За этим рейтингом скрывается забавная история. Некоторое время назад мы проводили голосование за лучшую стратегическую игру в редакции. Тогда мы не договорились ни о каких деталях, каждый мог просто перечислить названия, которые им нравились больше всего. После подсчета голосов выяснилось, что три четверти наших топ-20 - это игры 90-х годов, а самая младшая из них была выпущена в 2010 году. Это, конечно, может означать, что мы чрезвычайно сентиментальны, но вполне вероятно, что мы просто давно прошли золотые дни компьютерной стратегии, и сегодня игры не стали такими, какими они были раньше.
20. Warcraft: Orcs & Humans
- Жанр: стратегия в реальном времени
- Создатели: Blizzard Entertainment
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1994
Мы начинаем (с грохота) с игры, которая положила начало одному из самых узнаваемых брендов в истории видеоигр, и стала первым хитом студии Blizzard Entertainment, которая сегодня ... вы очень хорошо знаете, что такое Blizzard сегодня. Первый Warcraft оживил Азерот, страну фантазий, где только что началась великая война между расами людей и зеленокожих орков. Не с этого названия началась история стратегии в реальном времени, но это была очень инновационная игра для своего времени. Помните, что в 1994 году жанр стратегии в реальном времени только зарождался и развивался, поэтому такая очевидная сегодня вещь, как возможность выбора нескольких юнитов одновременно (целых четыре!), Казалась маленькой революцией. Это было не единственное решение, которое добавило глубины игровому процессу Warcraft, которого не хватало конкурентам.
МИНИ-КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКИХ RTS-ИГР
1989 - Herzog Zwei (прародитель консоли, имеющий многие важные особенности более поздних RTS-игр. Создатель Dune II, Бретт В. Сперри, признал, что он был вдохновлен этой постановкой)
1992 - Dune II 1994 - Warcraft: Orcs & Humans
1995 - Command & Conquer
1995 - Warcraft II: Tides of Darkness
Продукция Blizzard также отличалась насыщенной и разнообразной кампанией, в которой создатели не побоялись смелых экспериментов. Примером этого могут быть миссии, в которых мы не могли построить базу и поэтому имели в нашем распоряжении ограниченное количество юнитов. Все это было дополнено атмосферой мрачного фэнтези, которая буквально вылилась из Warcraft благодаря фантастическому аудиовизуальному сеттингу. Именно эта атмосфера навсегда запечатлелась в головах сотен игроков, многие из которых навсегда остались верны этой серии и самому жанру. Бренд, созданный Blizzard, сегодня так же прибылен, как нефтяные месторождения в Кувейте. Сама вселенная, созданная для целей игры, выросла до размеров, достойных Расширенной Вселенной из мира Звездных войн. Напротив, первый Warcraft ужасно постарел, и сегодня в него довольно сложно играть с удовольствием. Тем не менее, это навсегда станет началом одной из самых важных историй в мире компьютерных игр.
Warcraft не был первым титулом California Crew. В начале 1990-х компания называлась Silicon & Synapse и занималась портированием игр для клиентов. Ее второй игрой (первой была RPM Racing на SNES) была аркада The Lost Vikings. Он рассказал довольно странную историю. Его главными героями стали трое викингов, похищенных ... злым космическим лордом Томатором. Задача игрока заключалась в том, чтобы направить судьбу отважных воинов таким образом, чтобы они могли безопасно покинуть планету Крутон и вернуться в свое поселение.
19. Heroes of Might and Magic II
- Жанр: пошаговая стратегия
- Создатели: New World Computing
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1996
В 1990-х стратегические игры были разделены на два основных направления: мы могли выбирать игры с действием в реальном времени или игры, в которых действие происходило по очереди. Лидером среди последних стала серия Heroes of Might and Magic, успешно перенесшая известную пока что от жанра ролевых игр виртуальную вселенную «Магии и меча» в мир управления, планирования и великих сражений. Вторая часть популярных Героев рассказывает о гражданской войне, разразившейся на земле Энрота после смерти ее нынешнего короля Морглина Железного Кулака (мы могли встретиться с ним в первой части серии). С точки зрения игрового процесса, это была в первую очередь эволюция по сравнению с столь же успешной частью первой. Таким образом, мы получили классическую формулу, основанную на системе ходов, в которой мы перемещались по доске, полной сокровищ и опасностей, мы расширяли замки и сражались в битвах (также пошаговых). Основным курсом было фантастическое сочетание элементов RPG, то есть развития наших героев, со стратегическим аспектом.
Титульные герои, которые могли изучать новые навыки, развивать атрибуты и собирать магическое снаряжение, также были военачальниками. Последующие попытки получить новые источники сырья, тактические сражения и осады или постоянное расширение нашего жилого массива тянулись долгие часы. Что касается первой части, создатели предложили больше классов персонажей и замков, новую систему произнесения заклинаний и возможность улучшения некоторых фантастических существ в нашей армии, и каждое из этих решений сработало отлично. По сути, серия Heroes использует такую вневременную механику игрового процесса, что я мог бы с чистой совестью порекомендовать и вторую часть сегодня. Однако я не буду этого делать, потому что в нашем списке будет еще одно название такого типа, которое, на мой взгляд, даже лучше.
18. Master of Orion II
- Жанр: 4X космический корабль
- Создатели: SimTex
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1996
Жанр 4X сегодня переживает вторую молодость, о чем свидетельствует тот факт, что Stellaris выиграла в нашем последнем рейтинге по современным стратегиям, а другие представители этого типа игр заняли высокие места. Однако, вероятно, ни один из этих спектаклей не был бы создан, если бы не Master of Orion II. В 1996 году вторая часть этой космической саги изменила все, что сегодня считается стандартом стратегии 4X. Задача игрока заключалась в создании империи, которая стала бы доминирующей силой в огромной галактике. В то же время мы управляли буквально всеми аспектами нашего государства - от экономики, исследований и политики до военных конфликтов.
Термин 4X - это аббревиатура, означающая «исследовать, расширять, эксплуатировать, уничтожать». Интересно, что мы точно знаем, кто первым использовал эту фразу. Первую часть Master of Orion в этом обзоре описал Алан Эмрих, автор книги Computer Gaming World. Это был 1993 год, через два года после премьеры «Цивилизации».
Мы могли не только решить, какую политическую систему принять или с кем заключить союз, но и даже как будут выглядеть корабли нашего звездного флота. Игра была бескомпромиссной, сложной и не прощала ошибок. Здесь не было места дилетантам, каждое решение приходилось обдумывать по несколько раз, и нужно было хорошенько подумать, поднимать налоги сейчас или разорвать дипломатические контакты с беспокойным соседом. Кроме того, этот элемент содержал множество цифр и статистических данных, описывающих последствия наших решений. Все это сделало Master of Orion II чрезвычайно сложным, но дьявольски затягивающим генератором настоящих космических опер. О классе этой игры свидетельствует тот факт, что она даже сегодня является ориентиром при оценке других игр своего жанра.
17. Shogun: Total War
- Жанр: сочетание стратегии в реальном времени и пошагового игрового процесса.
- Создатели: Creative Assembly
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 2000
На рубеже тысячелетий в мире компьютерных стратегий произошла еще одна революция. Как я уже упоминал, в 90-е было довольно четкое разделение на пошаговые стратегии и стратегии в реальном времени (например, из этого вырвалась серия Lords of the Realm). В 2000 году Creative Assembly навсегда разрушила стену между этими двумя типами игрового процесса и подарила миру первую Total War. Действие Shogun: Total War происходит в Японии в период сэнгоку, когда великие кланы самураев вели кровавую борьбу за власть и влияние. Однако важнее всего была не выбранная эпоха. Работа британской студии отличалась блестящим сочетанием игрового процесса на стратегической карте, где мы попеременно управляли нашим кланом с компьютерным противником в глобальном масштабе, с захватывающими и жесткими сражениями в реальном времени.
До того, как Creative Assembly создала свою флагманскую серию, студия больше ассоциировалась со спортивными играми. У команды, среди прочего, есть порт для ПК с FIFA International Soccer, первым в истории серии FIFA.
Это также было исполнением желаний многих энтузиастов компьютерных стратегий, которые всегда мечтали иметь возможность управлять всей страной в одной игре и в то же время командовать отдельными юнитами во время тактических стычек. Как оказалось, это видение было максимально реалистичным, а сочетание поворота и реального времени принесло много новых возможностей. На карте кампании мы не только набирали новые войска, но и проводили полноценную политику с дипломатическими контактами, предательствами и атаками на вражеских генералов.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
На протяжении многих лет разработчики из Creative Assembly придерживались исторической обстановки, и их последующие разработки относились к последующим историческим эпохам. Серия Total War была основана на нескольких крупных играх, которые циклически переносили нас в феодальную Японию, средневековую Европу, Древний Рим и период современных войн. Лишь в 2016 году студия выпустила Total War, действие которой происходило в фантастической вселенной Warhammer. Игра и ее продолжение имели огромный коммерческий успех и обновили бренд. Сравнительно недавно вышла и первая часть саги о второстепенных спин-оффах, которые снова возвращаются к историческим реалиям, но в несколько меньшем масштабе. Эти действия являются хорошим примером того, как можно обновить конвенцию, не нарушая ее принципов полностью.
С другой стороны, в битвах отсутствовали какие-либо экономические элементы, поэтому нам не нужно было беспокоиться о сборе ресурсов и мы могли сосредоточиться на тактическом аспекте игры. Этот был проведен превосходно, благодаря чему я до сих пор помню некоторые стычки, произошедшие почти двадцать лет назад. Первая Total War была также началом нового жанра гибридной стратегии и в то же время отличной серией игр, которые до сих пор остаются на вершине рейтингов популярности. За прошедшие годы у этой модели игрового процесса появилось много последователей, таких как серия King Arthur или Imperial Glory.
16. Age of Empires II
- Жанр: RTS
- Создатели: Ensemble Studios
- Платформа: ПК, PS2
- Год выпуска: 1999
В нашем предыдущем списке мы писали о ремастере Age of Empiers II, который на самом деле был сосредоточен в основном на улучшении графического дизайна этого предмета. Однако в этом резюме есть место для оригинального издания этого вневременного названия. Тот факт, что игра практически не меняется в рейтинге как классики, так и лучших на данный момент произведений своего жанра, должен говорить сам за себя.
Однако, если бы я объяснил, почему Age of Empires заслуживает чести быть классикой жанра, я бы просто сказал, что это квинтэссенция того, что мы ожидаем от достойной RTS. Огромное количество фракций и отличный баланс игры, а также фантастическая атмосфера той эпохи сделали игру захватывающей на несколько часов. К этому добавляется большое количество однопользовательских кампаний и хорошо реализованный мультиплеер, чтобы получить готовый рецепт успеха.
Age of Empires II выпустила консольную версию в то время, когда еще никто не слышал о Halo Wars. Игра была выпущена на PlayStation 2, и ее порт, выпущенный Konami, был тогда одним из немногих предложений для поклонников консольных стратегий. Специфика платформы заставила создателей снизить разрешение, что сделало игру менее читаемой, чем на ПК. К этому следует добавить управление с помощью пэда, что практически сделало невозможным быстрое микроуправление юнитами, что часто в RTS было решающим для победы в онлайн-матче. Тем не менее, разработчики заслуживают похвалы за смелость, потому что даже сегодня стратегии в реальном времени - нишевый жанр на консолях.
Многие из нас очень любят это название. Более чем один игрок потратил долгие часы на строительство укреплений своей деревни и подготовку своих отрядов к атаке вражеского поселения. Для тех, кто помнит времена расцвета этого сериала, вторая часть Age of Empires - это прежде всего огромный груз воспоминаний об ушедшей эпохе электронных развлечений. Верно сказать, что сегодня такие стратегии не применяются.
15.The Settlers (1993)
- Жанр: экономическая стратегия
- Создатели: Blue Byte GmbH
- Платформы: ПК, Commodore Amiga
- Год выпуска: 1993
Большинство игр, упомянутых до сих пор, ориентированы в первую очередь на военный аспект. Хотя военное дело и война также присутствуют в The Settlers, но в немного более юмористической условности, экономический аспект находится в центре названия. Цель игрока здесь, прежде всего, - расширить собственное средневековое поселение, что не является тривиальной задачей. Studio Blue Byte GmbH приложила немало усилий для создания сложного и разумного двигателя экономических отношений, в котором даже простой сбор сырья представляет собой довольно сложную деятельность, требующую размышлений.
В каком-то смысле поселенцы являются прародителями популярного сегодня жанра экономических стратегий, в котором мы управляем развитием относительно небольших сообществ. Многие разработчики современных инди-игр сейчас пытаются, с большим или худшим успехом, воссоздать эту чрезвычайно захватывающую модель игрового процесса. Northgard от Shiro Games считается наиболее близкой к ней игрой.
Одной отправки поселенцев на рудник уже недостаточно, чтобы обеспечить мир и возможность посвятить себя страсти к разрушению поселений врага. На этот раз каждый собранный материал нужно передать соответствующим мастерам, чтобы они смогли изготовить интересующие нас изделия. Каждая такая производственная цепочка требует соответствующих логистических мощностей, так как добытое сырье не будет доставлено само на склад или в кузницу. Каждый предмет переносится от флага к флагу трудолюбивыми носильщиками, и если мы потеряем пути и здания, передача ресурсов задержит нашу экономику. Например, чтобы набрать простого солдата, нам нужно изготовить меч и щит. Для этого нужно накормить горняков (фермы, мельницы, пекарни), доставить руду и уголь на плавильный завод, затем железо и уголь кузнецу. В этом суть The Settlers. Следует помнить, что у нас ограниченное количество поселенцев, поэтому даже казалось бы простые задачи могут оказаться довольно сложной задачей в этой игре.
14. Age of Empires III
- Жанр: RTS
- Создатели: Ensemble Studios
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 2005
В 2005 году классические стратегии в реальном времени были уже редкостью, а некоторые даже объявили о конце жанра. Между тем, после нескольких лет отсутствия на трон вернулся король, который напомнил всем сомневающимся, что такая модель игрового процесса все еще может доставить массу фантастического удовольствия. Третья часть Age of Empires ознаменовала переход серии к полноценному третьему измерению. Такой шаг был связан со значительным риском. Такие далеко идущие изменения означали необходимость изучения многих аспектов производства с нуля. Тем не менее, команда Ensemble Studios оказалась великолепной, и в их постановке все, что было хорошего в предыдущих выпусках, сочетается с впечатляющей аудиовизуальной обстановкой.
На этот раз мы переместились во времена колонизации Америки и создания Соединенных Штатов. В игре по-прежнему было много контента, хотя у нас было меньше кампаний и игровых фракций. Но это была цена гораздо большего разнообразия. Кампании оказались намного продолжительнее и полны более сложных игровых сценариев. Однако доступные нации отличались друг от друга гораздо больше, чем в предыдущих частях. Это также было связано с тем, что на этот раз больше внимания было уделено многопользовательскому режиму, который, однако, не вошел в мировые киберспортивные игры.
ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ
Хотя Age of Empires III продавалась очень хорошо, многие фанаты были разочарованы тем, что игра по-прежнему явно выделялась из классической условности серии. Создатель сериала Брюс Шелли в 2011 году в интервью Kotaku признал, что слишком большой упор на инновации был ошибкой. Ensemble Studios больше не продюсировала следующую часть своего хита и закрылась после премьеры Halo Wars. К счастью, в 2017 году Microsoft официально подтвердила, что работа над четвертой частью серии продолжается, и теперь бренд находится в руках Relic Entertainment, создателя таких сериалов, как Dawn of War и Company of Heroes. К сожалению, три года спустя, в 2020 году, мы все еще знаем об этом проекте так же мало, как на момент его анонса.
Age of Empiers III - это, прежде всего, отличное резюме этой саги. В игре есть лучшие элементы своих предшественников, которые были улучшены и представлены в гораздо более привлекательной обстановке. Таким образом, эту игру стоит рекомендовать игрокам, незнакомым с серией и испытывающим отвращение к старой эре двухмерных RTS.
13. Command & Conquer: Red Alert
- Жанр: RTS
- Создатели: Westwood
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1996
Пока что в области стратегии в реальном времени мы уже выделили Ensemble Studios и Blizzard и, таким образом, бесспорную элиту 90-х. Теперь пора представить вам еще одного супертяжелого игрока - студии Westwood и его Red Alert перед вами. Давайте проведем мысленный эксперимент: представим на мгновение, что в 1946 году Альберт Эйнштейн изобрел способ путешествовать во времени, а затем путешествует примерно на 20 лет в прошлое и убивает Адольфа Гитлера ... Советский Союз намеревается завоевать Европу, бросив вызов союзным силам и начав новый глобальный конфликт.
Хотя эта история звучит как очень плохой сценарий c фильма, на самом деле это сюжет одной из самых знаковых стратегических игр в истории индустрии. Red Alert занял заслуженное место в памяти целого поколения геймеров, решивших в 1996 году, как будет развиваться это безумное видение альтернативной истории.
И МЕЖДУ СТАЛИНОМ В МИССИЯХ ФЛАГРАНТИ
Вся серия Command & Conquer славилась тем, что сюжет представлен в виде фильмов с реальными актерами. В Red Alert у каждой стороны конфликта было около 45 минут таких материалов, которые в совокупности вылились в практически полноценный фильм. Вы можете найти такие сборники на YouTube и по сей день, но стоит помнить, что игра находилась на большом расстоянии от себя и все это было условно сатирической. Добавим, что это довольно смелая сатира, поэтому не удивляйтесь, когда увидите, как Сталин играет в постели со своей возлюбленной, которая, кстати, является главой НКВД.
В игре были представлены только две стороны конфликта, которые существенно отличались друг от друга, и у каждой была своя содержательная и сильно вымышленная кампания. Важно отметить, что вопреки распространенному мнению, Red Alert тоже была непростой игрой. Многие люди фактически использовали тактику создания как можно большего количества юнитов и наводнения ими вражеской базы. Однако, если вдаваться в подробности, быстро выяснилось, что разные типы наших подчиненных противостоят друг другу, и для эффективной игры против живого противника требовалось нечто большее, чем масса пушечного мяса.
12. Company of Heroes
- Жанр: Тактическая стратегия в реальном времени
- Создатели: Relic Entertainment
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 2006 г.
Как видите, 90-е годы были полны классических стратегий в реальном времени. Однако на рубеже веков рынок был в некотором роде перенасыщен, и создатели использовали это соглашение все реже и реже, а количество серийных клонов Warcraft и Age of Empires резко упало. В стиле III Age of Empires все еще оставались драгоценные камни, но жанр нуждался в серьезном обновлении. Он пришел с Company of Heroes.
Я до сих пор помню, как впервые увидел рядового Райана и «Компанию братьев». Эти работы произвели революцию в теле- и кинематографическом видении Второй мировой войны в моих глазах, добавив ему устрашающего реализма. Подобное явление произошло в случае компьютерных игр, где Medal of Honor: Allied Assault и оригинальная Call of Duty заново исследовали этот конфликт от первого лица. В жанре стратегии в реальном времени аналогичную работу проделала студия Relic Entertainment, которая, создав свою версию Band of Brothers, перевернула существующую конвенцию с ног на голову. Здесь не было буквального сбора ресурсов. Вместо этого мы занимали стратегически важные пункты, за которые командование набирало очки, которые можно было потратить на последующие подразделения. Создатели, отказавшись от классических решений, предложили настоящую глубину тактических стычек. Солдаты под командованием могли спрятаться за укрытием, обойти врага с фланга или запаниковать под шквальным огнем. Кроме того, мы могли вызвать поддержку с воздуха или артиллерийский огонь из-за пределов карты. Физика тоже была впечатляющей. Танки могли переезжать через заборы, а саперы взрывать мосты. Хотя столкновения были относительно небольшими по масштабу, им нельзя было отказать в размахе, благодаря которому каждое появление на сцене тяжелой техники (танков, артиллерии) заставляло вздрагивать. Company of Heroes была смелой игрой, которая не боялась нарушать стереотипы и вводить инновационные решения. Это был один из тех экспериментов, которые на много лет произвели революцию в этой области. К сожалению, индустрия на тот момент не была так заинтересована в РТС, как раньше, и рынок не увидел столько последователей, сколько нам хотелось бы.
11. Dungeon Keeper (1997)
- Жанр: сочетание экономичной игры и игры в жанре Tower Defense.
- Создатели: Bullfrog Productions
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1997
Отбросив на мгновение в сторону всепоглощающую атмосферу глобальных вооруженных конфликтов, позвольте нам воздать должное Питеру Молинье. Надо признать, что хотя сегодня этот парень, как чисто политический деятель, дает пустые обещания, за время работы в Bullfrog Productions он принес много пользы миру компьютерных стратегий. Dungeon Keeper - это, прежде всего, фантастическая идея и прекрасный пример того, что иногда действие в соответствии с принципом «повернуть кошку хвостом» может принести удивительные результаты. На этот раз у нас есть симулятор злого лорда подземного мира, который пытается защитить свое темное королевство от сменяющих друг друга волн законопослушных героев.
Самое главное, что после премьеры игры быстро выяснилось, что роль лукавого понравилась многим игрокам. Эта условность, конечно, носила сатирический характер, но надо признать, что игра была реализована действительно впечатляюще. Исходя из предположения, что дьявол кроется в деталях, команда Питера Молинье сосредоточилась на том, чтобы сделать как можно больше из них в своей работе. Таким образом, мы получили комбинацию экономической игры с защитой башни - мы могли построить свои собственные камеры пыток или разводить адских миньонов, которые сражались с напыщенными героями, пытающимися достичь Сердца подземелья. Акцент на деталях и мелочах проявился в таких аспектах, как, например, возможность переключения вида с изометрической проекции на изображение, видимое глазами наших адских солдат. Благодаря полностью трехмерной графике мы могли практически лично осмотреть следующие строящиеся комнаты и лично прочувствовать атмосферу темного подземелья. Несомненный талант Питера Молинье к инновациям и демонстрации совершенно иной точки зрения раскрывается в Dungeon Keeper. Жалко, что сегодня редко кому-либо из разработчиков хватает смелости проводить подобные эксперименты, а сам Питер в своих видениях далеко вышел за рамки здравого смысла.
10. The Settlers II
- Жанр: экономическая игра
- Создатели: Blue Byte GmbH
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1996
Вторая часть The Settlers имеет прежде всего огромный коммерческий успех и для многих является лучшей частью серии. Settlers II - это также развитие проверенной концепции и набора безопасных решений в красочной визуальной обстановке. Однако это ни в коем случае не возражение, поскольку здесь создатели пошли нелегким путем. Напротив, те элементы игры, которые хорошо работали в первой части, были отшлифованы и обернуты действительно впечатляющей для своего времени графикой и добавили много нового контента, который расширил возможности игрока, не переворачивая игровую модель с ног на голову.
В игре появились новые здания и производственные цепочки, четыре игровые фракции (римляне, викинги, африканцы и японцы) и обширная одиночная кампания. Settlersi II оставался экономическим положением, которое фантастически имитировало экономику небольшого сообщества. Вмешательство в эту экономику было чем-то вроде операции или, скорее, экспериментов над живым организмом, который динамически реагирует на наши действия. Это была невероятно захватывающая система, и, что важно, сохраняющая свою логическую природу, в конце концов, чтобы иметь эффективных солдат, необходимо было построить для них пивоварню и сделать ее продукты доступными для них.
К сожалению, с третьей частью The Settlers (сама она до сих пор многими считается великой) начался медленный спад серии, терявшей свой характер от одной части к другой. С другой стороны, ее наследие остается живым, и его можно увидеть практически во всем сегменте экономических игр.
9. Black & White
- Жанр: игра бога
- Создатели: Lionhead Studios
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 2001
Еще одна игра Питера Молинье в нашем списке - произведение, достойное настоящего художника. В Black & White этот легендарный разработчик сегодня раздвинул границы того, чем может быть стратегическая игра. Основное предположение этого типа титулов - поставить игрока в положение человека, принимающего решения, задача которого - управлять подчиненными ему юнитами в большом или малом масштабе. Таким образом, мы можем найти постановки в этом жанре, которые передаются нам небольшими военными или экономическими единицами, а также те, в которых мы руководим судьбой целых народов.
Работа Lionhead Studios сделала еще один шаг вперед и сделала нас богом, который борется за души всех людей, населяющих его мир. Из-за того, что у нашего альтер-эго не было физического персонажа в игровой вселенной, модель игрового процесса также сильно изменилась. Мы не могли просто отдавать приказы, выбирая больше юнитов и нажимая на место, чтобы атаковать или обнаружить. Нам приходилось влиять на местное население косвенно, через чудеса, которые убедили нас больше сомневающихся. Более прямое вмешательство стало возможным благодаря нашему знакомому, могущественному существу, которое развивалось и адаптировалось к нашим действиям в ходе игры. Это отнюдь не было обычным подразделением, отличавшимся только своими значительными размерами и мощью. Каждого фамильяра управлял продвинутый модуль искусственного интеллекта, который по своему уровню превосходил все, что мы даже находим в сегодняшних играх. Во время игры мы учили его правильному поведению, как собаку, награждая и ругая.
СИМУЛЯТОР БОГА
Black & White не была первой попыткой Питера Молинье в жанре игр про богов. В 1989 году вместе со своей студией он создал игру Populous, которая де-факто положила начало виртуальной игре про бога. Эта серия, хотя и несколько забытая сегодня, имела в свое время огромный успех, благодаря чему позиции Molyneux на рынке электронных развлечений значительно выросли. Нововведения, интересные идеи и их нестандартное воплощение в нескольких последующих работах Bullfrog Productions обеспечили создателям Black & White вневременную репутацию провидца, которая позволяет ему с разной степенью успеха реализовывать свои амбициозные планы и по сей день.
Black & White была новаторской работой, но также и одним из последних действительно успешных проектов Питера Молинье. Тем не менее, она по-прежнему остается игрой настолько уникальной и нетрадиционной, что ее стоит попробовать, несмотря на неумолимое течение времени.
8. Command & Conquer (1995)
- Жанр: RTS
- Создатели: Westwood Studios
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1995
Первая часть серии Command & Conquer сегодня является культовым предметом, который в то же время содержит все элементы, которые определяют эту серию в следующих частях. Это также название, которое представляет собой следующий шаг в эволюции стратегии реального времени. Геймплей в Command & Conquer в основном сводился к классической схеме, по которой мы расширяли базу и набирали юнитов - их задачей было уничтожение укреплений противника. Конечно, для этого нам потребовались ресурсы, в частности тиберий, который также стал причиной всей драки между двумя фракциями в игре. Хотя эта модель казалась невероятно простой, она создавала много возможностей для повышения производительности. Мы могли построить сильную экономику и оборону, чтобы окончательно затопить врага огромным количеством наших войск, а также попытаться подорвать и уничтожить беззащитные комбайны противника, тем самым лишив его шанса на развитие. Обе кампании, доступные в игре, содержали в общей сложности около часа кат-сцен с реальными актерами, что придавало игре особую атмосферу. В 1995 году возможности первой версии Command & Conquer были очень впечатляющими. Важно отметить, что эта игра создала новое качество, которое впоследствии обеспечило всей серии место в истории компьютерных игр.
7. Sid Meier’s Civilization (1991)
- Жанр: пошаговая стратегия, 4х
- Создатели: MicroProse
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1991
1990-е были временем чрезвычайно динамичных технологических изменений для всей индустрии компьютерных игр и, как следствие, фантастических видений разработчиков. Вычислительная мощность машин, увеличивающаяся почти мгновенно, и, что более важно, ее растущая доступность, безусловно, стимулировали воображение программистов. В какой-то момент одному из них пришла в голову идея смоделировать всю историю человечества. «Первая цивилизация» Сида Мейера - определенно амбициозный проект. Пошаговая игра 4X позволила управлять судьбами целых цивилизаций на протяжении более шести тысяч лет. Надо признать, что идея, лежащая в основе этого названия, вдохновила не только самих создателей, но и игроков, что в сочетании с высоким мастерством сделало эту революционную постановку успешной.
БЕСКОНЕЧНЫЙ КОНЕЦ МИРА
Насколько захватывающими были первые части Civilization, может быть доказано тем фактом, что некоторое время назад в Интернете распространялась информация об игроке с ником «lycerius», который играл во вторую часть этой серии более ... 10 лет. . Игра, которую он начал в каменном веке, когда был опубликован его пост на Reddit, была уже в 3995 году нашей эры и имела очень мрачное видение мира. Вся планета была разделена на три государства: кельтские коммунисты и скандинавские и американские религиозные фанатики. Эти империи вели постоянную войну друг с другом, которая более тысячи лет держала их в разрушительном тупике.
Посмотрим правде в глаза, каждый, кто в то время тянулся к Civilization, задавался вопросом, что было бы, если бы он оказал влияние на судьбы человечества. Желание написать собственную альтернативную историю побудило сотни игроков сыграть в игру, которые позже застряли в ней часами из-за распространения синдрома «еще одного хода». Игра затягивала, как болото, и предлагала беспрецедентную для своего времени глубину игрового процесса. Управление собственными людьми было связано с необходимостью действовать во многих областях, таких как политика, экономика и технологическое развитие. Каждый из этих аспектов требовал тщательного внимания и планирования в масштабах более крупных, чем любая другая игра того времени. Сегодня у нас гораздо более продвинутые стратегии, которые часто отражают реалии данных исторических эпох на уровне научных публикаций. Несмотря на это, видение Civilization все еще живо и на протяжении почти тридцати лет питало одну из самых важных серий стратегических игр.
6. Dune II
- Жанр: RTS
- Создатели: Westwood Studios
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1993
По мере того, как мы поднимаемся на вершину нашего рейтинга, мы также движемся назад в истории студии Westwood. Мы уже представили две части серии Command & Conquer, но сейчас настало время для настоящей вехи в истории электронных развлечений. Трудно составить надежный рейтинг классических стратегических игр без включения названия, положившего начало такому важному жанру, как RTS. Студия Westwood на протяжении многих лет не только определяла стандарты для стратегии в реальном времени, но и создала этот тип игр, когда в 1992 году выпустила адаптацию классического научно-фантастического романа. Dune 2: The Building of a Dynasty имеет довольно простую по сегодняшним меркам модель игрового процесса, но в свое время это была настоящая революция. В нашем распоряжении было три фракции, которые немного различались, и каждая игра была основана на одном и том же пути: сбор специи (меланжа), которая является основным ресурсом, строительство базы, набор юнитов, атака врага. Тем не менее, именно Dune 2 сформировала концепцию, которая позже была развита в сериях Warcraft и Command & Conquer.
Согласитесь, редко встречаются названия, которые навсегда меняют облик нашей индустрии. Так что сегодня не имеет значения, как выглядит Dune 2 и насколько грубоват игровой процесс, потому что в течение многих лет мы очень весело играли в игры, которые без этой позиции, возможно, никогда бы не были созданы.
5. StarCraft II
- Жанр: RTS
- Создатели: Blizzard Entertainment
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 2010
Пятерку самых значимых представителей классики в истории компьютерных стратегий открывает очередная знаменитая продукция от Blizzard. Фанатам пришлось долго ждать второй части StarCraft, но в конце концов, несмотря на множество критических замечаний, калифорнийская студия доказала, что может использовать одни из лучших стратегий на рынке. Создание продолжения великой работы, сделанной много лет назад, почти всегда обречено. Особенно, если для этого сиквела вам нужно выглядеть на двенадцать лет. За это время ожидания фанатов могут вырасти до невообразимых размеров, и окончательное удовлетворение каждого просто невозможно, даже для таких ветеранов, как команда Blizzard. Тем не менее разработчики преуспели в этом непростом трюке, потому что Wings of Liberty, несмотря на критику, имела огромный успех.
StarCraft II стала одной из самых продаваемых стратегических игр всех времен, и ее победная серия не была остановлена даже таким спорным решением, как разделение игры на три отдельные части. Сегодня это в первую очередь киберспорт. Даже если это не самая популярная дисциплина на турнирах по электронному спорту, она присутствует на них постоянно, а многопользовательские серверы посещает постоянное и значительное количество игроков. Именно они создают сообщество, которое остается верным своей игре, что является важнейшим показателем популярности этого вида продукции. Также стоит отметить, что StarCraft II практически сразу вошла в канон киберспорта, хотя в день ее выхода еще не было никакой уверенности в ее успехе (хотя и весьма вероятно). Все это показывает силу бренда и исследования, стоящие за ним. В 2010 году Blizzard доказала, что ее классическая формула стратегии в реальном времени по-прежнему остается первоклассной. Однако, чтобы полностью понять феномен этой студии и самого бренда StarCraft, необходимо вернуться на десятилетие назад ...
4. StarCraft
- Жанр: RTS
- Создатели: Blizzard Entertainment
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1998
На дворе 1998 год, первая игра Baldur's Gate только что вышла на рынок, и Microsoft выпускает Windows 98. В то же время проходит премьера первой игры StarCraft, которая сразу же становится мировым хитом. Blizzard в очередной раз произвела революцию в жанре стратегии в реальном времени. Его игра предлагала три однопользовательские кампании, по одной для каждой игровой расы. Представленный рассказ стал не только поводом для веселой молотьбы, но и достойным рассказом, разыгранным с размахом, достойным величайших произведений научной фантастики.
Геймплей был на таком же уровне. Каждой из фракций играли по-своему, и все же в игровом процессе сохранялся правильный баланс. Ключом к победе, особенно над другим живым игроком, было знание сильных и слабых сторон противника и хорошо продуманная стратегия. Серверы компании были заполнены игроками в мгновение ока, желающими выгнать противников с другой стороны мира. Первый StarCraft стал уникальным опытом для одиночного игрока, который провел три захватывающих кампании, и в то же время стал причиной настоящей многопользовательской революции в то время, когда высокоскоростное подключение к Интернету было не таким дешевым и легкодоступным. Игра быстро стала легендой из международного хита. Недостаточно просто говорить о «финансовом успехе». StarCraft - одна из самых продаваемых франшиз в истории электронных развлечений, и Blizzard также зарабатывала деньги на фигурках, настольных играх и романах. Это также одна из тех игр, с которых началось явление, известное сегодня как киберспорт. В Южной Корее это явление почти переросло в национальную дисциплину, что не часто случается в компьютерных играх. Я могу часами рассказывать о причинах, по которым StarCraft находится в этом списке, но в любом случае это не имеет особого смысла, так как большинство из вас, вероятно, их уже знают, что объясняет присутствие этого названия в нашем списке.
3. UFO: Enemy Unknown
- Жанр: тактическая пошаговая игра
- Создатели: MicroProse
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1994
В тройку лидеров нашего списка входят игры, представляющие величайшие достижения развития в своем жанре. Это также игры, которые трудно сравнивать, потому что каждая из них предлагает совершенно другую модель игрового процесса. Первым идет шедевр компьютерных тактических игр. UFO: Enemy Unknown основана на пошаговой механике, и игра разделена на два основных сегмента. Первая несколько напоминает классические игры про магнатов и фокусируется на управлении организацией X-COM, созданной для борьбы с атаками пришельцев.
Цель игрока - иметь финансовые и человеческие ресурсы своей подчиненной группы таким образом, чтобы она не развалилась и могла выполнять последующие задачи, то есть выигрывать тактические битвы, в которых мы командуем набранными нами солдатами. Сможем ли мы успешно выполнить миссии, зависит как от того, как мы направляем нашу тактическую деятельность, так и от того, как будет развиваться наша организация. Неадекватные инвестиции или отсутствие научных разработок могут взять реванш так же быстро, как непродуманное решение на поле боя. К этому добавляется сильный элемент RPG, так как каждый из наших солдат приобретает опыт и развивает уникальные навыки. Так что это не случайно сгенерированные инопланетные гриндеры, а персонажи, к которым мы привязались и чья смерть на поле битвы действительно ранит. Решения, предложенные в первой части НЛО, определили жанр тактических пошаговых игр на последующие годы. Даже сегодня серия, возвращенная к жизни, торжествует, о чем свидетельствует присутствие ее новейшей части в нашем списке лучших стратегических игр последних лет.
2. Heroes of Might and Magic III
- Жанр: сочетание пошаговой стратегии и ролевой игры.
- Создатели: New World Computing
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 1999
Вы можете написать книгу и докторскую диссертацию об игре, которая оказалась на втором месте в нашем рейтинге, и тема не будет исчерпана. Heroes III - это не только часть истории электронных развлечений, но и феномен, который продолжается и по сей день. Третья часть Heroes предлагает, вероятно, лучший пошаговый игровой процесс на свете. Фантастическое сочетание управления городом с тактическими столкновениями и развитием героев буквально затягивает. Хотя то же самое можно сказать и о только что обсуждавшейся UFO: Enemy Unknown, эти игры совершенно разные. Heroes III находится в фэнтезийном климате (прямо из другой классической серии - Might and Magic), а игровой процесс представляет собой смесь игр 4X с классической RPG. Итак, у нас есть города, где мы можем нанять героя и армию различных фантастических существ, сопровождающих его. Чтобы нанимать лучших и лучших существ, нам нужно развивать наш штаб, для чего нам, в свою очередь, нужны ресурсы, которые мы получаем во время расширения, возглавляемого нашими героями. Простые правила игры в сочетании с огромным разнообразием доступных городов и персонажей делают игру практически безграничными стратегическими и тактическими возможностями. Это особенно заметно в многопользовательской игре, которая практически всегда различается и развивается по мере обучения игроков. Посещение новых территорий, сбор мощных артефактов и строительство новых зданий также связаны с синдромом «еще одного поворота». Скажем честно, от этой игры действительно сложно оторваться. Хотя «Герои III» были вершиной серии, это была последняя игра, получившая легендарный статус. Несмотря на блестящую модель игрового процесса, ни одна из следующих частей не повторила впечатляющий успех «тройки». В любом другом случае это были бы плохие новости, но на этот раз это не имеет значения, потому что это настолько хорошее название, что даже без достойного продолжения оно прослужит долгие годы. Герои III все еще живы и здоровы. Вокруг игры есть преданное и довольно большое сообщество, и даже когда я писал этот текст, мои коллеги как раз организовывали небольшой турнир по Heroes III.
1. Warcraft III
- Жанр: RTS
- Создатели: Blizzard Entertainment
- Платформа: ПК
- Год выпуска: 2002
Мы уже знаем вершину тактических игр и пошаговых стратегий. Так что пришло время, чтобы представить первое место в нашем рейтинге и в то же время бесспорным королем стратегии в реальном времени. Это Warcraft III. Blizzard со своими стратегиями в реальном времени уже несколько раз появлялась в нашем списке, что показывает, какое влияние оказала эта компания на развитие этого типа производства. С выходом третьей части Warcraft разработчики захотели немного освежить жанр, внедрив сильные элементы RPG и еще больше расширив сюжет.
Они достигли этой цели на сто процентов, выпустив в 2002 году одну из самых узнаваемых игр в истории. В последней версии Warcraft было четыре игровых фракции, каждая из которых совершенно разные. В каждом из них также были могущественные герои, которые сеяли хаос во все большем масштабе благодаря своим новым навыкам. Представленная история настолько «эпична», а ролики настолько хороши, что до сих пор вызывают мурашки по дороге. В 2002 году Blizzard впервые показала, что игры могут соответствовать лучшим фильмам и даже превосходить их. К этому следует добавить многопользовательский режим, который и сегодня остается нишевой киберспортивной дисциплиной. Warcraft III - настоящая икона, но также следующий шаг в развитии могущественной вселенной. Можно с уверенностью сказать, что именно успех этой продукции подтолкнул Blizzard к продолжению инвестирования в созданный им мир и, как следствие, к созданию World of Warcraft и, таким образом, вехи в жанре MMORPG. Другой жанр киберспорта сегодня, то есть MOBA, берет свое начало от любительского мода для третьего Warcraft. Независимо от того, как мы смотрим на последнюю стратегию из знаменитой серии Blizzard, мы должны признать, что это была прорывная игра, без которой все электронные развлечения сегодня выглядели бы совершенно иначе.