Если кто-то думает, что все происходящее сегодня в Беларуси – это вина исключительно задержавшегося при четвертьвековой власти Лукашенко, то на подобную тему можно дискутировать. Потому что судьба трёх славянских республик из состава Советского Союза была исторически предопределена почти три десятилетия назад среди заснеженных сосен Беловежской пущи. Жизни предателей редко бывают лёгкими и удачными – говорим хоть о людях, хоть о странах.
31 декабря 1991 года представители Российской Федерации, Белоруссии и Украины встретились в совершенно нетрадиционном для руководителей высшего ранга месте – охотничьей базе Вискули, в нескольких километров от белорусско-польской границы. Между прочим, в воспоминаниях польских пограничников фигурируют сведения о приведении «стражи граничной» в режим повышенной готовности как раз в эту новогоднюю ночь.
И хотя все участники «высокого собрания» в один голос теперь утверждают, что ничего плохого не замышляли, а Советский Союз распустили вообще-то ненароком, написав соглашение что называется «на коленке», но только похоже, что не зря они забрались дремучую глухомань к чёрту на рога, подальше от собственных столиц и своих – тогда ещё советских – подданных.
Дальше всё случилось быстро и просто. Ельцин, естественно, хорошенько выпил, Кравчук закусил, а Шушкевич – на правах хозяина – очевидно следил, чтобы у первого и второго в стакане и миске всего хватало. А после подмахнули документ с сакраментальной формулировкой «…констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование». И снова, по хорошо знакомой традиции, кто выпил, кто закусил, а кто огурчики с салом на тарелку порезал. Ведь не каждый же день перекраиваешь геополитическую реальность.
С этого момента и начинается новейшая история России, Беларуси и Украины, в государственных резюме которых можно смело написать: «Образованы в результате предательства СССР».
Население не сразу разобралось в произошедшем, но свой приговор вынесло изменникам не задумываясь.
Станислав Шушкевич в январе 1994 оказался буквально изгнан с поста Председателя Верховного Совета Республики Беларусь (за отставку проголосовали 209 депутатов, против только 36). Летом того же года принял участие в первой президентской гонке и занял «почетное» четвёртое место из шести, вчистую проиграв не только Лукашенко, но и бывшему премьеру Кебичу, и лидеру БНФ Зенону Поздняку. После этого недолгое время подвизался в качестве оппозиционного депутата, больше на высшие посты в Беларуси уже не претендовал – вердикт народа был чересчур очевидным. Предателей – даже если им открыто никто ничего не предъявляет – люди не сильно жалуют.
Леонид Кравчук к лету 1993 уже начал терять власть и на досрочных выборах всё в том же 1994 уступил место новому национальному правителю. Правда, ещё лет 8 ему удавалось оставаться в депутатском кресле от социал-демократической партии, пока в начале 2000-х и она полностью не утратила доверие избирателей.
Ну а Борис Ельцин спустя 2 года после Беловежских соглашений разогнал Съезд депутатов и расстрелял из танков Верховный совет. В 1996 сумел переизбраться, используя весь арсенал коррупционной американской поддержки. «Триумфально» завершил политическую карьеру, устало пробурчав с новогоднего телеэкрана «я принял решение…, я ухожу в отставку». По иронии судьбы это тоже произошло 31 декабря, только спустя 9 лет после вояжа в Беловежскую охотничью резиденцию.
Все трое так и не стали легендарными и уважаемыми народом отцами-основателями новых независимых государств. В наследство они оставили своим странам неимоверный груз предательства бывшей общей Родины.
И до тех пор, пока не будет дана правовая и – главное – моральная оценка действий первых руководителей, Россия, Украина и Беларусь так и будут отвечать перед беспощадной историей за их поступки.
Потому что, если предаёшь сам – значит будь готов, что и тебя предадут.