Несомненно, каждый сценарист и режиссер проникнут желанием увидеть своё детище на экранах телевизоров или хотя бы кинотеатров. И даже те, кто впервые взяли в руки видеокамерку или фотик, способный снимать видео, уже думают, как и в каких сетях разместят то, что пока ещё не отсняли.
В этом плане и я ничем не лучше и не хуже других. И была откровенно обескуражена, когда Дядя Вова (а так, в глаза и за глаза, называли и называют Владимира Владимирова его ученики всех кино-фото студий, которыми он руководил с семьдесят пятого года) объяснил мне, что:
«В условиях любительской фото-видео студии важен не столько конечный результат, сколько, собственно, сам процесс учебно творческой работы. В ТОМ ИЛИ ИНОМ КАЧЕСТВЕ, над теми или иными постановочными фрагментами. А принадлежность их к сюжету определенного фильма – лишь стимулирующий фактор. Задача самодеятельной студии – всемерно способствовать, в процессе целенаправленной практической работы, приобретению участником определённых профессиональных навыков».
Для последующей демонстрации и реализации уже на профессиональных площадках. Такова концепция Дяди Вовы, ученики которого, разноуспешно, работают в самых различных качествах на различных студиях страны.
Но вернемся к «Кармен 19» (смею надеяться – с 01 сентября – «Кармен 19-21»). Видимо опыт когдатошней работы фотографом на съёмочных площадках определил склонность В. Владимирова выдавать продукцию в виде небольших серий фотографий, связанных неким сюжетом. И отсюда пошла его склонность ипрактика создания фотоновелл, фотоповестей, фотороманов, как конечной формы реализации работы.
На Западе фотоновелла давно вылезла на страницы журналов и в самостоятельные издания, а у нас это как-то не пошло. Хотя идея экранной реализации фотоновеллы, в форме слайдфильма, представляется весьма интересной. Здесь совсем иная аудитория, другие возможности монтажа и подачи кадров, использования музыки и шумов, закадровой речи.
Вот тут у нас и возникли разногласия: снимать под готовые реплики и диалоги или «покрывать» ими загодя отснятое? Кто их сочинит и запишет? Чьими голосами? Ведь многие из используемых в фотокадрах «актеров» - вовсе не актёры, а «типажи», и лишь подошли по внешности, и были «натасканы» выглядеть на фото естественно и убедительно. То есть возникла необходимость помимо «типажей» искать ещё и «голоса». Задачи наслаивались одна над другой. Костюмы, грим, интерьеры, реквизит…
Фильмов на сюжет «Кармен» - около сотни. Театральных постановок не меньше. Но, что там вытворяют профи! У африканцев Хосе разъезжает на джипе, в Станиславском откуда-то взявшаяся Микаэла въезжает на сцену (и в сюжет) на велосипеде, Кармен – босая, но в джинсах и накрашена (макияж) по последнему писку.
Да, и в тех спектаклях, что отсняты ФОТОТЕАТРОМ, полно подобных «закидонов» (режиссерских находок, хотела я сказать).
Но, увы, наше стремление исторического правдоподобия постановочных эпизодов, в противовес репортажным сценическим «перебивкам», и стала причиной пагубного замедления съёмочного процесса. Который в самый разгар уткнулся в карантин.
В то время, как за «актёрами» в условиях «Гайдаровца» дело не стало. «Оттянулись» на фотопробах. Даже на «однокадровую» роль пятилетней Клары Гасуль нашлись сразу две сестры пяти и восьми (в следующий внеплановый эпизод) лет.
Я несколько лет занималась подбором актеров на роли второго плана для профессиональных кино и теле фильмов. Там, едва намекаешь на предложение роли, претендент, уже в разговоре, вываливает на тебя фейерверк актерских «этюдов». И, подчас, сразу можно понять, где и у кого он проходил начальный курс «актерского мастерства». К тому же у меня всегда был готов ответ на вопрос: «Сколько за это заплатят?»
Здесь, на «Кармен 19» я столкнулась с совершенно иной ситуацией.
Во первых надо найти энтузиастов, готовых сниматься в ролях «на халяву», за одни только фотки. И, уже говорила, что фотографу и режиссеру приходится «натаскивать» неподготовленного статиста «с места в карьер» изобразить не просто определенное действие, но и смену эмоций, переживаний, душевных состояний персонажа. Меня поразила неожиданная (врожденная, что ли, и скрытая) артистичность исполнителей, не знакомых со школой сценического действия. Способность легко принимать «условия игры» и убедительно перевоплощаться в неожиданные образы: монашек , грандесс и повес 18-го века, тореадоров и бандерильо, андалузских крестьян и французских аристократов… А «по жизни» - гитаристок и саксофонистов, живописцев и куклоделов - например…
К сожалению, в связи с эпидемией, работа и в этом направлении прервалась. Теперь все надежды на возобновление её поле 1-го сентября.
Зато, появилась возможность порассуждать о «тайных связях» образов Кармен и Клары Гасуль, призраки которых блуждают по страницам произведений Проспера Мериме и частенько просматриваются в облике многих его Героинь.
А когда Вы последний раз читали хоть что-то из Мериме?
Вера Кершнер
Фото из архива «ФОТОТЕАТРА» Владимира Владимирова, Влада Петрова, Сергея Козыренова, Виктора Орлова, Аси Девис и, возможно мои:
Фото из архива «ФОТОТЕАТРА» Владимира Владимирова, Влада Петрова, Сергея Козыренова, Виктора Орлова, Аси Девис и, возможно, мои.