Дети без ушей и носа. С укороченными, неразвитыми ножками или ручками. С патологией внутренних органов. Со сросшимися пальцами. Кто бы помог подумать, что такое случается от одной таблетки. Случается. Случилось 65 лет назад. Тогда прием неисследованных должным образом лекарств привел к талидомидовой катастрофе. История коснулась 52 страны. Из-за приема недостаточно изученного, передового по тому времени препарата талидомид (thalidomide) в мире родилось около 12 тысяч младенцев с различными мутациями. 40% из них умирали на первом году жизни. Кроме того, около 40 тысяч человек приобрели периферический неврит.
Место действия - Германия
Эта история началась в послевоенной Германии, когда фармацевты компании Chemie Grünenthal решили использовать пептиды для создания доступного антибиотика. Делали противосудорожный препарат, но сразу не поняли, что у них получилось. Поэтому отдали бесплатно тестировать терапевтам родной Германии и соседней Швейцарии, чья медицина всегда была безупречной. Практика по тем временам вполне обычная.
Пациенты рассказали, что новое лекарство обладает отличным успокаивающим и снотворным эффектом. На эти показатели и была сделана ставка. Кто-то отметил, что препарат снимает симптомы интоксикации в первый триместр беременности.
Маркетологи раскрутили именно этот фактор. Покупали положительные отзывы. Негативные вычищали. Не проведя исследование, как действует препарат на животных в период беременности, запустили его в массовую продажу.
Недорогая цена. Отличная рекламная кампания. И действительно отсутствие тошноты у беременных по утрам сделали свое дело. Талидомид оказался очень востребованным в Европе, Канаде, Южной Америке, Японии и многих других странах. Только чудо и принципиальная позиция доктора Фрэнсис О.Кэлси, которая работала в ведомстве, контролирующем качество продуктов и лекарств США, не пустили таблетки на американский рынок.
В чем опасность?
Молекулу талидомида можно представить двуликим Янусом. В ее составе один оптический изомер обладает настоящим терапевтическим эффектом, благодаря которому таблетку называли чудо-лекарством. Другой, напротив, обладал тератогенными свойствами.
На ранних стадиях беременности, в период формирования плода, этот изомер проникал в клетки ДНК и вносил существенные коррективы в программу развития и функционирования нового организма.
Проще говоря, случалась трагедия. Если женщина выпила таблетку на 20 день после зачатия, то был поражен мозг плода. Если талидомид попал в организм на 21 день, то нарушался процесс формирования глаз. Следующий день влиял на уши и лицо. Прием препарата в 24 – 28 дни с момента зачатия влиял на формирование рук и ног.
По сути, опасным был прием препарата только в первый месяц беременности. Когда женский организм особенно остро реагирует на зарождение новой жизни, когда происходит закладка осевых органов и тканей малыша. При этом после 42 дня беременности прием препарата на плод уже не влияет.
Кто виноват?
Женщины, узнавшие про беременность, принимали таблетку, чтобы лучше чувствовать себя. Обычные дела. Только если бы 7 тысяч из них узнали, что их долгожданный ребеночек умрет в первые минуты своей жизни, вряд ли они стали это делать.
Естественно, на компанию подали в суд. Он длился три года, с 1968 по 1970. Дело состояло из 972 страниц. Они описывали тысячи реальных трагедий, включали свидетельские показания людей с искалеченными жизнями. Как позже выяснилось, мутация может передаваться через поколения.
В итоге руководству компании Chemie Grünenthal, дистрибьюторам талидомида от уголовной ответственности удалось уйти – все было списано на несовершенную систему лицензирования новых препаратов. Позже в некоторых странах создали специальные фонды, которые начали выплачивать пособия семьям, пострадавшим от приема талидомида.
Несмотря на трагедию, талидомид не исчез из перечня лекарственных препаратов. В наше время его используют для лечения некоторых форм рака, иногда применяют при лечении ВИЧ-инфекции и даже проводили клинические испытания для использования от CoViD-19.
Автор статьи: Екатерина Заева специально для NatureLife Project.