Всем Доброго времени суток.
Моя заметка про Hi-Fi аппаратуру прошлых лет, так называемый "Винтаж". Уважаемые читатели и подписчики. Стоит ли в "Наше" время покупать, тем более за большие деньги, аппаратуру даже 2005 года (не говоря уж о более старой). Бывшие у меня аппараты тех далёких лет страдали конкретно от своей старости и далеко не всегда причиной их старения была резина (ролики, пассики) почти всегда были и пластмасса и металл и элементная база (радиодетали, двигатели и т.д.). Помню захотел я продать кассетную деку, все равно стояла много лет без дела (кассеты я почти не слушаю). Приехал покупатель и проверяем ее. Все вроде работает, а перемотки назад нет (естественно все когда-то было). Я с ней возился дня 3. Понять не мог почему. Узел подмотки на вид целый, шестерня не треснутая, фетр в порядке, металлическая пружина- пружинит, стальной прижим вроде прижимает. Ну подогнул я немного прижим и растянул немного пружину. Не помогло. Лишь к концу 3-го дня я все-таки решил поменять прижим. И все заработало. Металл!!! от времени немного потерял свою упругость. Металл!!! Что же говорить о резине и пластмассе. А дека была Sony 1996 года. Что происходит с материалами в аппаратах 50-летней давности, например, нетрудно предположить.
Далее например не работает преобразователь и естественно CD-плеер не включается. Просто не включается и все и дело не в батарейках, дело в преобразователе, который выдает напряжения 3,3 Вольт для питания процессора, 5 Вольт для логики и 9 вольт для питания двигателей привода и усилителей мощности на наушникии т.п., потому что от батареечного питания 1,5 или 3 Вольт не запитать схему аппарата полноценно. А ремонт преобразователей ох дело неблагодарное. Кто знает тот поймет. А выходят из строя они очень и очень часто.
Взять фирму Matsushita и ее детища Panasonic (Technics). У Panasonic (Technics) всю жизнь была были проблемы с медью (омедненными частями) и естественно пластмассой. Омедненные части это кнопки управления и программные шестерни (Switch Mode) и органы управления типа Shuttle и т.д. Например кнопки управления в магнитоле ошибаются в командах (нажимаете одну кнопку например Play CD а включается магнитофон, а включаете магнитофон а включается радио и т.д. Регулируете эквалайзер а переключаются например станции радио. Или что-нибудь такое. Кажется поменяй кнопки управления и все. Но далеко не всегда проблема решается так просто, как хотелось бы. От кнопок идёт шлейф управления командами процессора. Выполнение команд процессор определяет как нажатие кнопок, которые подключены последовательно и через определенные резисторы, причем стоящие где-то рядом по сопротивлению, скажем так 2,0 кOм и 1,8 кОм, и т.п. то есть разница небольшая и поэтому любое окисление и любой окисел и на самих кнопках, либо на разъёме куда включается это панель c кнопками и срабатывает ложная команда. Конечно поначалу когда все было новое и свежее все это работало, но время свое берёт и еще бывает часто от этих неправильных выполненных и глючных команд может уже просесть вход у процессора на определение этих команд. Конечно можно попробовать подтянуть его вход сопротивлениями или немного поиграться напряжением питания на кнопки (5 Вольт-логическая единица) но это уже как вы понимаете близится конец процессору. Он не мрет как элемент, но у каждого процессора есть свой КЭШ, где записываются арифметика его работы и его ошибки и когда ошибок сильно много, процессор начинает работать некорректно или блокируется. Этот КЭШ прошивался на заводе-изготовителе при изготовлении кристалла. И эти процессоры не имеют сервисных ножек для его внешней перепрошивки. Когда выйдет из строя процессор, который Вы не достанете никогда и ни где (раньше то с этим были большие проблемы а теперь то и подавно). Есть повод задуматься !!! Это что касается Panasonic (Technics). Хотя звучат Panasonic(Technics) очень неплохо. Очень неплохо звучат их переносные аппараты (магнитолы) и т.д. Хотя их аппаратура в основном и выглядит несколько ширпотребно и несколько по-детски дешёво, но не скажу что она плохая и никудышная. Ни в коем случае не скажу. Она звучит вполне достойно для ширпотреба.
Немного о мощности усилителей. Скажем так сейчас многие покупают отечественные усилители. Якобы наши отдают реальную мощность и раскачают даже низкочуствительные АС без проблем. Во-первых наших усилителей с отдаваемой мощностью даже 100 Вт. на 8-и Омную нагрузку не так много и было. Многие скажут "А зачем в квартире 100 Вт? У меня соседи с детьми" Никто не обязывает включать усилитель на полную громкость. Ватт 10 повседневно скажем достаточно вполне и сейчас подсчитайте уровень гармонических искажений. Если у усилителя при 100 Вт. они например заявлены изготовителем по уровню 0,3 процента, то какой коэффициент гармоник будет при 10 Ваттах. Примерно в 10 раз меньше, то есть практически не ощутимы на слух и не только гармонических искажений но отсюда и нелинейных в первую очередь. Так что чем больше мощность усилителя тем лучше как вы поняли. Использовать его на небольшой громкости лучше и безопаснее для него же. Почти не греется и т.д. Далее о защитах в УМ. Например у нашей Эстонии-010 была очень хорошая защита по коммутации колонок, по щелчкам при включении и выключении и перегрузкам. У импортных скажем так на моей практике от щелчков при включении и выключении тоже защита имеется. Но как правило процентов 80 усилителей не защищены от коммутации в нагрузке, да и перегрузку показывает только индикатор. Если вы будете коммутировать во включенном состоянии выход или даже вход, что очень не желательно конечно, но мало ли что бывает, и коротнете выходы на акустику, то как правило прощай усилитель. Причём у Panasonic (Technics) после 90 года(примерно) как правило на выходе стояли модули собственной разработки (в целях удешевления производства), не транзисторы а модули-гибриды. То есть практически этот усилитель сразу на помойку. В этих модулях-гибридах кристаллы выходных транзисторов напылены на на подложку микросхемы. Достать эти модули в наше время просто невозможно (их и раньше то достать было очень сложно и далеко не везде. Не везде но можно, но за них столько просили, такие деньги, что народ отказывался от ремонта. В наше время это просто невозможно.
Выбор усилителя дело далеко непростое и любое нарушение его эксплуатации ,или неработоспособность от времени, или скажем кот помочился на него и усилителю конец. Так что есть над чем задуматься. Я понимаю что сейчас альтернативы в современной аппаратуре многие поклонники старого Hi-Fi просто не видят. Но и старый Hi-Fi уже давно не Hi-Fi, а дедушка со множественными старческими болячками, который уже никогда не будет ни петь ни бегать как юнец ему лишь можно продлить жизнь какими то таблетками или средствами. Это же понятная правда жизни. Формулы расчета элементов аппарата на отказ есть в интернете (в среднем этот срок составляет 7-10 лет, а далее идёт старение аппарата с изменением его параметров). Причем берутся все элементы, включая полупроводники. Электролиты сохнут и уменьшается их ёмкость. Резисторы со временем меняют сопротивление или повышается коэффициент их собственных шумов, что особенно плохо если они стоят на пути полезного сигнала. Основа печатных плат (гетинакс и текстолит) тоже подвержены старению. Это выражается в изменении сопротивления материала-изолятора и соответственно появлению паразитной ёмкости за гранью допустимого.
Далее. Взять понятие аудио-кассеты.
Слабое звено в принципе как было раньше так и не менялось никогда. Бобинники и Винил они хоть звучали на уровне кто с этим спорит. А потом пошло резкое ухудшение качества звука в виде кассетных магнитофонов (это дополнительные шумы, плохая динамика и большие искажения сигнала, даже системы HX-Pro о которых я писал ранее не помогали, сигнал высокочастотной области искажался конкретно). Слабы они были и в динамике и в частотном диапазоне. Вот все говорят пишет почти как исходник на входе. Лично меня слово "почти" никак не устраивает. Зачем искусственно портить исходник, добавляя в него никому не нужные артефакты. Компакт-кассеты были очень удобны в транспортировке и выходе на природу, например. Везти на природу винил с усилителем и АС или бобины с магнитофоном это было бы очень хлопотно. Взять формат DVD-audio. Звучит даже дискретизация в 96-кГц и звук потрясающий. Потрясающий ребята !!! Просто потрясающий!!! И с винилом сравнить можно и убедится в его превосходстве над дедушкой звука. С CD-DA(обычный компакт диск) сравнить ещё легче-звук гораздо лучше и полное отсутствие шумов квантования и самое главное перегрузки и клипования, чему подвержены все компакт-диски. Понятно формату CD-DA уже очень много лет и в современный мир по качеству звука он уже вписывается с трудом и изжил себя. Почему люди покупают винил, да потому что действительно можно собрать любимую коллекцию записей на этом формате даже сейчас, когда достать и собрать свою любимую коллекцию на форматах Super Audio CD и DVD-audio практически невозможно. Сразу говорю достать например какой-нибудь альбом группы Pink Floyd в коллекцию и собрать полностью коллекцию любимых концертов, а их немало это практически невозможно. Образов их в интернете тоже раз-два и обчелся, как говорится и не каждая Yamaha со своей защитой возьмёт DVD-R с записью образа формата Super Audio CD. Так что как-то так.
Далее. На Авито очень быстро разбираются почему-то металлические кассетные плееры Panasonic, Sony, которые при этоми стоят совсем немало. Про плееры Sony не скажу-не знаю. А металлические плееры Panasonic это уже тайваньское, китайское и польское производство и мало чем напоминают Panasonic-и на которых красовалась надпись Made in Japan. Несмотря на то что собраны они довольно аккуратно, хотя и очень хлипкие внутри и пассики толщиной с швейную нитку. Причем ЛПМ довольно шумный для плеера. Самое главное !!! Звук у них просто никакой !!! Был у меня такой в свое время, да и сейчас есть подобный (просто лежит без дела). Послушав его, я не знал куда его выбросить. Пластмассовый и недорогой его собрат звучит намного лучше.
Далее. О покупке "новой" винтажной техники в нераспечатанных заводских упаковках. Кажется повезло и достался аппарат мечты, да ещё не бывший в употреблении. Чем не счастье. Но старению ивремени все равно в упаковке был аппарат или без нее. Они свое берут. Недавно прислали мне переносной СD-плеер Sony 2004 года выпуска !!! в нераспечатанном блистере. Вскрываю и вижу, что изоляция на проводе источника питания потрескалась. Я провел по ней рукой и она вся осталась в руке. Так как аппарат "новый" за него и денег просят как за "новый" т.е. раза в 3 больше, чем за такой же б/у в очень хорошем состоянии. Провод поменять не очень трудно, но первозданный вид уже потерян. Аккумуляторы типа "жвачка" естественно тоже мертвые(новые и мертвые), амбюшуры у накладных наушников(пороллон) тоже начали разлагаться. Вопрос и за что большие деньги как за новый аппарат !!! Кстати из 5 аппаратов Sony, которые у меня были, у 4 была проблема с изоляцией источников питания. От времени она трескается и крошится, оголяя проводники. А дальше тоже были проблемы с органами управления (они нечётко выполняли команды) и др. Пластмасса у Sony чуть получше, чем у Panasonic (не так крошится) но тоже сохнет со временем.
Такие вот дела. Стоит ли платить огромные деньги за аппараты давно минувших лет? Я думаю, что нет. За недорого взять и потом поковыряться в них это ещё можно. А ковыряться придется по-любому. Это наверное уже поняли все. На этом пока все.
Обязательно читайте мои предыдущие статьи - статьи про шумоподавители, классы усилителей мощности, форматы звука и их сравнение, про ЦАП-ы, эквалайзеры и многое другое.