Найти тему
О Москве нескучно

Как строили Велотрек в Крылатском к Олимпиаде-80?

Оглавление

Правда ли, что Крылатские холмы создали искусственно? Чем вдохновлялись инженеры и архитекторы при строительстве сооружения? Почему для покрытия велотрека использовали сибирскую лиственницу? А также - для чего трибуны расположили только по бокам? И что в здании велотрека находится сегодня? Читайте до конца, будет интересно!

Искусственный пейзаж

#велотрек построили к Олимпийским Играм 1980 года, которые принимала #москва . Необычная #архитектура сооружения позволила ему прекрасно вписаться в холмистую местность Крылатского. Интересно, что её рельеф также отчасти стал творением строителей. Изначально это была обычная болотистая низина в пойме Москвы-реки.

Велотрек в Крылатском.
Велотрек в Крылатском.

Одну часть воды удалось переместить в построенный также к Олимпиаде гребной канал. Другую - в пруд, который специально для этого создали. На уже осушенную территорию дополнительно насыпали земли. Такими нехитрыми манипуляциями и создали живописный рельеф Крылатских холмов.

План Велотрека в Крылатском.
План Велотрека в Крылатском.

В красивый рельеф нужно было вписать велотрек. Работы над спортивным сооружением поручили группе архитекторов во главе с Ниной Ворониной и Александром Оспенниковым. Однако основная нагрузка упала на плечи инженера Виктора Ханджи (он участвовал в проектировании Останкинской телебашни, а также института "Гидропроект"). Именно Ханджи придумал такую оригинальную конструкцию.

Самый большой крытый велотрек в мире

Первоначально велотрек хотели сделать открытым. От дождя трассу должен был защищать небольшой козырёк. Но в итоге архитекторы передумали. Иностранных гостей нужно было чем-то удивлять. Поэтому советские инженеры решили сделать самый большой крытый велотрек в мире на тот момент.

Строительство велотрека в Крылатском, 1976-1978.
Строительство велотрека в Крылатском, 1976-1978.

Промежуточных опор внутри не предполагалось. Чтобы создать иллюзию объёма и простора. Из-за этого пришлось использовать мембранные перекрытия, как у стадиона в Токио, который принимал #олимпийские игры в 1964 году. Они, как и опоры арок, сделаны из стали для большей устойчивости сооружения.

Олимпийский стадион в Токио к Играм 1964 года.
Олимпийский стадион в Токио к Играм 1964 года.

Велотрек должен был вмещать 6000 зрителей. Однако трибуны расположили только по бокам. Всё дело в том, что вираж сделали под углом в 42 градуса. Если бы сидения находились там, то зрители просто ничего бы не увидели. Интересно, что в отличие от многих объектов того времени, здесь были не скамейки, а индивидуальные пластиковые сидения для каждого зрителя. На момент открытия они были оранжевого цвета.

Как заставить советских велосипедистов ехать быстрее?

Ещё один рекорд того времени - длина велотрека. Дистанция круга составляла 333,33 метра. В мире на тот момент не существовало крытого велотрека с такой дорожкой. Обычно её длина была всего 250 метров. Ширина московской трассы составила 9 метров. В качестве материала для покрытия велотрека выбрали сибирскую лиственницу.

Строительство велотрека в Крылатском, 1978-1979.
Строительство велотрека в Крылатском, 1978-1979.

Есть версия, что инженеры специально выбрали именно это дерево. В 1957 году советская велогонщица З. Тюменцева установила мировой рекорд на дистанции 100 метров в Иркутске. Трасса была сделана как раз из лиственницы. То есть считалось, что на таком покрытии можно развивать более высокую скорость.

Велотрек в Крылатском, 1980.
Велотрек в Крылатском, 1980.

Из-за нетипичной длины круга здание велотрека получилось большим - осью в 168 метров. Архитекторы удачно расположили окна, из которых просматривались местные пейзажи. Кроме того, разделили входы и выходы для спортсменов и зрителей. Также внутри действовала система кондиционирования воздуха, что было очень важно для велосипедистов.

Самая быстрая трасса

Торжественное открытие велотрека в Крылатском состоялось 28 декабря 1979 года, то есть примерно за полгода до того, как началась #олимпиада-80 . Сооружение получилось очень удачным. Внешне оно производило приятное впечатление. Внутри была вся необходимая для спортсменов и зрителей инфраструктура.

Велотрек в Крылатском, 1980.
Велотрек в Крылатском, 1980.

Так что велотрек с блеском принял олимпийский турнир. Московское покрытие снискало славу одного из самых быстрых в мире. На нём установили целых 13 мировых рекордов. Позже на его арене ещё не раз проходили международные соревнования.

В 1990-х судьба стадиона оказалась под вопросом. Велоспорт никогда не был национальным видом для России. Спроектировали олимпийское сооружение так, что для других активностей использовать его было нельзя (например, для проведения концертов).

-8

К счастью, пока велотрек удалось сохранить. Помимо велосипедных тренировок здесь проходят занятия по лёгкой атлетике. Дорожка расположена после внутреннего кольца трека. Кроме того, есть теннисные корты, спортивные секции. И в принципе территория внутри самого велотрека может принимать разного рода спортивные состязания. Например, мини-футбол, гандбол, настольный теннис и др.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!