Это, кстати, тот вопрос, который однозначно не разрешить. И там и там есть свои плюсы и минусы. Постараемся сравнить эти два варианта и дать характеристику каждого с прикладной точки зрения.
Содержание статьи:
· Массаж и ЛФК на дому у ребенка
· Преимущества домашнего курса
· Недостатки
· Массаж и ЛФК в условиях кабинета
Массаж и ЛФК на дому у ребенка
Если изучить мнение родителей (в основном мам) в блогах, то подавляющее большинство высказывается за проведение курса в домашних условиях. Оно и понятно: и ребенку комфортно, и маме достаточно удобно. Но если вспомнить и вернуться в советскую эпоху, то массаж на дому проводился редко или вообще не проводился. Почему?
Причин несколько:
1. Очень невысокий процент выявления родовой травматизации и, как следствие, отсутствие парадигмы, направленной на активное выявление РТ. Выявлялись и активно наблюдались только тяжелые случаи, связанные с синдромами детского церебрального паралича.
Ведь, к слову сказать, до сих пор многие родители и их родственники старшего поколения считают, что сколиоз – из-за неправильной посадки за партой в школе, плоскостопие – из-за наследственности или плохой обуви, кривошея – «это потому, что ребенок так сидел и смотрел в одну сторону в животе». Поэтому большинство родителей и наблюдающих за ребенком докторов просто не зацикливались на мелочах.
2. Небольшое количество специалистов в области детской реабилитации, можно сказать, штучные экземпляры на базе каждого ЛПУ. Честно говоря, и в настоящее время специалистов, занимающихся системной реабилитацией, можно по пальцам пересчитать.
3. Материальное обеспечение и бытовые условия. Это сейчас почти у всех есть плоские кровати-аэродромы с достаточно плотными матрасами, а в прошлом – такое было редкостью.
Преимущества домашнего курса
· специалист приходит сам к конкретно оговоренному времени, не нужно одевать ребенка, ехать куда-то в маршрутке, в автомобиле. Тут все согласятся – это и хлопотно, и всегда есть риск инфицирования, особенно в период эпидемий
· после занятия ребенок остается дома, может уснуть в комфортных для него условиях
· ребенок находится в своем привычном психологическом микроклимате (и стены помогают)
· возможность для родителей скорректировать режим сна/бодрствования и кормления под приход специалиста
Недостатки
1. Не всегда удается найти действительно удобную поверхность для работы, несмотря на обилие мебели в современных квартирах/домах. Использование же обычных столов не всегда целесообразно.
Во-первых, если проводится курс для ребенка первых месяцев жизни, то использовать стол еще можно, да и то лишь для массажа. А вот ЛФК уже неудобно. Например, для работы с поворотами со спины на живот требуется поверхность вправо-влево по метру от ребенка. Нечасто можно найти двухметровые кухонные столы.
Во-вторых, на слишком жесткой поверхности малыш (особенно с повышенным тонусом) быстро устанет и будет нервничать, а на слишком мягкой трудно сделать некоторые упражнения на повороты, ползание, вставание.
Кроме того, при проведении массажа/ЛФК на столе, приходится «висеть» над ребенком, а это далеко не всеми детьми, особенно второго полугодия, воспринимается адекватно.
И, наконец, при проведении массажа, стоя за столом, очень устает спина. Поэтому для меня лучшим вариантом является плоский диван, кровать, тахта. Да, приходится стоять на коленях (это, наверное, смотрится смешно и странно), но зато я в одной плоскости с ребенком, не «зависаю» над ним, не устает спина и, как правило, адекватная жесткость поверхности.
2. Выбор помещения. Хуже нет работать с маленьким ребенком в большом зале, где каждое слово – эхо. Психологически это очень неуютно и для врача, и для ребенка. К тому же через такие залы периодически проходят домочадцы, и ребенок отвлекается, а то может вдруг захотеть на руки к бабушке («потому что она его только и носит»). Бывает (правда, очень редко), что работать с ребенком абсолютно негде (не на полу же заниматься трехмесячным малышом?), либо вообще нет рабочих поверхностей, либо тесно, как в дизель-электрической подводной лодке времен Гражданской войны.
Помещение должно быть небольшое – комната до 20 кв. м, хорошо проветренная, с адекватным освещением. В залах чаще всего мощные лампы, и малыш раньше времени начинает нервничать. Я, как правило, предупреждаю, что свет вообще не нужен, лишь бы ребенок меня адекватно воспринимал.
3. Если с ребенком работают дома, то домочадцами эта процедура воспринимается как шоу, на которое собираются все родственники. Ребенок – это не взрослый, мышление другое. Если работа с ним воспринимается малышом не как игра, то контакта может не получиться. И здесь нужно тесное сотрудничество только с одним из близких людей (чаще с мамой, но неплохо бы и с адекватным папой), а не с шестью-восемью наблюдателями.
Люди полагают, что если ребенок захныкал, то необходимо всем прыгать вокруг и улюлюкать. Посмотрели бы они на себя со стороны…
4. Учитывая, что с ребенком работают дома, образ жизни ни мамы, ни окружающих сильно не меняется (вообще не меняется), и очень часто родители относятся к процессу реабилитации, мягко говоря, несерьезно. Обычно присутствовавшая на процедуре мама, не предупредив, уезжает, оставляя вместо себя неопытного папу или такую же бабушку. Если ребенок с тонкой психикой, он по-другому реагирует на процедуру в присутствии не чужих, но других людей. Не скрою: бывает, курс срывается из-за формирования отрицательного стереотипа на место. Надо просто знать своего ребенка, и если необходимо отлучиться, лучше отменить процедуру.
5. Практически полное отсутствие технического оснащения для работы. Правда, на первом году его много-то и не нужно.
Массаж и ЛФК в условиях кабинета
Сразу скажу: никогда не работал в условиях кабинета, поэтому выводы, по большей степени, теоретические.
Недостатки занятий в кабинете
Здесь все просто: минусы здесь – это плюсы там. Добавить можно, однако то, что кабинеты для массажа часто являются смешанными, т.е. здесь работают и с взрослыми, и с детьми, и с детьми первого года жизни.
Преимущества
· как правило, в кабинетах хорошие и удобные массажные столы, вполне подходящие для детей первого года. С их помощью легко осуществлять подход к ребенку с четырех сторон
· помещение (с точки зрения санитарной и, часто, психологической) подобрано правильно. Правда, тут может сработать психология младенца: не вы приходите в его социум, а он – в ваш, и предсказать его реакцию сложно
· при посещении специализированного кабинета мама/папа/бабушка настраиваются по-деловому, не отвлекаются, не меняют друг друга (т.к. почти любой из них может «посидеть» с ребенком дома, но не каждый согласится в одиночку и самостоятельно вдруг поехать на другой конец города в кабинет на массаж)
· как считают некоторые родители, работа в кабинете – это гарантия от шарлатанов и просто случайных в реабилитации людей. И да и нет. Да, потому что для работы в кабинете действительно нужен диплом, сертификат. Но вот опыт работы с детьми сразу не виден и проявляется постепенно. В то время как для работы на дому приглашают специалиста по рекомендации, да и не одной
Чтобы охарактеризовать плюсы работы с ребенком первого года в условиях кабинета, проще выделить те ситуации, когда работать именно там просто необходимо:
· дети с грубой органической патологией ЦНС (синдромы ДЦП). Работа с такими детьми в домашних условиях чисто симптоматическая, и учитывая, что она должна проводиться постоянно, самим родителям целесообразно осваивать навыки массажа/ЛФК. Для системной работы необходимы условия, приспособления (валики, шары, мячи, тренажеры, удобные многофункциональные столы и т.д.)
· работать на дому просто невозможно из-за отсутствия элементарных условий
· в кабинете работает любимый специалист, который по разным причинам не может приходить на дом
Таким образом, мне видится, что за исключением вышеперечисленных ситуаций, работа с ребенком первого года жизни на дому имеет гораздо больше преимуществ, чем в кабинете.