Найти тему
Размышлятель

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ПСИХОЛОГУ КОНСУЛЬТАНТУ.

При обращении родителей к консультанту за профессиональной помощью в преодолении трудностей воспитания детей, основной задачей, так же, как и при консультировании работников ДОУ, будет предоставление информации о специфики возрастного развития ребенка, о возможных трудностях и проявлениях возрастных кризисов, и возможностях их нивелирования в условиях семьи. Предметом консультации родителей обычно являются опасения родителей касательно возможного психического неблагополучия ребенка и вероятности дизонтогенеза; сложности адаптации к условиям ДОУ; поведенческие особенности детей, которые воспринимаются родителями как патологичные или, действительно, являются таковыми и становятся показаниями к коррекционной работе уже непосредственно с детьми. Основная тематика консультирования родителей по вопросам воспитания детей: Потребность в привязанности является важнейшим условием нормального психического развития человека. Привязанность к матери — первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка. Чрезмерная привязанность к одному из родителей у ребенка после трехлетнего возраста является маркером проблем в отношениях с другим родителем: чем сильнее ребенок боится одного из родителей, тем сильнее привязывается к другому. Дети с подобной привязанностью достаточно легко перенимают от «людимого» родителя страхи и неуверенность в себе. Также у детей с односторонней привязанностью значительно чаще возникают проблемы в общении со сверстниками противоположного (родителю) пола. Первые годы жизни — сенситивный этап формирования многообразия эмоционального реагирования. Именно в это время ребенок еще достаточно непосредственен и естественен в выражении чувств. В этом же возрастной периоде ребенок манифестирует повышенную потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни крайне привязаны к матери, которая для них своего рода эмоциональный эталон в взаимодействии с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и собственно эмоциональное развитие, к четырем годам. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. У девочек подобное проявляется в отношении к отцу. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что способствует на развитие наряду с эмоциональным развитием, формированию схемы тела, или чувственного и телесного образа «я», соотносимого с гендерной идентичностью и сексуальным развитием. Препятствия в эмоциональном контакте с родителем противоположного пола чаще встречаются у девочек, что вызвано недостаточно активной ролью отца в семье. Он может быть слишком занятым, не придавать особого значения эмоционально близким отношениям с дочерью, эмоционально блокированным в семье. Другая трудность, возникающая в данном возрасте, — это ревность к братьям и сестрам, когда дети, особенно девочки, не могут «поделить» своих маму и папу. Ревность чаше возникает, когда в семье двое детей. Иногда по различным причинам к одному из них родители уделяют больше времени, внимания и эмоционального включения чем к другому. Ревность чаще проявляется при небольшой возрастной разнице между детьми. Адаптация к ДОУ Успешность адаптации к ДОУ зависит от ряда факторов - психофизиологических и характерологических особенностей ребенка, конкретного характера семейных взаимоотношений и тпа семейного воспитания, условий пребывания в ДОУ. Стоит отметить, что до двухтрехлетнего возраста ребенок не испытывает особой потребности в общении со сверстниками, субъектами его взаимодействия являются мать и близкие люди, а другие дети могут восприниматься как помеха. Поэтому, впечатлительные прежде всего, эмоционально чувствительные или тревожные дети не могут успешно адаптироваться к ДОУ, так как аффективно реагируют на присутствие других детей, на разлуку с матерью при отсутствии ее равноценной замены. Ясельные дети, в сравнении с домашними, манифестируют большую возбудимость и болезненность. Особенно патогенное влияние оказывает посещение ДОУ на соматически и нервно ослабленных детей, вызывая усугубление их состояния. Детские страхи. Появление страхов наиболее характерно для детей 2-3 года жизни. Страхи могут быть наиболее значимой причиной сложностей адаптации к ДОУ, чем само по себе изменение привычного уклада жизни, жизненного стереотипа, которые тоже имют место. Если ясли выступают в качестве фактора декомпенсирующего психического развития для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, то дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков напротив не встречают затруднений в адаптации к ДОУ. Легкость адаптации объясняется отсутствием у эмоционально и/или интеллектуально недоразвитых детей устойчивого эмоционального контакта — привязанности, и глубины переживаний. Чем раньше ребенок начнет посещать ДОУ, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Дети, попавшие в детские дома вскоре после рождения, в дальнейшем отличаются большей общительностью и взаимоддержкой. У них первые эмоциональные контакты устанавливаются со сверстниками а не с матерью, однако отсутствие материнского общения и ласки обедняет их эмоциональный мир. И в дальнейшем у таких детей затруднено переживание глубоких чувств любви, привязанности, вины и сострадания. Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте медленнее адаптируются дети-флегматики, холерики же адаптируются значительно легче. Флегматики не успевают за темпом жизни ДОУ: не могут быстро поесть, одеться, выполнить задание, собраться на прогулку. Замечено, что определенные сложности адаптации к ДОУ манифестируют левши, поскольку преобладание активности правого полушария делает детей более чувствительными к воздействию эмоциональных факторов. Процесс адаптации у каждого ребенка протекает индивидуально, однако есть и общие моменты. До трехлетнего возраста при начале посещения ДОУ, скорее, будут проявляться беспокойство, страх и тревога; в ДОУ будут преобладать раздражительность, повышенная возбудимость, капризность, упрямство и негативизм. Как в яслях, так и в начале посещения детского сада адаптационный стресс подрывает иммунитет, и дети начинают часто болеть. У неадаптированных детей старшего дошкольного возраста чаще возникают или закрепляются проблемы психомоторного уровня - тики, заикания. Значительные сложности в адаптации к ДОУ испытывают астенизированные дети, которые быстро утомляются от шума, с большим трудом засыпают днем и имеют плохой аппетит. Трудно адаптируются дети, являющиеся единственным ребенком в семье, гиперопекаемые, невротически привязанные к матери, находящиеся относительно матери в состоянии зависимости, привыкшие к исключительному и повышенному вниманию, дети с несформированными навыками самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за неуверенности в себе, наличия страхов, беззащитности, общей эмоциональной нестабильности, с недостаточно развитой ролевой структурой, неспособные принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте). Причина затруднений в адаптации - ригидность в соблюдении режимных процессов, необходимость индивидуального подхода к эмоционально чувствительным, нервно и соматически ослабленным детям (что маловыполнимо в условиях переполненных групп в ДОУ). Может препятствовать адаптации частая смена воспитателей, преждевременные перемены групп, большое количество детей в группе, особенно со значительной разницей в возрасте. Неудачным будет и состав группы, в которой много возбудимых, конфликтно-агрессивных детей. Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Воспитатель должен обладать необходимыми личностными качествами – терпеливостью, отзывчивостью, быть гибко реагирующим на происходящие изменения в группе и способным обеспечить в ней приемлемый для всех детей социально-психологический и эмоциональный климат. Достижение дисциплины в группе не подразумевает административнокомандного, авторитарного стиля руководства, излишней требовательности и принципиальности, категоричности, нетерпимости и непримиримости к другому мнению. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние, а так же чрезмерно опекаемые дети. Невротическое состояние матери также влияет на адаптацию, поскольку повышает беспокойство за ребенка и создает ответную зависимость от его эмоционального состояния по типу невротической привязанности. Хуже всего адаптируются мальчики, невротически зависимые от матери и не обладающие необходимой психологической защитой со стороны отца, отсутствующего в семье или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. Фактором, осложняющим адаптацию, являются конфликты в семье. Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что может явиться помехой для развития контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе. Непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера и личности родителей осложняет отношения со сверстниками и затрудняет адаптацию в детском саду. Эти дети ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются и беспокоятся, сомневаются в правильности своих действий, легко обижаются, плачут, заостренно реагируют на неудачи, и в то же время им не хватает гибкости, непосредственности, доверчивости и простоты в отношениях со сверстниками. Они напряжены, скованы, не могут быть собой при всем своем желании общаться и быть принятыми в группе.