Найти тему
ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Седьмое видение

Вводная сцена в святилище: новое небо и новая земля.

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое.

И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:1-8).

Вводная сцена последнего, седьмого, видения рисует перед нами картину нового творения. Небо и Земля сливаются воедино. Бог переустраивает вселенную. Центром нового мироздания становится Земля. Столица вселенной переносится на ту планету, где Сын Божий жил, страдал и умер ради спасения восставших против правления Божьего людей. Но, как говорит Иоанн, моря уже нет. Нужно ли это понимать буквально — это вопрос. А вот переносный смысл этого выражения вполне ясен. Море — это олицетворение сил зла в Писании (Иов.7:12; Ис.57:20). Зла больше нет. Нет ни греха, ни грешников. Восточные религии представляют сосуществование сил добра и зла как вечное противостояние. Библия же говорит, что этот процесс линеен. Было начало появления зла — будет и конец оного. Зло — не вечно.

Далее Иоанн видит новый Иерусалим, сходящий с неба, о чем речь пойдет ниже, и слышит обещание о том, что Бог будет обитать на Земле и сотрет всякую слезу. Интересно здесь то, что утешение горя обещано не при Втором пришествии, а при новом творении, после тысячелетнего царства. Почему? Потому что тысячелетнее царство откроет многим то, что было сокрыто при жизни на земле. А именно то, что многие из тех, кого мы считали хорошими людьми, на самом деле были далеки от Бога. Боль и слезы уйдут лишь, когда Бог сотворит все заново.

Последний, третий, раз звучит слово «совершилось». Последний этап плана спасения завершен. И Бог еще раз подчеркивает, что вход в Его царство свободный. Жаждущему Он предлагает даром воду живую. Для спасения не требуется умопомрачительных усилий со стороны человека. Необходимо лишь отложить в сторону гордыню и принять дар, предложенный Богом. Тем, кто побеждает, обещано это. Слово «все» в данном месте — неверный перевод слова «это». Побеждающему обещано войти в небесную семью - «будет Мне сыном».

Далее идет список, вряд ли полный, но внушительный, тех, кто не войдет в жизнь вечную. Список не полный, но он подчеркивает то, что имеет отношение к последнему времени. Если люди идут на поводу у своего страха, не ценят верность, упиваются мерзостями, убивают (буквально, или гневом), ведут распущенную жизнь, вступают в связь с духами и любят кого-то или что-то больше, чем Бога, конец один – смерть. Это еще раз подчеркивает истину о том, что спасение — это не набор дел или поступков, но личные отношения с Творцом. Основа спасения — любовь. Невозможно войти в жизнь вечную ради жизни вечной. В жизнь вечную можно войти только ради Того, Кто тебя любит больше жизни.

Новое творение — это время и место исполнения обещаний данных в посланиях семи церквам.

Новый Иерусалим

Один из семи ангелов, имеющих семь чаш гнева Божьего, приходит, чтобы показать Иоанну жену Агнца — новый Иерусалим. Интересно, что делает он это вознеся Иоанна на высокую гору. Действие идентично тому, что сделал сатана, когда искушал Христа в пустыне в третий раз (Мф.4:8,9). Сатана пытался прельстить Сына Божьего соблазном земных царств. Но Иисус остался верен возлюбленной — новому Иерусалиму.

Далее следует подробное описание города и стены, из которого можно сделать несколько выводов. Во-первых, имена двенадцати колен и двенадцати апостолов. Это является указанием на единство Божьего народа и преемственность. Израиль буквальный уступил место Израилю духовному — Церкви. Во-вторых, размеры города дают понять, что есть связь со Святым Святых земного Святилища. Оно представляло собой куб — длина, ширина и высота были равны. Это говорит о том, что город представляет собой, как и Святое Святых, место обитания Бога. В-третьих, материалы, использованные в строительстве говорят об обратном порядке ценностей. То, что в нынешнем мире ценится как сокровище (золото, драгоценные камни), в новом мире — лишь строительный материал. Ценно нечто иное. Ценны отношения. Ценна личность. Ценна свобода. Ценно бескорыстие. В-четвертых, материал ворот (жемчуг) является единственным органическим материалом, который входит в список использованных средств строительства. Ворота представляют собой проход. Вход в новый Иерусалим ассоциируется с жемчугом — почему? Жемчуг появляется в результате страданий. Когда в моллюск попадает песчинка, или что-то подобное, он испытывает боль, неудобство и начинает слой за слоем покрывать этот предмет перламутром. В результате этого процесса и появляется жемчуг. Это говорит о том, что войти в новый Иерусалим не пострадав не получится. Те, кто хочет войти в жизнь вечную, должны быть готовы пройти через страдания в этой, земной, жизни (Деян.14:22).

Иоанн не видел в городе храма. Однако, это не означает, что его нет вовсе. Не видел — еще не означает «нет». Иоанн прямо говорит о том, чего в новом Иерусалиме точно не будет (моря, смерти, болезни, плача, вопля, ночи). Но, когда речь заходит о храме, интонация меняется. Вероятнее будет предположить, что Иоанну его не показали.

В заключение нужно обратить внимание еще на три момента.

Во-первых, слово «блажен». Оно используется в книге Откровение только 7 раз.

  • «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр.1:3). По настоящему счастливы те, кто не просто читает или слушает книгу Откровение, но живет согласно ее призывам.
  • «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13). По настоящему счастливы те, кто умирает в Господе, то есть, сохраняя верность. Смерть для них — лишь краткий сон, отдых от трудов, забот и переживаний.
  • «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). По настоящему счастлив тот, кто держит себя в тонусе, напряженно вслушиваясь в голос Божий, водительство Святого Духа. Лишиться одежды — лишиться праведности, которой Господь наделяет нас, которая вменяется нам по вере. По настоящему счастлив тот, кто не надеется на себя, но доверяет Богу.
  • «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр.19:9). По настоящему счастливы те, кто услышал призыв обратиться к Богу. Счастье — сесть за один стол в Царстве небесном. Это говорит о приоритетах людей. Приоритеты не могут не проявляться в повседневной жизни. Счастливы те, для кого Царство небесное в приоритете.
  • «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). По настоящему счастлив тот, кто воскреснет в первое воскресение. Та жизнь, которую Бог приготовил для искупленных с лихвой восполнит все их потери на Земле. По сравнению с тем, что Бог готовит верным, блага этого мира — лишь жалкая тень. Настоящее счастье у тех, кто воскреснет для жизни вечной.
  • «Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Откр.22:7). Господь повторяет еще раз в конце книги, что счастлив тот, кто живет согласно тому свету, который Он дал в Откровении.
  • «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14). В этом месте есть разночтения в манускриптах. Возможен вариант прочтения «омывшие одежды свои» вместо «соблюдающие заповеди Его». Как бы то ни было, на знамени народа Божьего написано: «Заповеди Божьи и вера Иисуса Христа». По настоящему счастливы те, в чье сердце Святой Дух вписал Закон Божий.

Почему книга Откровение обращает внимание на подлинное счастье? Видимо потому, что в последнее время очень легко променять его на фальшивку (Мал.3:13-18).

Во-вторых, в конце книги Господь трижды обращает внимание на близость конца. Он трижды повторяет, что время близко. Этим словам почти две тысячи лет и кто-то сегодня усмехается тому, что пришествие близко. Таким глупцам следовало бы задуматься над скоротечностью и неопределенностью человеческой жизни. Редко кто из живших на нашей планете за последние две тысячи лет ожидал пришествия Христа дольше 80-100 лет. Мы никогда не знаем, когда закончится отмеренный нам срок. Поэтому призыв Христа вполне актуален и ничего смешного в нем нет. Время близко. Оно было близко для каждого, кто жил в эти две тысячи лет, потому что события, описанные в Откровении, разворачивались на протяжение всего этого времени. Все жившие были участниками этих событий. Так что — время близко. А живущим сегодня юморить на тему близости пришествия — это верх либо глупости, либо самонадеянности. Сегодня последние события могут начать сбываться в любой момент. Время близко. Это значит, что нельзя откладывать решения на потом. Это нужно делать сейчас (2Кор.6:2).

В-третьих, Господь обращает наше внимание на призыв: «Слышавший да скажет «прийди»». Это обращает наше внимание на важность того, чтобы передать дальше тот призыв, который услышали мы. Это наша ответственность, а не тех, кто для этого специально обучен. Господь возлагает эту ответственность на каждого, кто услышал призыв книги Откровение. Каждый слышавший сам призван поделиться с теми, кто еще не слышал.

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди!»

Аминь!