Найти в Дзене
ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА

Двенадцатая глава заканчивается словами о том, что дракон отстал от жены, которая убежала в пустыню на 1260 лет, и начал войну против «прочих от семени ее». Вообще нужно сказать, что, судя по всему, звери в этом видении появляются последовательно. Это значит, что дракон уходит со сцены, когда жена убегает в пустыню. То есть события 12 главы не выходят за рамки 538 года, который является началом пророческого периода в 1260 лет. Кроме того, война дракона против «прочих от семени ее» явно включает в себя и войну против реформаторов. То есть термин «прочие от семени ее» относится не только к Остатку последнего времени, но и к верующим эпохи реформации. Связь последней битвы с реформацией мы уже видели в шестой трубе, точнее во вставке, которая после нее следует. В данном же видении эта связь просто очевидна. Она подчеркивается общей фразой «здесь терпение и вера святых» (хотя второй раз эта фраза несколько меняется, но об этом позже).

-2

Итак, звери появляются последовательно. Дракона сменяет зверь из бездны, на смену и в поддержку которому является зверь из земли. На лицо — сатанинская троица: дракон, зверь и лжепророк. В описании последней битвы дракона мы уже не видим. На сцене только зверь и лжепророк. Как уже говорилось выше, война дракона представляет собой отдельную часть, тогда как описание его войны против «прочих» представляет собой уже вторую часть. Если в первой части мы видели только дракона и его действия (Божья армия нам не показана), то во второй части, да и то лишь на втором этапе, мы видим, как враждующие стороны выстраиваются друг против друга. Зверь и лжепророк с одной стороны, Агнец и 144000 — с другой.

ПЕРВЫЙ ЭТАП — ПАПСТВО ПРОТИВ РЕФОРМАЦИИ.

-3

Нет смысла доказывать, что зверь из бездны — это папство. Десять характеристик, представленных Иоанном, безошибочно указывают на это:

  • появляется в густонаселенной местности (выходит из моря);
  • имеет отношение к седьмой главе книги Даниила (рога как у страшного зверя, подобен барсу, лапы медведя, пасть льва);
  • получает столицу Римской империи ее же указом (дракон отдает свой престол);
  • представляет собой реальную силу («кто может сразиться с ним?»);
  • богохульствует (эта характеристика упомянута трижды);
  • действует на протяжении 1260 лет (42 месяца);
  • ведет религиозные войны и побеждает верующих — мученичество «еретиков» (война со святыми);
  • представляет собой религиозную организацию (принимает поклонение);
  • имеет власть над сильными мира сего («дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем»);
  • пойдет в плен.

Зверь из бездны — папство и ничто другое. Поэтому те голоса из преисподней, которые начинают все наглее звучать в нашей среде, заявляя, что зверь из бездны — это не папство — просто бред. Как там у Высоцкого в песенке: «…но кровь не сосать и прилично вести. Тот малость покрякал, клыки свои спрятал — красавчиком стал, хоть крести!» Даже если сегодня католицизм выставляет красивый фасад, это не означает, что изменилась его сущность. Не говоря уже о его не официальной деятельности. Поэтому господин Болотников со своими заявлениями о том, что католическая церковь изменилась, и нам нужно пересмотреть свое к ней отношение может идти на все четыре стороны…

Итак, первый этап последней борьбы — период в 1260 лет, когда папству дано было изничтожать инакомыслящих. Внешне казалось, что дело Божье гибнет и это требовало терпения, чтобы переносить гонения, и веры, доверия Богу. Господь предостерегает здесь верующих против того, чтобы брать в руки меч (фраза «кто мечом убивает...» двусмысленна и может быть применена как к папству, в качестве пророчества, так и к верующим, в качестве предостережения). Терпение и вера — вот то, что требовалось от верующих того времени. Терпение и вера, чтобы свидетельствовать. Терпение и вера, чтобы взойти, если нужно на эшафот, или на костер.

В описании деятельности зверя из бездны мы снова встречаем «живущих на земле». «Живущие на земле» - это люди, которые поклонятся папству, их имена не написаны в книге жизни у закланного Агнца. Религия этих людей — религия удобства, выгоды и комфорта. Они не готовы страдать так, как страдал Христос.

И здесь же, но чуть выше мы находим еще одну интересную фразу: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе». В данном переводе один последний союз «и» – лишний, в греческом тексте его нет. Поэтому читаться должно: «...и жилище Его — живущих на небе». Фраза написана в форме прямого параллелизма: А — хула на Бога; А' — хула на Его имя; Б — хула на жилище Его; Б' — хула на «живущих на небе». Из этого становится ясно, что «живущие на небе», в данном контексте, означают не небожителей, а верующих людей, которые являются жилищем Бога на Земле. Таким образом, мы имеем контраст: есть «живущие на земле» и есть «живущие на небе». «Живущие на земле» поклонятся папству, которое хулит жилище Божье - «живущих на небе».

Итак, первый этап последней битвы заканчивается — зверь из бездны (папство) временно, пока не залижет рану, а реформаторы его хорошо приложили, уходит со сцены. Но он еще вернется.

ВТОРОЙ ЭТАП — ПАПСТВО И ЕГО ОБРАЗ В США.

-4

После папства на сцену выходят США. Интересно то, что его деятельность по созданию образа зверя происходит там, где они и появились: «...заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю». Речь здесь пока не о «живущих на земле» - фраза построена иначе. Речь обо всей «земле» и ее населении. Имеется в виду Новый свет, Америка. Интересен и контраст в действиях. Землю он заставляет поклониться папству, а вот «живущих на земле» он обольщает при помощи ложных чудес, которые ему позволено Богом творить. Здесь невольно вспоминаются слова апостола Павла: «...того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:9-12). Но это немножко в сторону… То есть на своей территории он действует силой. Он заставит Новый свет преклониться перед папством. Но вот создание образа папства — это уже вопрос обольщения. И именно «живущие на земле» будут создавать образ зверя. В чем заключается его суть?

«...образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». В этих словах выражена суть того, что такое образ зверя. Главная его характеристика заключается в том, чтобы уничтожать тех, кто отказывает ему в религиозном поклонении. Да и вообще нужно сказать, что последняя битва — это битва за поклонение. Это слово повторяется 8 раз в 13 и 14 главах. Образ зверя (образ папства) — это модель государства (зверь — см. Дан.7:23), узурпирующая религиозное поклонение и вводящая репрессивные санкции за неподчинение. Каким образом можно поклоняться государству? Апостол Петр говорил: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19). Но и папство и его детище в Новом свете заявляют и будут заявлять, что их законам следует повиноваться как голосу самого Бога — в этом суть.

Обольщение и принуждение — два главных метода работы дьявола и его работников...

В этом отрывке мы уже встречаем упоминание о начертании зверя, которое ставится либо на правую руку, либо на лоб, но мы еще не можем ответить, чем оно является — об этом ниже.

Однако нужно сказать несколько слов по поводу 666. Данное число охарактеризовано как «человеческое», то есть, оно не совершенное, не Божье. Божье число — 7. Господь говорит тем самым, что сатанинская троица — лишь подделка. Дьявол претендует быть богом — дает свой престол и власть папству (имитирует действия Бога по отношению ко Христу), но он не всесилен. Он лишь творение, а не Творец. Поэтому 6ка. Папа претендует на место Христа, даже имитирует смерть и воскресение (рана от меча и исцеление), но никакого сравнения с Сыном Божьим он не выдержит — у Христа вся полнота власти. Поэтому 6ка. США будут творить знамения, претендуя на место Святого Духа, но они не Святой Дух. А значит 6ка. Поэтому 666 — это не «круто», а просто трижды шестерка.

Итак, противник ясен: дьявол действующий через папство и США.

Суть борьбы ясна: религиозное поклонение вопреки Писанию.

Методы противника ясны: обольщение и принуждение.

Вот теперь — самое время посмотреть в другую сторону.

ХРИСТОС И ЕГО АРМИЯ.

Далее Иоанн описывает другую противоборствующую сторону и ее действия в последней битве.

Первое, на что обращает внимание Иоанн — это то, что Сам Христос находится вместе со Своими воинами. Он верен своему обещанию (Мф.28:20). И находится он на горе. Это напоминает ситуацию, имевшую место в истории Варака (4:12) и Гедеона (Суд.7:8). И тот и другой находились на возвышенности, тогда как, превосходившие их числом, армии врага находились в долине. Даже местность та же. Но об этом в свое время...

Первые пять текстов Иоанн полностью посвящает 144000. И в первом же тексте мы находим указание на то, чем является запечатление. На челах у 144000 написано имя Отца. Как звучит Его имя? Почему Он достоин поклонения? Потому что Он — Творец. На это же указывает и весть первого ангела. Печать Божья содержит Его имя как Творца. 144000 запечатлены именем Божием.

Далее мы наблюдаем еще одну интересную деталь. Иоанн видит 144000 на земле, но голос их песни он слышит с неба — они поют новую песнь. Новая песнь — хвала Богу, рассказ о Его силе и благости в благодарность за избавление (Пс.39:2-5; 49:14,15). 144000 переживут уникальный опыт. Они на земле, но голос их звучит на небе. 144000 будут иметь особый опыт.

Далее Иоанн особо выделяет еще 3 характеристики 144000. Каждый раз новая характеристика вводится одной и той же фразой «это те которые...», но Синодальный перевод этого, к сожалению, не отражает.

1) «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники». Вряд ли мы должны понимать эти слова буквально. В контексте всего, что уже было сказано о великой борьбе, жен и осквернение с ними следует рассматривать как церкви и отношения с ними. Интересно здесь то, что нет конфессиональной окраски. То есть, можно «оскверниться» даже находясь в «правильной» церкви. Каким образом? Об этом говорилось уже множество раз. Если мы решения Церкви ставим выше Бога, говорящего через Свое Слово и Духа Святого, то мы совершаем грех. Церковь — это Божье учреждение, но не Сам Бог. 144000 будут тонко чувствовать разницу и не поведутся на обман. Церковь — это церковь, а Бог — это Бог. Не может быть ни принуждения, ни мнения большинства в вопросах совести. Люди спасаются не принадлежностью к какой-либо церкви, а верой.

2) «Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Они повинуются Божьему водительству в своей жизни, даже если им это не комфортно. Легко ходить за Христом, когда он ходит на злачные пажити и к источникам тихих вод. Но Иоанн подчеркивает, что они идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Куда идет агнец? На заклание. В этом есть что-то из опыта апостолов (Ин.11:8,16). Для 144000 главное — следовать за Христом, быть в Его присутствии. Если человек хоть раз в жизни чувствовал Божье присутствие — объяснять не надо. А если не чувствовал, то объяснять бесполезно. Присутствие Христа — это хлеб, вода и воздух для верующего человека. Он пойдет за Ним куда угодно, сколько бы ни крутили пальцем у виска «ценители комфорта».

3) «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим». Эти слова перекликаются с описанием Самого Христа у апостола Петра: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Петр.2:19-23). Петр в этом месте цитирует 53 главу Исайи, которая, как известно, описывает страдания Христа.

Первая характеристика говорит о том, что для 144000 авторитет Слова Божьего и Святого Духа выше всех остальных авторитетов. Вторая характеристика говорит о том, что 144000 готовы пострадать, вплоть до мученичества за свой выбор. А третья характеристика говорит о том, что 144000 проходят через страдания так же, как это делал Христос — кротко и смиренно.

Далее Иоанн переходит к описанию действий Христа и Его армии, которые описываются как 3 ангела, летящих над Землей и возвещающих 3 вести.

-5

ПЕРВЫЙ АНГЕЛ призывает поклониться Богу, поскольку наступил час суда (1844 год). Интересен адресат вести: «...живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу». Здесь мы опять видим «живущих на земле» {см. приложение в конце}. Они первые в списке тех, к кому следует нести весть. Кто же они, наконец? Давайте соберем все, что мы о них уже знаем:

  • година искушения предназначена испытать «живущих на земле» (Откр.3:10);
  • «живущие на земле» ответственны за кровь мучеников (Откр.6:10);
  • 3 последние трубы предназначены образумить «живущих на земле», которые не имеют печати Божьей (Откр.8:13; Откр.9:4);
  • «живущие на земле» радуются избавиться от Слова Божьего, поскольку оно для них мучительно (Откр.11:10);
  • «живущие на земле» поклонятся папству (Откр.13:8);
  • «живущие на земле» подвергаются обольщению ложных чудес и создают образ зверя (Откр.13:14);
  • «живущие на земле» являются первыми в списке тех, к кому обращена весть трех ангелов (Откр.14:6).

Далее мы встретим еще 2 характеристики этой группы людей, но приведенных уже достаточно, чтобы понять, что «живущие на земле» – христиане, но лишь по названию, не более того. Апостол Павел писал: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп.3:17-21). Контраст очевиден. Есть, как уже говорилось, «живущие на земле», но есть и «живущие на небе». Один брат любил, помню, повторять стихотворение, которое начиналось словами: «Я счастлив тем, что я живу на небе, хотя хожу ногами по земле...» Чем мы живем? Что составляет предмет и источник нашей радости? В чем наша надежда? Быть христианином — это больше, чем тупо ходить в собрание раз, или несколько раз, в неделю! Быть верующим — значит находить радость в общении с Богом и верующими и добровольно отдавать себя Его делу. Это либо есть, либо — нет. Это не выработаешь и не сымитируешь (хотя многие пытаются). Первая же буря обнажит недостаток веры и любви…

С «живущими на земле» немного ясно — теперь об остальных. «Всякому племени и колену, и языку и народу...» – это о ком? Слово «колено» никогда в Писании не употребляется ни к кому, кроме израильского народа. Если «живущие на земле» – это верующие по названию, то «всякое колено» нужно понимать, как указание на остатки Израиля — еврейский народ. «Племена, языки и народы» – эти слова вместе встречаются еще только однажды — в третьей главе книги пророка Даниила. Там эта фраза характеризует «сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей» (Дан.3:3,4). То есть фразу «племена, языки и народы» в книге Откровение нужно понимать как начальства, правительства и прочие важные инстанции, в лице которых представлены все известные народы Земли. 3 приоритета в проповеди вести очевидны: 1) «приземленное» христианство всех конфессий, 2) люди власть предержащие, 3) еврейский народ.

Суть вести в том, что необходимо отбросить всех ложных богов и обратиться к Творцу, поскольку время истекает. Время начала суда высчитывается по книге пророка Даниила (Дан.8:13). Ангел призывает к поклонению Богу, как Творцу. Что есть поклонение? В широком смысле слова — образ жизни верующего человека. В узком смысле слова — акт религиозного поклонения, включающий в себя молитву, славословие Богу (песнь или рассказ о проявлении Его силы, познанной на личном опыте) и приношение даров. Но как можно поклониться Богу именно как Творцу? Есть только один способ — совершать акт поклонения ему в субботу, согласно четвертой заповеди, поскольку только она одна из всех десяти указывает на Бога, как на Творца. Мы призваны соблюдать субботу покоя, поскольку Бог сотворил мир за шесть дней, а в седьмой покоился. Таким образом, первая весть указывает на заповеди, в особенности на четвертую.

-6

ВТОРОЙ АНГЕЛ ни к чему не призывает. Он просто оповещает, что пал Вавилон. Эта весть возвращает нас в историю народа Божьего, находящегося в плену Вавилона, когда ему сообщают, что поработитель повержен. Рабство кончилось — можно вернуться домой. Интересно, что Мартин Лютер назвал один из своих трактатов о папстве «О Вавилонском пленении Церкви». Папство держало людей в духовном рабстве своим ложным учением. Ангел возвещает падение Вавилона и его заблуждений. Истина открылась. Можно быть свободным.

-7

ТРЕТИЙ АНГЕЛ предостерегает всех, кто собирается поклониться союзу религии и государства о том, что за это будет воздано очень сурово. Они потеряют спасение и защиту от Божьего гнева. Интересно, что третья ангельская весть написана языком страха. Почему? Видимо, она обращена к людям, которые движимые страхом отрекаются от истины, хотя и понимают, что поступают неправильно. Иными словами, ангел говорит им: «Вы боитесь зверя и его гнева? А кого страшнее бояться: человека или Бога?» Божий гнев страшнее не только человеческого, но и сатанинского. Во время потопа даже сатана дрожал за свою жизнь…

-8

Интересна здесь еще одна деталь. Сегодня начинают раздаваться голоса из преисподней, говорящие, мол: «Где в книге Откровение написано, что начертание зверя — это соблюдение воскресенья? Это все «блаженная» выдумала!» Дабы вырвать эти жала змеиные нужно обратить внимание на то, что начертание, упомянутое в третьей вести — есть религиозный акт поклонения («кто поклоняется и принимает начертание...»). Это — раз. Первый ангел призывает поклониться Богу как Творцу. Третий — предостерегает от поклонения зверю и его образу и его начертания. Параллель, точнее противопоставление очевидны. Начертание зверя — это нечто противоположное поклонению Богу как Творцу. Это — два. Как поклониться Богу как Творцу? Как уже было сказано выше, это можно сделать только одним способом — совершать акт религиозного поклонения (молитвы, славословия и приношение даров) по субботам. Это — три. Что такое, собственно, начертание зверя? Зверь — государство. Как оно себя проявляет? В административной, законодательной и судебной функциях. Начертание может относиться только к этим сферам. Получается, что начертание — некий государственный закон религиозного характера. Это — четыре. Ставится этот знак либо на руку, либо на лоб в отличие от печати Божьей, которая ставится только на лоб. Бог принимает только добровольное поклонение. Поклонение из страха Он не принимает. А вот государству совесть до лампочки — главное повинуйся. Итак, начертание зверя — это государственный закон религиозного характера, противоположный поклонению Богу по субботам, согласно четвертой заповеди. Что же это может быть?… Все будет так похоже, только одну заповедь подкорректировали — субботу на воскресенье заменили. 666 — почти, но не то…

Слово «заповеди», которое появляется во фразе «здесь терпение и вера святых», говорит о том, что на последнем этапе борьбы внимание будет обращено так же и на заповеди Божьи, чего не было во время борьбы реформаторов.

Суть последней борьбы вестников Божьих состоит в том, чтобы слушаться Бога прежде всего, быть готовыми пострадать, отражать Христа в характере и призывать людей обратиться к Богу.

Заканчивается видение картиной Второго пришествия Христа.

-9

Приложение:

1. Тем, кто будет говорить, что якобы в греческом тексте здесь стоит слово «сидящие» (катэменой), а не «живущие» (катойкунтес) посвящается эта сноска. Тем, кто по гречески не понимает, читать не обязательно. Суть ее заключается в том, что в современных изданиях Нового Завета на древнегреческом языке в данном тексте фраза «живущие на земле» имеет вид «сидящие на земле». Кроме того, упомянутые издания, снабженные критическим аппаратом (указанием разночтений в манускриптах), не содержат почему-то даже информации о том, что есть другие варианты данного текста. А они есть. Из тех рукописей книги к которым мне удалось получить доступ через интернет, я могу однозначно утверждать, что Кодекс С (считающийся одним из самых авторитетных свидетелей текста Нового Завета) и еще 2 рукописи содержат именно тот вариант текста, что и Синодальный перевод (живущие на земле). Этого уже достаточно, чтобы привести в издании информацию о разночтениях, но издатели почему-то этого не делаю. Кроме того, мне удалось выяснить, что в более ранних изданиях Нового Завета на древнегреческом языке (таких как Textus Receptus 1550 года, например) данный текст приводился именно в том виде, в каком он содержится в Синодальном переводе (живущие на земле). Это говорит как минимум о том, что издатели не могут быть не в курсе существования разночтений, но они их просто игнорируют, а это непоследовательно, поскольку в своих изданиях они зачастую уделяют место, чтобы сообщить, что в каком-нибудь одном манускрипте нет артикля (!). Они делают сноску ради одного манускрипта, причем не самого авторитетного, а здесь они игнорируют целых 3 (как минимум), и один из них считается весьма важным. Так, что, думаю, мы имеем право утверждать, что вариант «живущие на земле» является исконным, поскольку, как показывает данное исследование, он более соответствует контексту книги Откровение.