Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения большого японского режиссера Микио Нарусэ. Он входит в «большую четверку» японских режиссеров (Одзу, Мидзогути, Нарусэ, Куросава), но по-прежнему наименее известен на Западе, чем остальные.
Начало
В книге «Одзу» Дональд Ричи пишет, что молодой Ясудзиро Одзу арендовал дом рядом с киностудией в Камате вместе с еще четырьмя друзьями. К ним часто приходил Нарусэ, с которым Одзу дружил всю жизнь. Почти каждый вечер молодые люди обсуждали кино. Много раз упоминалась немая комедия «Брачный круг» Эрнста Любича. Нарусэ тогда работал помощником режиссера и долго не мог получить разрешение снять собственный фильм.
Его первая большая самостоятельная работа – это уже 1935 год, фильм «Жена, будь как роза», завоевавший премию киножурнала «Кинема Дзюмпо», и это была первая японская картина в прокате США. В 1937 на фильме Нарусэ «Лавина» начнет свой путь в кино Акира Куросава.
Творческий путь. Часть первая. Семья
Свою карьеру Нарусэ начинал в 20-х годах на киностудии Сётику, позже перешел на Тохо, где его называли не Нарусэ Микио, а Ярусэ Накио, что переводится как «грустный господин».
Большинство его фильмов представляют собой грустные семейные истории – возможно, это связано с тем, что Нарусэ был несчастлив, его брак распался еще во время войны, и он впал в депрессию. Это печальное очарование вещей – моно-но-аварэ – он перенес и в свои фильмы.
Творческий путь. Часть вторая. Деньги
Нарусэ работал в жанре сёмин-гэки («сёмин» – это «люди, как ты и я») – это истории из жизни низших слоев общества, о рабочем классе, об обездоленных, страждущих и всех тех, кому необходимы помощь, сочувствие и солидарность.
Его герои много говорят о финансах, еле сводят концы с концами, поэтому по его фильмам можно изучать, как небогатые японцы относятся к деньгам (а уже по отношению к деньгам можно многое сказать о национальном характере, обычаях и моделях поведения). Сам режиссер рос в бедной семье и многое знал по собственному опыту.
По некоторой наивности и безусловной доброте фильмы Нарусэ можно сравнить с советским кино того же периода.
Творческий путь. Часть третья. Положение женщины
Женщины становятся главными героинями историй Микио Нарусэ. Лучшие актрисы японского кино – Хидэко Такамине, Кинуё Танака, Сэцуко Хара – сыграли свои наиболее пронзительные роли именно в его фильмах.
Говоря о Нарусэ, кинокритик Тадао Сато выделяет такое качество, как застенчивость, – и режиссера, и его персонажей. Для человека западной культуры любой японец покажется застенчивым в силу своих национальных особенностей и этикета, но у Нарусэ, у женщин Нарусэ, эта черта особенно важна.
Его героини никогда не смотрят в упор, прямо в глаза: с одной стороны, это невежливо, но с другой, не смотреть тоже нельзя, поэтому нужно соблюдать некий баланс, избегать конфликтов и находить компромисс. Обратите внимание, как в его фильмах сняты диалоги и следите за взглядами актеров – это отдельная драматургия.
Хидэко Такаминэ сыграла в более чем 20 фильмах Нарусэ, один из первых – «Хидэко, кондукторша автобуса» (1941) – симпатичное и доброе черно-белое кино, такое позитивное, что даже не ощущается начавшаяся война.
Большую известность актрисе принес фильм «Плывущие облака» (1955) о последствиях войны, в котором показано, как женщина ищет себя в новой Японии и на какие жертвы вынуждена идти. Ее возлюбленного играет Масаюки Мори, которого мы увидим и в фильме «Когда женщина поднимается по лестнице» (1960).
Окончание. Мечта
Знаменитый японский актер Тацуя Накадай, который мог играть всё, от Шекспира до самураев, рассказывал, как он пришел в ужас, когда увидел режиссера Нарусэ, вычеркивавшего строчку за строчкой из его реплик. Тогда Накадай почувствовал себя ненужным, и только позже он понял, что режиссеру не нужно было ставить пьесу и инсценировать текст, – его интересовали жесты, мимика, взгляды. Обычно он оставлял сценарий у себя, а актерам давал отдельные указания, чего именно ему нужно было от них добиться.
В 1969 году, когда Нарусэ болел, Хидэко Такаминэ навещала его в больнице. Она вспоминает, что режиссер делился с ней своей мечтой снять фильм без декораций. По его замыслу, двое должны были просто сидеть на фоне белого занавеса и играть, глазами и мимикой, без слов: между ними что-то происходит, в тишине, диалог не нужен вовсе.
Увы, Нарусэ так и не осуществил этот проект: 2 июля 1969 он умер.
В феврале мы в Петергофе посмотрели шедевр Нарусэ «Когда женщина поднимается по лестнице». Победим коронавирус – и обязательно посмотрим его «Гинзу без грима». Следите за обновлениями.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡