Версии происхождении термина Киремет . Мнения ученых, исследователей, попов-миссионеров, этнографов и прочих, о Киремет.
Киремет — самое многокомпонентное, содержательное, значимое и «противоречивое» (в описаниях) понятие в Чувашской Традиционной Этнической Религии (ВЕРЕ)... Киремет — слово собирательное, т.е. все типы и виды киреметей обозначаются единым термином. Киремет включает в себя очень много понятий: Это и сын/брат Турӑ/Тора, главный из земных божеств, посланный Богом для поддержания космической и общественной гармонии. Это и природный "локус" (священное место, роща, с источником чистой воды), символизирующий Первосушу-Первогору с Древом и Водой потопа. И духи Предков – ЫРĂ (Ырăсем), где приносили жертву земным духам и святым, поэтому оно иногда называлось просто «святым». В большинстве случаев, это естественный и рукотворный Храм – Керем: огороженное Киремет Карти с Храмовоыми постройками – включающее в себя сакральное-алтарное место, жертвенная, молельный Дом, «трапезная», и т.д. – то есть, практически это мини «Монастырь» - Храмовый комплекс, с площадью до одного гектара (археологический пример: 126м. в длину и 72 метра в ширину). Место совершения общественных молений. Название ритуала (моления), и прочее и прочее…
Культовая деятельность, посвященная Киремет, была особым событием в образе жизни не только чувашей, но и всего урало-поволжского этноса, как среди тюркских (татары), так и среди финно-угорских народов. В более поздние времена (близкие к нам), с подачи попов-миссионеров (христианской церкви) Киремети начали описывать как «злые божества», что в корне не верно (при том, что Киремет/Керемет, это "чудо, диво, прекрасное" и т.д.), и народ не поклоняются "злу". В трехслойном семиярусном мире, где верхние три яруса занимало Добро во Главе – Çÿлти Аслă Турă-Тора и его помощники (прилагает усилия к тому, чтобы содержать все три составные части Вселенной в постоянной взаимной гармонии); нижние три яруса подземного мира занимало Зло во Главе – Эсрель /более позднее наслоение – Шуйтан, Дьявол/ с помощниками Усалами (всячески старается подбить человека на неблаговидные дела, нарушающие в конечном итоге вселенскую гармонию); а Мир средний, реальный - человеческий был отдан Богом-Турă на управлению Киремет: с его Строгостью (Хаяр), Добром (Ырă), Требовательностью, Великодушием, правом творить Закон и Порядок, чинить Суд через Наказание провинившихся и Возмездие. Вот откуда и идет такое почтительное, уважительное, трепетное, не редко: боязливое и настороженное отношение людей к Киремет. Если Бог-Турă/Тора был «далеко» на небе и занят своими Глобальными делами (его нежелательно отвлекать "мелкими частными обращениями"), то Киремет был всегда рядом и поэтому часто ему (Киремет) оказывали даже большее почтение чем Турă, т.к. через Киремет ответ надо было держать перед своими Предками, Родом, Народом... /Киремет, в основном, воспринимался чувашами как заступник. Если с человеком случилась беда, кто-то его обидел, то он приходил на Киреметище и обращался к Киреметю: «Ах, Киремет. Такой-то человек отнял у меня половину земли. Киремет! Заступись, накажи его, я тебе за это когда-нибудь совершу чюк». Обиженные люди надеялись, что, наконец, восторжествует справедливость. Такая форма обращения к Киреметю со стороны чувашей являлась наиболее частой. /
Согласно чувашской мифологи, Киремет являлся сыном, или братом Верховного Бога - Çÿлти Аслă Турă (монотеистического Бога), который был убит людьми (прообраз христа?) Самая распространенная (искусственно и умышленно тиражируемая и пропагандируемая определенными кругами) версия происхождения КИРЕМЕТ, якобы восходит к персидскому или арабскому карамат — «чудо, совершенное святым», с чем очень трудно согласиться, т.к. чувашская (прачувашская) вера имеет многотысячелетнюю основу (до арабскую), еще с тех времен, когда прапредки чуваш жили рядом с евреями, а евреи тогда были "язычниками" (в современном толковании), тоже молились в священных рощах (керем,керам -сад/огораживать "священное культовое место-природный храм")... Прачуваши или евреи – первоисточник религиозных терминов, вопрос спорный, но бесспорно (для меня) - "арабское" слово "карамат" это уже позаимствованное, семитами арабами, у своих братьев - семитов евреев. Будучи священником, полиглот Евфим Малов конечно же не мог говорить о заимствовании религиозных терминов (Киремет, Юмăç, Йĕрĕх и др.) евреями от прапредков чуваш (было другое самоназвание). В своем труде «О влиянии еврейства на чуваш» он пишет: Приравнивать слово киреметь къ арабскому слову керàметъ كرامة чудо, совершаемое святыми; щедрость, милость и проч. нѣтъ основаній. Чуваши не называютъ свою киреметь чудомъ и не разсказываютъ, чтобы кто либо изъ нихъ творилъ чудеса при жизни, или по смерти, чтобы вслѣдствіе этихъ чудотвореній называть извѣстную мѣстность киреметью.Понятіе же о посвященіи, или о заклятіи извѣстнаго мѣста въ честь божества—понятіе, придаваемое киремети, очевидно, уже не первоначальное. Поэтому слово киреметь, если и можно производить отъ еврейскаго слова харамъ חרם исключать изъ общаго употребленія, откуда херемъ (и арабское—хурметъ) будетъ заклятое имущество, то, что посвящается Господу,—но такое значеніе слв-ва Киреметь будетъ, какъ мы сказали, далеко не первоначальное. Намъ представляется, что подъ словомъ Киреметь прежде всего слѣдуетъ разумѣть мѣстность, опредѣленную для Богослуженія. Мы думаемъ, что это слово происходитъ отъ еврейскаго כֱּרֶם (отъ כִּרַם), т. е. керемъ отъ карамъ—окружать, огораживать. Керемъ—огородъ; садъ (оливковый или виноградный Суд. 15, 5; Исх. 22, 4). Посему киреметъ כִּרֵמֵת или кереметъ כְּרֶמֶת будетъ означать мѣстность, огороженную и имѣющую деревья—садъ. На мѣстность именно указываетъ окончаніе атъ или етъ. Женскій родъ этого имени можетъ объясняться подразумѣваемымъ словомъ земля— אֶרֶץ ерецъ. Если мы припомнимъ, что Евреи, особенно язычествующіе, совершали свое идолослуженіе въ рощахъ, или дубравахъ (אשרַת) (см. Исх. ХХХІѴ, 13 Второз. 16, 21; 2 Парал. 19, 3. 33, 3; Исаіи 27, 9. 66, 17. Сравн. Быт. XXI, 33. Второз. VII, 5; XII, 2. 3. 4 Цар. 17, 10. 11. Іезек. 20, 28 Осіи, IV, 13), то будемъ имѣть достаточное основаніе слово Киреметь производить отъ вышеозначеннаго слова керемъ כֱּרֶם. Таково, по нашему мнѣнію, первоначальное значеніе слова киреметь. Обращая далѣе вниманіе на бытъ Чувашъ (и Черемисъ), мы можемъ замѣтить, что у нихъ киремети пріурочиваются, главнымъ образомъ, такъ же къ лѣсамъ, рощамъ, садамъ, или же, за неимѣніемъ лѣсовъ, по крайней мѣрѣ, къ одному какому либо дереву, старой березѣ, липѣ, что киремети и у Чувашъ нерѣдко обгораживаются и т. п. Все это, какъ бы напоминаетъ “и указываетъ на керемъ כֶּרֶם или киреметъ (кереметь)— כּרֶמֶת садъ.»
Ариэль Голан в своем исследовании на географию слова смотрит шире: в поверьях древних греков Кер — демон смерти. Корень слова сохранился и в названиях других мифических существ у греков и римлян: Керы — женщины-демоны, получающие удовольствие от сражений, где люди убивают друг друга, Керикон — жестокий демон, Керкопы — разбойники,Карна — богиня преисподней. Однако этимология слова и функционирование понятия Киремет имеют еще больший ареал. Так, у малайцев существовал театр кукол керамат. Сюжеты и персонажи этих спектаклей заимствованы из древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата». Таким образом, есть основание полагать,что в малайский язык слово пришло из санскрита или через санскрит. Малайский Керамат в основе обладает теми же свойствами, что чувашское божество: меняет вид, лечит больных, приносит разные блага(вызывает в засуху дождь и т.д.). Получается, этимология слова и функции божества одинаковы не только в чувашской, марийской и удмуртской религиях, а значительно шире — они имеют древний ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ субстрат.
Киремет от Ариеев (Парсуаш-"Arăynăm"-КИР). Генетик Олег Балановский: «Очень "индивидуальны" в этом плане чуваши. Сразу вспоминается, что чувашский язык – единственный уцелевший из булгарской ветви тюркских языков. Кавказ и особенно Багдад светлее, чем на предыдущих картах. Окрашены территории эти в оранжевые тона умеренно больших генетических различий. Своеобразие генофонда чувашей задается в первую очередь резко повышенными (по сравнению со всеми соседями) частотами гаплогрупп E и J, типичных для Передней Азии. В целом, генетический ландшафт чувашей не противоречит (в отличие от ландшафта казанских татар) «булгарской» версии их этногенеза.» Как тут не вспомнить, то Синкретическая Традиционная Этническая Религия Чуваш (прачуваш) в наибольшей степени включает в себя зороастризм (самая древняя основа). Латинизированное название Персия происходит от древнеперсидского названия этой области — Парса или ПАРСУАШ. Изначально страна Персией не называлась, название было присвоено древними греками, которые ориентировались на имена племен, которые существовали на побережье Персидского залива – как мы называем его сегодня. Одна из упомянутых народностей носила самоназвание парсов – ПАРСУАШ. Парсы, или же ПАРСУАШ, действительно существовали на данной территории, но они были не единственными. Но те люди, что оказались в итоге персами, изначально именовали себя иначе, а территория с древних времен имела самоназвание «Иран», что можно было перевести как «страна АРиев». Самое древнее название Ирана, а точнее, самоназвание, данное местными жителями, писалось как «Aryānām», что переводится как «арийская земля». «Aryānām» по чувашски: АР - мужчина (и т.д.).; АНА - участок,мера земли (и т.д.). В 558 г. до н.э. царем Персии стал Кир II. Он объединил персидские племена и основал г. Пасаргады, который стал столицей Персидского государства. Он создал огромную империю захватив огромные земли ,в том числе Вавилонию. При КИРе жречество получило возможность возродить древние культы, которым Кир всячески покровительствовал. Более того, власть Кира в Вавилонии не рассматривалась как чужеземное господство, так как он получил царство «из рук бога Мардука», исполнив древние священные церемонии. После смерти Кира в сражениях против массагетов тело царя было забальзамировано, доставлено в Пасаргады и положено в гробницу. Древнегреческий историк Арриан так описывал это место: «В Пасаргадах в царском саду находится гробница Кира; вокруг неё — роща, усаженная разнообразными деревьями и орошаемая ручейками, и луг с высокой травой…» Около развалин этого дворца есть священный огороженный участок с двумя огромными каменными постаментами, предназначенный, вероятно, для общественных богослужений на открытом воздухе, в соответствии с древнеиранскими традициями. Там же открыты фрагменты трех подставок для огня. Это место и можно назвать первым прапарсуашским-прачувашским КИРЕМЕТ? (Кир+ ĕмĕт/Мечта). У некоторых низовых чувашей Татарстана — Киремет/Керемет олицетворяет вхождение в вечность (Кӗр — Войди, ӗмӗте — в вечность).
Н.И. Ашмарин под термином Киремет понимал особо почитаемых духов предков.., /на мой личный взгляд, можно говорить и о том, что духи предков праведных Чуваш поселялись в Киремет, рядом с Киремет/. ЫРĂ - ДОБРО. (Считают, что Вселенская сущность, породившая Ыра (Ра) - духовное начало, объединившись с Материальным началом Ту стало богом Турă.) Из словаря Ашмарина. « ЫРĂ, название духов чтимых Чувашами. Ырăсен сыпакĕсем, поколения (разряды?) духов именуемые Ырă. Ырă означает Киремет: Аслă Ырă –Аслă Киремет, Кеçĕн Ырă – Кĕçĕн Киремет, Вăталăх Ырă – Вăталăх Киремет. » /Старший, младший, средний/. Киремети были от Родовых до "Государственных"- Аслӑ/Мӑн Киремет. Даже при переселении на новое место жительства на далекое расстояние, чуваши продолжали поклоняться прежним местам (приезжая раз в семь лет и чаще), а на новое священное место брали прах/землю (и воду с источника) со старой-родной Киремет. Во время переселения забирали с собой и духов предков, специальным обрядом их призывая. Таким образом, поддерживалась непрерывная связь всех поколений рода на протяжении сотен, а может и тысяч лет.
Также в словаре Н.И. Ашмарина, синонимом слова КИРЕМЕТ, выступает - Кĕлĕ (буквальный перевод - моленье; молитва): Аслă Кĕлĕ -название Киремети (рядом с селами Савруши). Кĕлĕ Амăш - название "божества"; Кĕле ăсти -мастер читать молитвы, знаток молитв; Кĕлĕ выранĕ - место молитвы, мольбище, храм; Кĕлĕ карти - Двор Киремети! ; и другие определения. Обратите внимание, ниже, Кĕлĕ - как Киремет, будет еще коррелироваться и с "Кремацией"...
Миссионерские и часть иных источников называют его (Киремет) злым божеством. По определению А. Альквиста, В.А. Сбоева и Н.И. Золотницкого, Киремет есть высшее существо в царстве злых божеств и составляет оппозицию божеству Турă. По мнению К.С. Мильковича, Х. Паасонена, Т.С. Пассек и Б.А. Латынина, данное божество злое, коварное и гневное. Как объяснял В.А. Сбоев, Киремет по происхождению был добрым, но сделался злым из-за стечения различных обстоятельств. Культовая деятельность, посвященная Киреметю, была особым событием в образе жизни не только чувашей, но и всего урало-поволжского этноса, как среди тюркских (татары), так и среди финно-угорских народов. В марийской мифологии он — божество зла, брат и противник демиурга Кугу-юма. Видимо, близок к истине М. Васильев: марийцы (как чуваши и другие инородцы) с принятием христианства испытали сильное влияние русских и на многие свои верования, в том числе и на киреметей, стали смотреть глазами русских (в первую очередь попов –миссионеров), т.е. как на злых божеств. Аналогично обстоит дело у удмуртов. Здесь он выступает как источник зла и противостоит своему добродетельному брату Инмару. Тем не менее, даже у соседних народов, Киремет амбивалентен, т.е. ДОБРЫЙ и ЗЛОЙ одновременно, соответственно, он в одном лице бывает и СВИРЕПЫМ, и СМИРНЫМ. Приведем миф о появлении Киреметя и киреметищ: «Киреметем первоначально назывался сын верховного бога, его первенец. В колеснице, запряженной белыми конями, он разъезжал по земле, принося с собою плодородие и изобилие, дарил счастье людям. Но подстрекаемые «Злом-"Шуйтаном"» люди убили его. А чтобы скрыть от Бога свое преступление, сожгли тело убитого и прах развеяли по ветру., Там, где пал на землю прах, выросли священные деревья-рощи и возродились КИРЕМЕТ». Обратите внимание, Люди провели с телом сына или брата Бога/ТУРĂ - обряд КРЕМАЦИИ. А что такое Кремация и исходящее от него слово Крематорий? Исторически слово восходит к латинскому глаголу cremo «жгу, сжигаю» , cremare «жечь, сжигать» . /т.е. процесс сожжения тел./. В более широком смысле: «огненное погребение» (хранение умершего, ритуал прощания, сжигание, хранения праха…)…Чувашский язык, как язык имеющий древнейшую основу, несет в себе остаточные элементы праязыка, поэтому в нем обнаруживаются общие параллели и соответствия со словами из разных языков Евразии(мира), в том числе с латинским (латинско-чувашских лексических соответствий несколько десятков слов). Получается, латинское cremare и болгаро-чувашское (поволжское) киремет имели изначально одинаковый корень, и одинаковый смысл. С «кремацией» коррелируются и другие болгаро- чувашские слова, связанные с сжиганием, огнем (и др.) – СĕРĔМ, КăваР, КăМРăк, Кĕль-Кĕлĕ (зола, молитва; как мы ссылались выше на Ашмарина - синоним Киремет ) и другие. Как минимум европейские предки -именьковцы, (возможно и часть ранних болгар) современных поволжских народов ушедшие (в том числе, бежавшие от христианизации) с окраин Византии (возможно и «русо-балты») в 8-9 веках в Поволжье (к примеру у чуваш последнее заметное генетическое вливание было в 9 веке), и в Волжской Болгарии до определенного периода продолжали обряд кремации…: «Здесь, в 20 км. к югу от Болгара, в небольшой группе из 25 насыпей на берегу Волги, на высокой береговой террасе, были открыты погребения, имевшие прямые аналогии с курганными древностями Средней Швеции эпохи викингов (Бирка) и раннегородскими памятниками Древней Руси (Тимерево, Гнездово, Шестовицы и др.). 15 раскопаных курганов имели куполообразную форму, высоту насыпи до 0,9 м, ширину до 8,5 м. Зафиксированы остатки кремации на месте на уровне горизонта. В двух случаях кремация совершена на невысокой подсыпке». Вот эти места кремации («крематории») и были первыми Киремет (где поклонялись духам сожженных предков, совершая обряды) у поволжских народов Волжской Болгарии. Впоследствии, с распространением мусульманства, обряд кремации постепенно сходит на нет, а культ «КИРЕМЕТ» обрастает (наслаивается) новыми религиозными формами, обрядами и условностями (в том числе синкретическими). В Киремет, всегда был (остается) КОСТРИЩЕ, где после проведение обряда жертвоприношения и трапезы, чуваши обязательно сжигали (сжигают) кости и остатки жертвенных животных, продолжая до сих пор условный обряд Кремации.
Еще, например, у алтайцев низшие духи называются кёрмёс, у телеутов существует дух-покровитель дома, именуемый кюрмюш. В. Камилянов пишет: «На Алтае духов предков называют карамасами. У нас и сейчас их называют почти так же - не Керемет а Керемеч. Так что культ керемета не из Аравии (мое примечание- с этим полностью согласен), а из Алтая. Принесли тюркские племена». Это версия тоже может иметь право на существование еще и тем, что Ученые из Оксфорда считают, что чуваши имеют в предках какой-то очень древний народ из Восточной Азии/Алтая (генетический атлас происхождения и смешения народов тоже это показывает), это - "алтайское племя", через длинный миграционный путь тоже явилось одним из десятков компонентов этногенеза современного чувашского народа. Что очень любопытно, в Хабаровском крае народ –Ульчи устанавливают ритуальные столбы – ТУРА. Установка каждого такого столба (ЮПА у чуваш) — важное событие, объединяющее разные поколения ульчей, так как Тура — ритуальный столб — по преданию связывает два мира и соединяет род со своими духами-помощниками. Традиционно столбы устанавливаются в священных для ульчей территориях.
Какие иные версии происхождения «Термина»- Киремет, знают Читатели? , прошу поделиться в комментариях.
Добавил версию от Геннадия Тарасова: "У "Киремет" основа слова - "Ки" (Земля). У шумеров, египтян, а также - южных славян-антов "ки" обозначал землю, а точнее - почву. Древнее название Египта - "Кимет" (Черная земля). Киммерийцев некоторые считают египтянами-мамлюками (наемной армией египтян). У шумеров бог земли и воды имел имя "Энки", а богиня подземного царства мертвых - Эрешкигаль! "Эреш" - паутина, плесень. Киремет - место поклонения духам предков и Богине-матери Земли у этрусков, сармат - предков волжских булгар, а также у южных славян-антов и полян Поднепровья. Есть утверждения, что Всевышний Бог был женат на Богине Земли по имени "Киремет", властительнице подземного мира, злой и коварной. Киремет насылала на Землю землетрясения, болезни, наказывала людей за греховную жизнь. Несомненно, Киремет под другим названием упоминается и в религии Зороастризма. "Зороастра" и "Заратуштра" переводятся, как - Всевышний Бог! Основатели религии Зороастра были потомками шумеров, переселенные мидийцами-скифами на территории Средней Азии (Согд), ныне - Узбекистан."
Ставьте лайки, если понравилось, и подписывайтесь (когда снимут очередную блокировку-ограничение) на мой канал.