Помните, что происходило в 90-е годы? Лихие, голодные, страшные. Тот кто выжил в 90-е, тому сам черт не брат. Сегодня хочу рассказать историю о том, как мы познавали азы экономики в теории и на практике.
В Иркутский нархоз я поступил в 1992 году, тогда он был еще Институтом народного хозяйства. Потом он переименовывался в Государственную экономическую Академию, впоследствии стал Байкальским государственным Университетом экономики и права. Его то я и окончил в 97-м.
Первая лекция по экономической теории началась с экскурса в плановую экономику и самопрезентации преподавателя.
-Экономика, это не от слова "экономить"! - начал вразумлять нас преподаватель, - это про то, как правильно использовать ресурсы, чтобы преумножать.
-А вообще, - продолжил он. - Меня кусал энцефалитный клещ, а знаете, что бывает, когда он впрыскивает вам дозу яда? Человек либо умирает, либо на всю жизнь становится дураком. Так вот, я - выжил!!!
В зале воцарилась тишина. И тут я понял, что скучно нам точно не будет.
Как только заканчивались пары, мы с друзьями бежали на знаменитую в Иркутске улицу Урицкого, где шла бойкая торговля всем, что можно было купить или продать.
В один из дней, прикупив на "китайке" пару спортивных костюмов, мы расположились на Урицкого в самом хлебном месте, в самом начале улицы. Прохожие и потенциальные покупатели шли плотным потоком, но желания приобрести костюмчик за "лимон" никто выказывал. Поодаль к какому-то мужику стояла целая очередь. Присмотревшись, мы ахнули! Это был наш преподаватель по экономической теории. Он призывно зазывал покупателей, и на табличке с ценой было написано - 800 тысяч, дешевле только на "китайке".
На следующий день, он вызвал меня к доске.
-Сейчас начнет гонять меня по теории, - пронеслось в голове.
-Почему у вас не шла торговля? - спросил препод.
-Может дорого поставили товар?
-Отчасти, - прокомментировал он. - Прежде, чем начать торговлю, я пробежался по рядам и посмотрел цены у всех продавцов и поставил наименьшую, при этом учитывая свою выгоду. Это называется - демпинг! Запишите пожалуйста. Вы стояли как истуканы, молча продавая товар, а его надо рекламировать! И это тоже запишите. И последнее на сегодня. Антиреклама. Я написал, что дешевле только на "китайке". Интеллигентные люди и семьи со средним достатком, иногда одеваются там, но стесняются об этом говорить. Так вот, я поставил им своего рода психологический "барьер". Как человек будет мыслить? Правильно. Лучше я переплачу сотку, но куплю на Урицкого, нежели буду "светится" на китайском рынке.
Вот так нам преподавали азы предпринимательской деятельности)