были оголены. В таком виде Травин потащился по замершему морю. Ему повезло:кто-то проехал на нартах. Он долго шёл по следам, пока не увидел вдали дымок. От радости отнялись ноги, и он пополз к жилью на руках.

Это был ненецкий чум. Завидев Травина, ненцы разбежались в страхе кто куда. Глеб заговорил с ним - они испугались ещё больше. Травин потерял сознание. Очнулся в чуме. Ему дали тёплый чай и мороженой оленины. Силы стали возвращаться. К вечеру большие пальцы на ногах вздулись, превратившись в синие шары. Травин боялся гангрены, и решил сам ампутировать обмороженные пальцы. "Я обрезал ножом распухшую массу, снял её, как чулок, вместе с ногтем, - вспоминал путешественник. - Рану смочил глицерином...Женщины с криком "Кели! Кели! " бросились из чума. Я перевязал рану носовым платком, разорвав его пополам, и принялся за второй палец...Когда женщины вернулись в чум, я поинтересовался, что такое " . Старик объяснил, что это черт- черт- людоед.

Одиссея Глеба Травина

Карта- схема путешествия Глеба Травина. 1928 - 1931 гг.
Карта- схема путешествия Глеба Травина. 1928 - 1931 гг.

Преодолевая боль в ногах, Травин поехал на своём железном олене, как назвали велосипед ненцы, дальше. Он был так слаб, что на него напал голодный песец- зверёк, который на людей никогда не бросается. Человек долго боролся с животным и победил. С тех пор песцовая шкурка служила Глебу шарфом...На Таймыре он нашёл кладбище мамонтов. В память о нем взял себе маленький бивень... На реке Пясина угодил в ледяную полынью, из которой едва выбрался... Вместе с охотниками преследовал бандитов, убивших учительницу- комсомолку... В Русском Устье, селении на Индигирке, давал детям уроки географии... Видел, как в открытом море топили баржи с ссыльнопоселенцами... На острове Четырехстолбовом нашёл заброшенную стоянку Руаля Амундсена, великого исследователя Севера. Там же убил белую медведицу, оставив сиротой медвежонка, с которым путешествовал 1,5 месяца...

Сожженные рукописи

Глеб Травин прожил длинную жизнь. Умер в 1979 году в родном Пскове, куда был вынужден переехать из Петропавловска- Камчатского: после войны им заинтересовался КГБ. Путешественнику пришлось сжечь бесценные дневники, фотографии, сувениры, остался лишь регистрационный журнал с почтовыми штампами населенных пунктов, через которые он проехал, да верный друг- велосипед.