Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: RUFUS ZUPHALL "Weiss Der Teufel" (1970) / "Phallobst" (1971)

RUFUS ZUPHALL

(Est. by 1969, Germany)

Гюнтер Краузе (Gunter Krause) - guitar/vocal

Клаус Гульден (Klaus Gulden) - flute

Гельмут Лайблан (Helmut Lieblang) - bass

Удо Дамен (Udo Dahmen) - drums

RUFUS ZUPHALL была образована в 1969 году в городе Aachen. Музыканты в своей музыке, основанной на модном тогда хард-роке, очень удачно активно использовали также и элементы блюза, фолка, классической музыки. Общее звучание квартета представляло собой удивительную смесь из фолк-рока, блюза и психоделии. Пресса тут же, как всегда, навесила на ребят ярлык - «немецкие JETHRO TULL». Да, группа использовала флейту, но, все же, несмотря на все сравнения RUFUS ZUPHALL были не просто "еще одними клонами" знаменитых коллег из Британии.

Флейта, конечно, выделяла группу и привлекала основное внимание, тем более что Клаус Гульден отличался весьма своеобразной манерой игры, что сразу дало повод сравнивать его с такими мэтрами, как Роланд Керк (Roland Kirk) и Ян Андерсон (Ian Anderson). Однако основным композитором и лидером коллектива, был Гюнтер Краузе. Именно его талант и широкий музыкальный кругозор, как в фольклоре, так и в современной музыке, помогли RUFUS ZUPHALL быстро найти свое, уникальное звучание. Басист Хельмут Лайблан и барабанщик Удо Дамен обеспечили мощную ритмическую основу саунду, а Хельмут, вдобавок, еще писал отличные тексты.

Первый большой успех пришел к группе благодаря участию в Jazz Festival in Bilzen (Бельгия) в 1970 году на глазах у 30 000 аудитории. Кроме них, на фестивале выступали такие коллективы, как BLACK SABBATH, MAY BLITZ и Cat Stevens. Последовавшие концерты в Европе после этого позволили ребятам выступать на одной сцене и с голландскими звездами - GOLDEN EARRING, LIVIN' BLUES, CUBY & THE BLIZZARDS…

В декабре 1970го в Голландии был записан дебютный альбом, который был готов в течение 3х-дневного джема в студии. Вышел он в начале следующего года на Good Will Records и оказался настоящим шедевром психоделического прогрессивного рока. Центральное место на пластинке занимал заглавный 17-минутный трек, в котором в полной мере соединились самые разные увлечения Крауза - гитарные эксперименты, фолк, блюз в большом количестве. Одна из тем композиции - любопытный кавер на знаменитую тему Гершвина ‘Summertime’. Тем не менее, первые четыре трека получились ничуть не хуже. ‘Walpurgis Night’ насквозь пронизывала слушателя тревожной атмосферой, ‘Knight Of Third Degree’ начинаясь с психоделик-фолковых пассажей на гитаре, разгонялась в мощный гитарный джем, короткий бравурный инструментал ‘Spanferkel’ претендовал на звание потенциального хита…

В середине 1971 года группа привлекла внимание крупной компании, так был подписан двухлетний контракт с Ohr records. К тому времени состав претерпел незначительные изменения. В силу личных разногласий ушел Lieblang (тем не менее он остался, своего рода, "штатным" поэтом), которого заменил Манфред Спангенберг (Manfred Spangenberg). И появился пятый участник - гитарист и клавишник Томас Киттель (Thomas Kittel), который внес значительный вклад в работу над следующей пластинкой. Работа над "Phallobst" велась летом 1971 года в знаменитой студии Дитера Диркса (Dieter Dierks).

Теперь психоделический гитарный рок уступил место четким и продуманным структурам, в которых помимо гитары (на этот раз, как акустики, так и электро) и флейты, нашлось место и для клавишных. Музыканты, отталкиваясь от своих первоначальных корней - блюз, фолк, хард-рок, вышли на принципиально иной уровень. Среди восьми композиций нет ни одной проходной, сложно выделить из монолитного произведения самое-самое. Однако стоит заметить, что именно инструментальные композиции оказались совершенно идеальными - особенно “Wenn Schonn, Denn Schonn” и “Schupfner”. Оригинальное прочтение фолкового стандарта “Portland Town” и лирическая (в отличие от многих других вещей альбома) баллада “I'm On My Way” великолепно завершают альбом. Сочетание мягких акустических эпизодов и мощных гитарных рифов стало фирменным знаком RUFUS ZUPHALL.

Однако даже после выхода столь великолепной работы тучи продолжали сгущаться над группой. Последней каплей стало нежелание группы выпускать сингл, вернее сделать упрощенную версию одной из своих композиций или, как минимум, переаранжировать уже готовый материал. В итоге Ohr records прервал отношения со столь неуступчивыми музыкантами. Почти записанный третий альбом - "Avalon And On" - так и остался лежать на полках студии… До поры до времени. В сентябре 1972 года, после прощального концерта, решено было распустить группу.

В 1999 году на волне роста популярности к прогрессивному року 70х годов, а также учитывая успех переизданных пластинок, состоялся реюнион RUFUS ZUPHALL. Последовали многочисленные концерты, за ним последовал выход новой студийной пластинки "Colder Than Hell", а в конце 2000 года решено было подвести итоговую черту в творчестве коллектива - шесть прощальных дат засвидетельствовали легенду 70х полными сил и энергии. В тоже время вышел и третий, до тех пор неизданный альбом "Avalon And On". К счастью, можно уверенно говорить, что творчество столь замечательной команды, которая "больше чем немецкий JETHRO TULL", не осталось заброшено на задворках истории.

ДИСКОГРАФИЯ

1971 Weiss der Tuefel (Good Will) 9/10

1971 Phallobst (Pilz) 10/10

1993 Avalon and on

2000 Colder than hell

По материалам с сайта http://waspeer.info (автор не указан)

Интерпретация текста - Александр Ковтун

(апрель 2019, СПб)