Волонтер фонда Ольга Соловьева рассказывает, как ее фотографии и видео помогают детям найти семью.
Примечание фонда: Выкладывать фотографии детей, которые остались без семьи, и рассказывать их жизненную историю — неэтично. Но в нашей стране публичный банк данных о детях, нуждающихся в семейном устройстве, — это зачастую единственный вариант для ребенка уйти из детского дома в семью. Мы по-прежнему делаем фотографии детей, снимаем видео и распространяем их в сети, потому что нет других способов помочь ребенку найти семью.
В волонтерство Ольга пришла в 2010 году. Она случайно вышла на форум фонда «Волонтеры в помощь детям-сирот». Сначала переводила деньги, когда шёл сбор, потом помогала отвозить памперсы в больницу. Через какое-то время Ольга увидела, что идет набор в команду проекта «Территория без сирот», где размещают анкеты детей-сирот с фотографиями. Искали человека, который бы занимался пиаром этих детей на других сайтах, связанных с усыновлением. Ольга сидела тогда в декрете и поняла, что такой вариант ей больше подойдет: куда-то постоянно ездить она не могла, потому что у самой был маленький ребенок на руках. Она пошла туда волонтером, а в 2011 году ее позвали в проект «Дети в беде», и Ольга начала заниматься поиском родителей для детей со сложными заболеваниями.
— Я стала ездить к детям в больницы, делать фотографии и снимать на видео. Разговаривала нянями, чтобы понимать, как они видят этих детей. Когда потенциальный родитель звонит региональному оператору, чтобы получить информацию о ребенке, он слышит только диагноз, — говорит Ольга.
Она же рассказывает о детях с другой стороны. Не о диагнозе, а о том, какой у ребенка характер, что он любит, чем он увлекается, какие перспективы дают врачи. И всегда оставляет свою почту, чтобы будущие родители могли с ней связаться.
Ольга приезжает к детям в больницу в Москве, куда их привозят из разных городов на лечение. Некоторым недостаточно одной госпитализации. Бывает так, что следующая нужна уже через два месяца. Проект «Дети в беде» оплачивает няню, с которой ребенок ждет новую госпитализацию, но не в больнице, в реабилитационном центре в Подмосковье.
— Всем так понравилась эта идея, что Зарема (координатор проекта) придумала летний лагерь. Туда привозили тех детей, которые не могут поехать в обычный лагерь из-за проблем по здоровью, — объясняет Ольга.
Она приезжала к ним в этот летний лагерь, фотографировала и продолжала заниматься их устройством в семью. Многие дети смогли найти родителей, пока были в лагере, а у самой Ольги так появился сын. Он приехал вместе с другими детьми и нашел маму.
«Только в семье у детей есть будущее»
Ольга никогда не занималась фотографией профессионально, она работает главным бухгалтером и снимает просто от души. Свои видео она называет «домашними», но, может быть, именно это и цепляет.
— Я снимала на видео одного мальчика. Спросила его, куда они ездили, а они ездили смотреть мультик, кажется, «Ледниковый период». И он так самозабвенно пересказывал сюжет, с таким восторгом. Когда его забрали в семью, мне написала его мама, что это видео им помогло. Без личного общения сложно представить, каким будет ребенок. А по видео, где он сам что-то рассказывает, становится понятно, как он мыслит, что ему интересно. Так потенциальные родители смогут увидеть не только диагноз, но и самого ребенка.
Ольге часто пишут приемные родители слова благодарности за фотографии и видео, которые помогли им найти ребенка. «В федеральном банке данных бывают такие нехорошие фотографии. На них кажется, что ребенок так сильно болен, а на самом деле его просто сфотографировали, когда он зевал или моргнул», — объясняет Ольга. На ее снимках дети улыбаются, играют, рисуют.
Со многими родителями, которым она помогла, она поддерживает связь: «Они присылают фотографии, и мне приятно видеть, как меняются дети в семье, где у них действительно есть будущее, которого у них не в учреждении».
«Шансов больше нет»
Но бывают случаи, когда найти родителей не получается. Семью для одной девочки Ольга искала с другими волонтерами около пяти лет. На их глазах она превратилась из девочки в девушку. Но в 16 лет она была по уровню развития как восьмилетний ребенок. Развиваться в детдоме она не могла: это возможно только в семье.
— Мы уже опустили руки. Под Новый год я сделала провокационный пост, на который многие родители отреагировали негативно. Я написала, что мы больше не будем искать семью для этой девочки. Шансов нет, — вспоминает Ольга. — Но после этого поста откликнулась приемная мама и сказала, что заберет девочку. Она уже видела ее фотографии, и пост спровоцировал ее действовать.
Бывали случаи, когда руки опускали не волонтеры, а сами дети. В прошлом году Ольга ездила фотографировать двух сестер: «Умницы и красавицы. Старшая больше в учебу, а младшая — пацанка, очень активная». Ольга их поснимала, разместила их фотографии, но никто не откликался. Тогда она снова через какое-то время поехала их фотографировать.
— Когда я приехала, некоторым детям уже нашли семью, а этим девочкам — нет. Я позвала их фотографироваться, а старшая начала плакать и говорить, что их никогда не заберут, что ничего не помогает. Я ее успокоила и еще раз поснимала. А в ноябре их забрали в московскую семью.
Еще одного мальчика Ольга фотографировала три года подряд: «Мне в какой-то момент даже стало стыдно, что я его снимаю постоянно, но ничего не получается. Других поснимали один раз — и уже забрали. А его не забирают». Дети расстраиваются, но все равно ждут. В декабре этого мальчика тоже приняли в семью.
«У меня рука легкая»
Ольга рассказывает, что нередко бывают такие случаи, когда приемные родители забирают несколько детей.
— Как-то я случайно увидела, кажется, на сайте «Дети ждут», девочку с синдромом Дауна. Она была такая классная. Машенька. Я сделала пост: «Посмотрите, какая кукла Маша. Я ничего о ней не знаю, но посмотрите, какая она необыкновенная!» Благодаря посту она нашла семью. А потом ее мама взяла еще четверых или пятерых детей с синдромом Дауна. Она мне потом еще писала: «Спасибо, что разместили информацию о Маше». Эта мама стала вести блог на тематическом сайте и рассказывать о своей жизни. После того, как она взяла Машу, она поняла, что это не так сложно, и стала забирать других детей с синдромом Дауна.
В другой раз искали родителей девочке с разными серьезными заболеваниями. На форуме Ольга увидела, что одна семья как раз ищет дочку. Она отправила информацию по этой девочке. Никакого ответа она сначала не получила. А через час ей написала будущая мама: «Я до сих пор отойти не могу. Она просто копия нас всех». У девочки много разных заболеваний и маленький рост. Родители ее называют Дюймовочкой. После нее в семью приняли еще одну девочку и мальчика.
— Я случайно ей отправила информацию о ребенке, но это было такое попадание. Мы часто с другими волонтерами обсуждаем, что у меня рука легкая. И когда я с будущим приемными мамами общаюсь, я всегда говорю им, чтобы они не переживали, потому что у меня легкая рука.
Фонд помогает детям-сиротам получить необходимую медицинскую помощь и уход нянь в периоды реабилитаций и нахождения в больнице.
Мы помогаем учреждениям, содействуя в организации всестороннего обследования, лечения и реабилитации детей-сирот, которым необходима медицинская помощь: устраиваем консультации у лучших московских специалистов, оплачиваем дополнительные анализы, расходные материалы для операций.
Вы можете поддержать фонд, сделав любое пожертвование по ссылке.
Спасибо, что вы с нами и помогаете менять мир в лучшую сторону!
Поддержите наш канал - подписывайтесь и ставьте лайки.