Найти тему
m_division

Из России с любовью: фестиваль Gamma в Санкт-Петербурге

Оглавление

В прошлом году на петербургском фестивале Gamma побывал обозреватель немецкого портала о музыке и культуре www.dj-lab.de. Антуанетта Блюме описала свои впечатления о своем коротком отпуске в Санкт-Петербурге.

Итак, Санкт-Петербург. Но обо всем по порядку.

В январе у меня неожиданно оказалось много денег — и я решила не растрачивать их в Бергхайне, а предпринять что-то более масштабное. Идея возникла быстро: я забронировала билет в Санкт-Петербург, а затем и билет серии Super-Early-Bird на Гамму, ТОТ САМЫЙ мега-техно-фестиваль в России. Билеты супер-раннего бронирования (экономия в немецком стиле, не могу отрицать) обошлись в 30 евро за две фестивальные ночи, перелет на самолете Lufthansa из аэропорта Лейпциг-Галле — 235 евро и виза (в турагенстве, без лишних хлопот) — 95 евро.

В общем поездка в Россию обойдется ненамного затратнее, чем затяжные выходные на фестивалях Fusion или Atonal. Зато чего стоит само предвкушение того, как я окажусь в далекой России! Лайнап фестиваля выходит в апреле; мой основной чеклист — Dax J, map.ache, Varg, Микела Пелуцио, Оскар Мулеро, Марта Смилга и Лена Попова. В лайнапе более 70 артистов, причём больше половины исполнителей из России — их я, конечно, тоже включила в список обязательных к прослушиванию.

Оказалось, что помимо меня на Гамме будет как минимум ещё один гость из Лейпцига, map.ache (его настоящее имя Ян). Но в одном самолёте мы с ним не полетим: у него три выступления за выходные, и только вечером воскресенья он вылетает из Амстердама. Моим соседом по самолётному креслу был лейпцигский музыкант fragmentiert, который тоже собрался на Гамму.

Gamma_PRO

«Главное событие» предваряет конференция Gamma_Pro, она проходит в четверг и пятницу. В программу входят лекции, нетворкинг, открывающий концерт в планетарии и живые выступления. На дискуссионных форумах выступают самые высококлассные спикеры: например, организаторы самого фестиваля Gamma, Оливер Баурейн от фестиваля CTM (Германия), Михаэль Шпрангер, исследователь из SONY Computer Science Lab в Токио, Крис Салтер, директор исследовательского института медиаискусства и технологий HEXAGRAM (Канада) и Миеко Хаккаку, представитель Музея Мираикан в Токио. На специальной сессии можно пообщаться лично со спикерами, представить свои собственные проекты или просто поговорить, лучших могут пригласить на несколько известных европейских фестивалей, чтобы представить свои проекты там. Конечно, для многих артистов и художников это хорошая возможность.

Атмосфера на Gamma Pro очень спокойная, все внимательно и сосредоточенно слушают докладчиков, в перерывах играет ambient-музыка. На заводе Степана Разина всё будет по-другому. На мой взгляд, настроение, царящее там, как нельзя лучше передаётся словосочетанием “сенсорная перегрузка” (в хорошем смысле). Впереди — пять параллельно действующих сцен, оглушительные ритмы и настоящий праздник ТЕХНО, торжество петербургской электронной культуры. В то время как Gamma_PRO делает акцент скорее на полутонах, экспериментальных и аудиовизуальных работах, таких как медитативные музыкальные композиции Kazuya Nagaya из Японии и работы одного из самых впечатляющих визуальных художников всех времен, Али Демиреля.

Меньше единства, больше экспрессионизма

Техно, авангардная и экспериментальная электронная музыка транслируют ценности свободы. Свободно думать, творить, высказываться — и не в последнюю очередь танцевать. Одеваться, как только душе угодно. На Гамма-фестивале я повсюду чувствую настоящую, искреннюю потребность в свободе, в альтернативном выборе. Мне кажется, на фестивале меньше единства, но очень много экспрессионизма.


На разных сценах завода им. Степана Разина происходит буйство музыкальной стихии: дерзкие, невероятно громкие звуки бьют прямо в сердце. В буквальном смысле: вибрация ощущается не только в ушах — гудит всё тело. Разверзнутый потолок, неровный пол. На старой пивоварне происходит невиданное брожение; узкие и тёмные лестничные пролёты напоминают переполненные эскалаторы подземки в час пик. Тут вперёд проталкивается некто в длинном воздушном пальто и на непостижимо высоких каблуках, там четыре красивые дамы чокаются шотами.

Люди то и дело аплодируют артистам, обменивают рубли на токены, выстраиваются в очереди в Gamma Shop, чтобы получить футболку или сумку. Некоторые фотографируются на фоне граффити. На одной из стен изображено огромное ухо, поверх которого — цифры 1 9 8 4. Также популярностью пользуется абстрактная работа, изображающая переплетение бесполых тел.


Наутро вечеринка всё ещё в полном разгаре, количество гостей заметно не уменьшилось, перед воротами больше нет очереди, как в пиковое время. К сожалению, без знания русского языка я немного выключена из коммуникации. Но мы снова встречаемся с Сергеем, который тоже был на Gamma Pro.
«На Гамма-фестивале просто уникальная атмосфера. В Санкт-Петербурге много хороших вечеринок, в основном с местными исполнителями, но Гамма — это что-то уникальное», — говорит он мне. Он сам диджей и выступает на небольшой самоорганизованной вечеринке. Сегодня он надеется попасть на GAMMA afterparty. По крайней мере он говорит, что хотел бы — ведь когда идешь на вечеринку, никогда не знаешь точно, где окажешься.


Что до меня, то после нескольких часов мощного техно и двух шотов водки я выбираю пойти домой. За 1300 рублей (около 18 евро) меня довозят до отеля — таксист явно меня обсчитал, у меня отключился телефон, и вызвать через Uber я не смогла. Неважно. Итак, отдых в номере и вечером на афтерпати? Что ж, посмотрим...

Unterwelten

На следующий день, в воскресенье, мы идем поесть и обменяться впечатлениями о предыдущем вечере. Официант замечает наши фестивальные браслетики на запястьях, и завязывается разговор. Оказывается, он тоже хотел пойти на Гамму, но ему не дали выходной. Он делится несколькими советами: во время нашего следующего визита в Санкт-Петербург ни в коем случае не пропустить серию вечеринок Unterwelten в клубе RAF25. «Unterwelten — немецкое слово!» Я смеюсь, когда он с энтузиазмом объясняет, что немецкие слова часто используются в контексте техно и альтернативной сцены в России. Почему? Всё просто: потому что Берлин! Он спрашивает меня, знаем ли мы Сибирь, и говорит: «В Сибири техно умерло. Хотя, на самом деле, оно там никогда и не рождалось. В Петербурге гораздо лучше!»

Итак, Unterwelten я запомнила. Я не исключаю возможности снова приехать в Петербург: в этом городе определённо есть чем заняться. Я бы даже сказала, что пора планировать следующий Гамма-фестиваль. Но еще не закончился фестиваль этого года!

Закат на заводе Степана Разина
Закат на заводе Степана Разина

Белые ночи

В июне и июле в Санкт-Петербурге солнце не заходит полностью. Это явление называется “белые ночи”: в ночное время суток остаётся голубоватый сумеречный свет; по светлому небу плывут серо-антрацитовые облака. Белые ночи или вообще никаких ночей: в этом можно убедиться, взглянув на некоторых танцующих на афтерпати. Последняя ночь проходит в клубе Blank, который находится за мостом. На вечеринке представлены I Hate Models, Anthony Child, Mutek Sound System, Peter Kirn, Unbalance... И это лишь несколько из имен.

На третьем танцполе — возможно, самом маленьком, но, безусловно, самом многолюдном — map.ache играет лайв в стиле Panorama Bar, перед толпой разгоряченнных, сверкающих, счастливых людей. В течение 90 минут его выступления мы медленно, но верно перемещаемся вперёд, пока не попадаем в первый ряд, чтобы поймать Яна после выступления и поболтать за сигаретой. В курилке он рассказывает, как оказался с лайвом в Петербурге: «Лейбл Giegling сотрудничает с Гамма-фестивалем уже три года. И в этом году мне организовали выступление здесь». Его впечатления следующие: «фестиваль очень внушительный, а люди — крутые и отзывчивые. Было здорово, что при довольно строгом техно-лайнапе нашлось так много людей, которым пришлось по душе мое выступление. Это очень приятный опыт», — говорит он. После нашей беседы Ян отправляется в отель, чтобы затем, в конечном итоге, вернуться в Лейпциг.

Нас снова тянет на большую сцену, а оттуда на улицу. Последний взгляд на террасу, где играет ещё один артист— я не знаю, кто это, но мне это уже и не важно. Перед ним танцует радостная публика, на краю террасы стоит тележка с едой, рядом с ней два рейвера в узких неоново-зеленых кофтах едят веганские бургеры с картошкой фри. Почти как дома (в Германии).


У выхода нас ждёт Uber, и мы в последний раз едем над Невой — на довольно большой скорости. Здесь в Санкт-Петербурге всё чуть быстрее — эскалаторы, машины и техно. А ещё чуть мрачнее и непосредственнее, аутентичнее, как мне показалось в сравнении с клубными вечеринками в Лейпциге и Берлине — хотя это, конечно, всего лишь моё личное впечатление. Что я поняла для себя: наши пути с российской техно-сценой не расходятся. Было бы интересно исследовать и Сибирь.

Из России с любовью!

Антуанетта Блюме

Перевод: Анна Кучабская

Антуанетта Блюме
Антуанетта Блюме

Фестиваль GAMMA 2020 состоится 5 и 6 сентября в Санкт-Петербурге