Ставший главным содержанием политической жизни не только в России, но и в большинстве стран мира скандал вокруг "кремлевской клептократии" получил в понедельник дальнейшее стремительное развитие. Стало очевидно, что Ельцина сдают, и все политики наперебой бросились его топить.
"Файнэншл таймс" обратила внимание на воскресные заявления Лужкова:
"Мэр Москвы Юрий Лужков усилил давление на Кремль, бросив вызов президенту Ельцину и его ближайшему окружению, сказав о том, что им необходимо официально опровергнуть обвинения в коррупции, которая затронула президентскую администрацию.
Усиливая эскалацию борьбы за власть, Лужков потребовал, чтобы Ельцин и его ближайшие советники объяснили народу, почему произошла вся эта шумиха с личными кредитными карточками в Швейцарии и откуда взялся скандал с отмыванием денег в США.
Его комментарии прозвучали в тот день, когда газета "Трибюн де Женев" опубликовала список 24 россиян, расследование по которым ведет офис федерального прокурора Швейцарии в связи с делом об отмывании денег, связанным с Павлом Бородиным. Он вновь отверг все обвинения.
Тем временем от дела был отстранен следователь Георгий Чуглазов, который вел следствие по делу "Мабетекс". (...)
"... Все понимают, почему меня отстранили от дела", - сказал он.
Лужков заявил, что пока каждый член президентской команды персонально не опровергнет все обвинения, он будет считать газетные публикации правдой.(...)
Тем временем Михаил Касьянов, министр финансов России, признал, что выделение второго транша кредита МВФ в 640 млн. долл. может быть отложено до начала октября в связи с требованиями США проверить, как использовались предыдущие кредиты. Вместе с тем он подтвердил, что предположения о нецелевом использовании этих средств не отвечают действительности".
Активность Лужкова может быть расценена не только как способ топить Ельцина, но и как попытка максимально дистанцироваться от скандала, предотвратить втягивание в него московской верхушки, компромату на которую должно хватать у многих спецслужб в России и за рубежом. Более глубокие аналитики обсуждают не столько внешнюю сторону склоки, сколько делают обобщения о характере новой российской антикоммунистической элиты.
Английская "Обсервер" анализирует связи видных представителей этой элиты с криминалитетом как явление общественное:
"В ельцинской новой России мир политики, бизнеса и организованной преступности сливается в одно пятно. Ключевые фигуры в этом явлении - те, кто контролирует богатые природные ресурсы или ее предприятия общественного назначения.
Виктор Черномырдин, бывший премьер-министр, Анатолий Чубайс, бывший заместитель премьера, и другие принадлежащие к элите отрицают любые нарушения закона. Но "Обсервер" может открыть, что российская разведка установила связи между деловой империей Чубайса и бывшей компанией, располагавшейся на острове в проливе Ла-Манш, в самом центре системы отмывания денег мафии. (...)
"Обсервер" может сообщить, что согласно источникам в российской разведке контролируемой мафией фирме "Арбат интернэшнл" принадлежит 20проц. акций в банке "ТЕМБР", который ведет денежные операции энергетической корпорации "ЕЭС", управляемой Чубайсом. Прослежены его финансовые отношения с "ТЕМБРом", в котором РАО "ЕЭС" принадлежит 30 проц. акций, как утверждают источники.
"Арбат интернэшнл" находится как раз там, откуда началось расследование, приведшее к раскрытию мошенничества "Бэнк оф "Нью-Йорк". Фирма была учреждена Семеном Могилевичем в Венгрии и на острове в Ла-Манше в начале 90-х. Но согласно российским разведывательным источникам, она фактически принадлежит Сергею Михайлову, главе московской "солнцевской" бандитской группировки и главному крестному отцу России, а также одному из его заместителей, живущих в Будапеште, Виктору Аверину.
Как говорит один источник, "Сева" (Могилевич) обеспечивает "мозги", а "Михась" (Михайлов) и"Авера" (Аверин) - "мускулы". Могилевич впервые привлек внимание Британской национальной криминальной разведывательной службы, когда начал отмывание денег через "Арбат" и связанную с ним фирму "Аригон". "Обсервер" в то время опубликовал эксклюзивные материалы об операции "Меч" - расследовании, которое в 1995 году привело к аресту трех человек, включая двух юристов из Сити, и которое привело к ликвидации операций на острове.
Национальная криминальная разведслужба уведомила также ФБР о связи с "Уай-Би-Эм Магнекс", главной фирмы, отмывающей деньги в США, которая купила и "Арбат", и "Аригон". В разгар своей деятельности "Уай-Би-Эм Магнекс" стоила миллиард долл., она была закрыта после рейда, в котором участвовали около 60 сотрудников американского бюро по борьбе с организованной преступностью.
Операция "Меч" привела прямо к установлению связей Могилевича с отделением "Бэнк оф Нью-Йорк" в Сити через сделки "Уай-Би-Эм" с "Бенекс Уорлдуайд", клиентом "Бэнк оф Нью-Йорк" в северном Лондоне. Единственный директор "Бенекс" Петр Берлин - россиянин, женатый на ныне уволенной сотруднице "Бэнк оф Нью-Йорк" Люси Эдвардс, урожденной Людмиле Прицкер. Другая сотрудница банка Светлана Кудрявцева тоже была уволена. Обе они были подчиненными Наташи Кагаловской в Нью-Йорке и отвечали за открытие счетов российских банков и предприятий. Все они отрицают какие-либо нарушения закона.
После получения угроз его жизни Могилевич живет в Будапеште под вооруженной охраной. После освобождения из швейцарской тюрьмы в прошлом году Михайлов был депортирован в Россию и восстановил свои позиции в солнцевской банде".
Как говорится, куда уж дальше-то…
11 авг, 1999