Среди многих жителей Москвы и гостей столицы бытует мнение, что московский метрополитен прекрасен из-за станций, построенных в годы существования Советского Союза (кстати, о них я рассказывал в своей прошлой статье), и абсолютно не интересен станциями, построенными после развала СССР. В этой статье я постараюсь доказать вам обратное, предоставив в качестве аргументов самые красивые станции метро Москвы позднесоветского периода и наших дней.
Кроме того, хочу отметить, что строительство "станций-дворцов" в наше время выглядело бы пошло и вычурно, так как архитектура всегда должна соответствовать своему времени. И, как по мне, современные московские архитекторы справляются и без неуместной "ретроспективы" - многие новые станции не захватывают дух своей роскошью, они стараются удивить и понравиться зрителю другими методами и приёмами. Об этом я вам сегодня и расскажу!
Воробьёвы горы
Дата открытия: 1959/2002 год
Архитектор: Бубнов, Маркелов, Маровский, Рыжков, Тхор
Линия: Сокольническая (красная)
Несмотря на то, что большая часть станций времён правления Хрущёва были скучными, однообразными и созданными по примерно одному и тому же проекту, и среди них можно выделить настоящие "жемчужины", суть которых не во внешнем оформлении (любое "украшательство" в то время было под запретом), а в идее - такой станцией и являются Воробьёвы горы.
Сама идея построить станцию метро на мосту звучит очень эксцентрично и вызывающе - в мире нет других станций такого типа. Но московские инженеры и проектировщики справились - в 1959 году Москва получила новую, очень красивую станцию, "парящую" над водами Москвы-реки.
На самом деле, строя станцию метро с панорамным видом на Москву, архитекторы очень хитро решили проблему запрета на декор станций: у Воробьёвых гор роль украшения играют прекрасные виды за окном. И ведь действительно: если нет возможности создать красоту внутри станции, почему бы не воспользоваться красотой, расположенной за её пределами?
К сожалению, станция Воробьёвы горы строилась в спешке, а, как известно, поспешность в строительном деле ни к чему хорошему не приводит - она прослужила всего лишь 24 года, после чего станцию признали аварийной и сначала просто закрыли - с 1983 по 1999 год о ней буквально забыли, а поезда шли через Воробьевы горы транзитом. Благо, к 2002 году станцию всё же реконструировали. Итогом перестройки стало её внешнее изменение - станция-мост стала массивней, вследствие чего она потеряла присущий её ранее эффект "лёгкости". Впрочем, вид со станции остался всё таким же живописным, и это главное!
Авиамоторная
Дата открытия: 1979 год
Архитектор: Стрелков, Клоков, Демчинский, Колесникова
Линия: Калининская (жёлтая)
Создателем станции метро Авиамоторная является архитектор Александр Стрелков. В предыдущей статье о станциях метро Москвы я уже упоминал его фамилию - тогда я рассказывал вам о самой первой его работе, о станции метро "Новослободская". Сегодня же я поведаю вам о последней станции, спроектированной Александром Фёдоровичем - между этими двумя работами прошло 27 лет, за которые Стрелков возвёл 8 станций метро!
Любопытно, что помимо эволюции архитектурного стиля Стрелкова, при сравнении Новослободской и Авиамоторной вы можете заметить - насколько сильно видоизменилась архитектура в Советском Союзе! Впрочем, Авиамоторная - это не самый яркий пример "Хрущёвской" или "Брежневской" станции метро: всё-таки она обладает интересной задумкой и красивым (хотя и гораздо более скромным, чем при Сталине) декором.
Главным украшением станции, несомненно, является потолок: золотые четырёхугольные пирамиды, составляющие некоторое подобие звезды, в центре которой расположена лампочка освещения. Как мне кажется, оформление потолка не связано с "лётной" тематикой станции, но от этого оно не становится хуже - потолок Авиамоторной завораживает своим великолепием!
Да и в целом станция декорирована очень интересно: чего только стоят боковые светильники - вроде бы скромно, но всё равно очень любопытно и симпатично!
Авиамоторную, пожалуй, можно назвать самой красивой станцией метро позднего СССР. Впрочем, и после развала Советского Союза в Московском метро не перестали появляться новые, красивые станции с интересной задумкой!
Римская
Дата открытия: 1995 год
Архитекторы: Попов, Расстегняева
Линия метро: Люблинско-Дмитровская (салатовая)
Думаю, что все знакомы с перестроечным этапом "развития" русского искусства: после развала СССР деятели культуры почувствовали истинную свободу и начали создавать необычные, странные, а порой и провокационные творения. Эти тенденции не обошли стороной и Московский метрополитен, и яркий тому пример - станция метро "Римская".
Удивительно, но станция "Римская" - одна из немногих, название и оформление которой никак не связано с Москвой. Разве что можно приплести известное выражение "Москва - третий Рим", но это уже домыслы и попытки найти смысл в том, в чём его нет. На самом же деле станцию строили в сотрудничестве с итальянскими зодчими, вот и решили, в знак солидарности, сделать тематику итальянской!
Наибольшую известность станции принес фонтан - единственный в Московском метро! Думаю, что при слове "фонтан" у вас перед глазами появилась картинка роскошного фонтана, из которого струи воды стремительно бьют в небо, ну или в потолок станции, в нашем случае.
Спешу вас разочаровать: нет, на Римской фонтан очень скромный - он представляет собой вертикальную стенку чёрного цвета, по которой вниз стекают скромные потоки воды. Но факт есть факт - единственный фонтан, и это уже интересно!
Но в целом лично станция метро Римская мне нравится - она располагает своей необычностью, неординарностью. Ну и как этакий символ своего времени она тоже ценна.
Славянский бульвар
Дата открытия: 2008 год
Архитекторы: Волович, Меженина, Хохлов
Линия метро: Арбатско-Покровская (синяя)
Пожалуй, самая изящная станция Московского метро, тема оформления которой отсылает нас к одному из старейших метрополитенов мира - Парижскому.
Проявляется это в кованном декоре, аналогичном парижскому ар-нуво (французский вариант стиля модерн). Но стоит отметить, что на станции метро Славянский бульвар такое оформление приобретает новый смысл: фонари по бокам станции и скамейки, спинки которых будто бы обвивают виноградные ветви из кованного железа, а под сводом потолка и вовсе расположена сетка из металлического "плюща" - всё это создаёт впечатление, будто бы вы находитесь на на станции метро, а на настоящем бульваре!
Ну а довершает картину "бульвара" непривычно высокий для Московского метро свод потолка (и это при такой невысокой глубине заложения самой станции - всего 10 метров)!
Лично на меня "Славянский бульвар" произвёл положительное впечатление - станция действительно очень красивая и вполне может соревноваться со "станциями-дворцами" сталинских времён: пускай не роскошью, но качеством архитектуры!
Достоевская
Дата открытия: 2010 год
Архитекторы: Попов, Расстегняева
Линия метро: Люблинско-Дмитровская (салатовая)
Станция метро Достоевская - яркий пример того, как, по-моему мнению, стоит декорировать любые станции метро, посвящённые писателям и поэтам. Разве есть способ напомнить о деятеле искусства лучше, чем изобразить на стенах сюжеты его произведений?
Любопытно, что архитекторы станции (к слову, эти же люди работали и над станцией метро Римская) сделали акцент на мрачном настроении - серый гранит прекрасно сочетается с хмурыми и депрессивными произведениями Фёдора Михайловича! Ну а некоторые детали, вроде тени бегущего человека, изображённой на стене, придают станции атмосферу таинственности!
Что касается самих сюжетов, то здесь выбраны самые известные произведения Достоевского из его, так называемого, пятикнижия: авторы изобразили 4 из 5 романов, проигнорировав лишь самое неудачное произведение пятикнижия - "Подросток". И, честно говоря, правильно сделали - изобразить сюжет подростка интересным образом было бы затруднительно.
К сожалению, в центральном зале представлены лишь два панно, а ещё два (с самыми выдающимися, по моему мнению, романами Фёдора Михайловича) расположены в боковых залах, со стороны путей. Из-за этого их не очень удобно рассматривать, а уж тем более фотографировать: всё-таки для полного восприятия такого рисунка нужно отойти от него на некоторое расстояние, но на боковых путях это невозможно.
В общем, если Вы любитель творчества Достоевского, то эта станция вам точно понравится! Ну а мне даже как-то грустно, что "Достоевская" в петербургском метрополитене оформлена не так интересно, как это сделано в Москве.
Шелепиха
Дата открытия: 2018 год
Архитекторы: Шумаков, Орлов, Волович, Расстегняева, Сычёва, Рзянин, Солдатов
Линия метро: Солнцевская (жёлтая), Большая кольцевая
Шелепиха построена по типовому проекту: соседние станции Большого кольца возведены по таким же проектам конструктивно, но оформлена каждая станция по-своему (разная тематика, различные цвета). И из них самой красивой мне представляется Шелепиха.
Честно говоря, я не знаю - почему Шелепиха оформлена в "пчелином" стиле (если вы знаете, напишите об этом в комментариях), но само по себе сочетание чёрного и жёлтого цветов на потолке и белого цвета на стенах выглядит очень стильно и радует глаз!
На примере Шелепихи можно заметить, что даже типовое строительство современных станций может быть красивым - главное, чтобы у проектировщиков станции было хорошее чувство вкуса!
Савёловская
Дата открытия: 2018 год
Архитектор: Шумаков
Линия метро: Солнцевская (жёлтая), Большая кольцевая
Ну а закончить я хочу своей любимой современной станцией метро, которая, по-моему мнению, может дать фору многим станциям, построенным во времена правления Сталина. Савёловская - это самый яркий пример того, что хорошая задумка может быть куда интересней, чем роскошный и помпезный декор!
Главная идея станции - не декорировать путевые стены, оставив вместо них голые пилоны. Таким образом, красивый белый мрамор резко контрастирует с чёрным "оголённым" тоннелем метро - выглядит это потрясающе!
Центральный зал оформлен в белых цветах, однако его стены закрыты прозрачным стеклом, за которым вы можете увидеть такие же неотделанные тюбинги, как и на боковых платформах станции (за стекло их спрятали, судя по всему, для того, чтобы люди не трогали их руками и не поранились об намеренно неотделанные стены).
Кстати, вся станция закруглена по бокам, с помощью чего у пассажира создаётся эффект, что он находится не на станции метро, а в его тоннеле!
В общем, хотелось бы похвалить проектировщиков Савёловской - их новая и оригинальная идея в очередной раз доказывает, что в Москве все ещё могут строить красивые и очень интересные станции метро, а значит в будущем столичный метрополитен все ещё будет пользоваться популярностью у туристов. Сейчас по некоторым станциям Московского метро уже водят экскурсии. Быть может, в будущем туристические группы будут заезжать и на Савёловскую!
На этом я заканчиваю свою подборку самых красивых современных станций метро Москвы. Сегодня я постарался доказать вам, что современная архитектура станций хоть и отличается от привычного нам "сталинского ампира", но все ещё может удивлять, а порой даже восхищать нас своими интересными и необычными идеями.
И я очень надеюсь, что в будущем Московский метрополитен продолжит радовать жителей и гостей столицы своими прекрасными станциями! Ну и тем более где ещё лично мне, жителю Санкт-Петербурга, радоваться новым станциям метро, если не в Москве? (уж извините, что и сюда примешал наши, петербургские проблемы)
Спасибо за ваше внимание!