19 августа — день рождения создательницы бренда Chanel — знаменитой Коко. А в октябре 2026 года исполнится 100 лет созданному ею маленькому чёрному платью.
В первоначальном виде это была лаконичная модель прямого силуэта с длинными рукавами. Длина едва прикрывала колени. Украшено платьице было лишь скромными защипами.
Надо заметить, что до Первой мировой чёрный цвет в женской одежде символизировал траур, просто так его не носили. Но время внесло свои коррективы. Война и эпидемия гриппа (испанки) в 1914 году существенно расширили границы траурной темы. У Шанель и самой хватало в жизни драм. Утверждают, что маленькое чёрное платье родилось через пять лет после катастрофы, в которой погиб её возлюбленный Артур Кейпл.
Есть и ещё одна версия «чёрной» темы. В 1925 году в Париже проходила международная выставка современного декоративного и промышленного искусства, где представлял свои коллекции ведущий французский модельер тех лет Поль Пуаре. Но, показывая шикарные наряды, он не учёл дух времени начала ХХ века. Где-то в творческих кругах Пуаре столкнулся с Шанель. Она была в чёрном костюме с белыми воротничком и манжетами, как у школьницы. «Кого вы оплакиваете, мадемуазель?» — поинтересовался Поль. И она, ничуть не сомневаясь, ответила: «Вас!». Это было своеобразным пророчеством. В 1927 году Пуаре закрыл свой Дом моды. Говорят, его сгубили упрямство, нежелание меняться, идти в ногу со временем. Тем не менее в резерве оставались театральная публика, стареющие модницы довоенной поры. Как-то, появившись на одной из премьер в «Гранд-опера», Габриэль Шанель принялась созерцать из ложи туалеты дам. Здесь ей пришлось признать превосходство соперника, одевшего большую часть зала. «Ряженые», — брезгливо сморщила носик законодательница моды и задумчиво произнесла: «Завтра я всех их переодену в чёрное!».
На следующий день она приступила к реализации своей «боевой операции», в которой мощным «орудием» оказалось маленькое платье из крепдешина. Оно было задумано как основа облика. С помощью аксессуаров наряд можно было превращать во что угодно. Так, в сочетании со шляпкой, длинными перчатками, несколькими нитками крупного жемчуга и туфлями на высоком каблуке создавался один образ, а без шляпки, жемчуга и перчаток, но с эмалевой брошкой, широкими браслетами, обувью на низком каблуке и тёмными очками — другой. Была в идее и важная экономическая составляющая: потратившись на чёрное платье один раз, вы могли создать из него целый гардероб. Оно универсально для офиса, вечернего коктейля, торжественного приёма.
Интересно, что впоследствии многие дизайнеры, как и сама Коко, экспериментировали с длиной, формой, отделкой, вырезами, но во всех этих случаях платье лишалось своей уникальной безликости, переставало быть универсальным, а значит — требовало новых пополнений гардероба. Другие варианты сразу запоминались, стоило им несколько раз промелькнуть в свете. А МЧП — оставалось «полигоном» для творческих испытаний. Скроенное просто, слегка приталенное, но не в обтяжку… Как говорила Габриэль Шанель: «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит она была одета идеально». Коко определила и его длину, предупреждая дам не показывать коленки, которые зачастую выглядят неэстетично. Нынче маленькие чёрные платья присутствуют в коллекциях практически всех модельеров. Одной из самых известных вариаций на тему МЧП считается простое платье Юбера Живанши, которое носила Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани».
Среди минусов этого, казалось бы, универсального наряда — необходимость иметь хорошую фигуру, красивые ноги и здоровый цвет лица. А благодаря аксессуарам оно не уравнивает в социальном статусе — кто-то наденет пластмассу, а кто-то — настоящие бриллианты. То есть чёрная безликость предполагает стремление к совершенству, поэтому утверждение, что оно должно быть в каждом современном женском гардеробе — сомнительно. Сама Шанель утверждала: «Мода — это то время, в которое мы живём. Она не может существовать оторвано от реальности, но при этом должна дарить мечту. Поиском этого баланса дизайнеры и должны заниматься».
И они творят, не забывая вдохновляться чёрной классикой, которая пришла в творчество Великой Мадемуазель из сиротского детства, проведённого в приюте при женском монастыре, где её научили шитью, аскетизму и «впечатали» в память цветовое сочетание белого и чёрного. А может, всё в жизни действительно предопределено и не случайно? Даже свою фирменную монограмму она «подсмотрела» среди монастырских стен, приобретя там же безупречный вкус и чувство стиля. Это потом она скажет: «Мода проходит, а стиль — остаётся».
Глядя на сегодняшние подиумы, мы вновь видим обилие чёрного. В связи с коронавирусом модная индустрия несёт серьёзные убытки. Показ коллекций возможен только через Интернет. Впавшие в депрессию дизайнеры своими творениями «выдают» всё, что накопилось на душе, но делают это профессионально. Виртуальный мир моды показывает нам наличие чёрного в новых коллекциях Dolce&Cabbana, Chanel, Givenhy, Saint Laurent, Dior, Prada, Alberta Ferretti, Salvatore Ferragamo и других. Помимо платьев, в этом сезоне очень популярны чёрные пальто. А Miu Miu, Dior, Max Mara не пожалели для своих манекенщиц чёрных подводок, теней и карандаша. Помада осталась яркой и сочной, цвета созревшего на солнышке персика. Одним из модных аксессуаров сезона стали позаимствованные из мужского гардероба галстуки и рубашки.
Вместе с чёрным на подиуме взобрались сложный тёмный сине-фиолетовый цвет, а также разные оттенки серого, белый, сдержанная бирюза, молочный, бежевый, сиреневый, недозрелой вишни.
Светлана ЕФРЕМОВА
Фото из открытых источников