Большое разнообразие и выбор музеев подразумевает и большое количество разносторонних людей, посещающих эти музеи. Все они (эти люди) с различными интересами, вкусами, взглядами.
Но у всех у них есть одна общая черта - они постояльцы музеев.
Кто и зачем ходит в музеи? Какая аудитория наполняет Лувр, Третьяковку, музей Гугенхайма и т.д. Мы сегодня поговорим о тех, кто чаще всего посещает музеи сегодня.
Данные взяты согласно опросу сотрудников музея, жителей городов и просторы интернета. И вот что у нас получилось.
Для простоты мы всех музейных посетителей разбили на группы (категории)
1. Туристы
Туристы стоят на первом месте. Наверно это закономерно, так как любое путешествие (даже в соседний штат, регион или город) подразумевает посещение самых популярных маршрутов и мест. Такими зачастую служат крупные музеи мира (что не скажешь, конечно, о музеях в провинции).
2. Сотрудники учебных заведений, их подопечные (школьники, студенты), члены профсоюзов
Эта категория людей, которые идут в музеи по принуждению. Школьников ведут в музеи, чтобы познакомить с местной историей, или это прописано учебной программой как вид внеклассной работы, либо как форма проведения классных часов.
Студенты, соприкасаясь с наукой, почему-то тоже считаю необходимостью посетить все музеи, театры и другие места культуры в городе своей альма-матер.
Понятно, что приезжая учиться в чужой город или страну, студенты хотят быстрее познакомиться с местными жителями и их культурой, чтобы стать "своими". Хотя на практике местные жители далеки от своей истории в большинстве городов России.
3. На третьем месте, люди смежных профессий (люди искусства и культуры, ученые и интеллектуалы)
У таких людей становится нормой жизни сходить в музей, выставку. Они там черпают вдохновение, новые идеи и впечатления. Среда меняет людей, куда они попадают.
Поэтому мы легко отличаем сотрудников сферы образования от людей искусства, например актеров или музыкантов. оно сказать, что у таких личностей сходить в музей "сидит в крови".
4. "Высокообразованные" люди
Кто они? Это все, кто считает нормой жизни постоянное саморазвитие и совершенствование. Не важно каких успехов и высот вы уже достигли. Важно то, что каждый день вы работаете над собой, чтобы стать лучше себя вчерашнего.
В эту категорию могут попадать из других перечисленных выше. Музей для них - это не "обязаловка", а возможность расширить гори зонты своего сознания. Они не делят музеи на плохие или хорошие.
Они посещают все те новые места, где еще не побывали и стремятся познать то, что еще не познали.
5. Все те, кого позвали за компанию
6. Сотрудники музеев
Почему мы их не отнесли в "смежные профессии", потому что их выделяет "конкурентный шпионаж". Это нормально, ведь надо знать плюсы и минусы своих конкурентов. Такой контингент видно сразу. Они дотошны, "слишком правильны" и любопытны.
7. Владельцы музеев и их родственники
Для России эта категория незначительна, так как 90% музеев у нас принадлежит государству. А вот для Европы - это норма.
Свои музеи имеют королевские семьи Великобритании и Испании. Самые богатые семьи мира (та самая "черная аристократия") обладают самыми большими запасниками искусства и щедро делятся своими сокровищами с простыми смертными.
Перечисленный список показывает с одной стороны отношение общества к музейной индустрии, с другой стороны несостоятельность и несовершенство музейного маркетинга, особенно в нашей стране.
Совсем иначе дело обстоит в азиатских странах. В Японии, Китае, Кореи - музей - это храм их истории. Особенность азиатской культуры - большое почитание своих предков.
Так вот соприкоснуться с духом предков можно именно в таких местах. Поэтому в таких странах посещение музея - это семейная традиции или ритуал обязательный для постоянного исполнения.