Найти тему
Все по маленьку

Билеты для крановщика инструкция 133а

Билет №1
1 Назначение кранов мостового типа, их технические характеристики.
Технические характеристики мостового крана.
Грузоподъемность крана 10т
Высота подъема 10м
Скорость подъема крюка 15 м/мин
Скорость передвижения:
крана 30 м/мин
тележки 9.9 м/мин
Габаритные размеры – длина пролета, ширина моста крана.
Назначение крана мостового типа.
Предназначен для подъема и перемещения грузав вертикальной и горизонтальной плоскости;
Цикл работы мостового крана включает в себя :
1 строповка груза; 4 опускание;
2 подъём; 5 расстроповка груза;
3 перемещение; 6 перемещение крана для новой операции;
Мост крана состоит из главных (продольных) балок и концевых (поперечных) балок
2 Принцип действия аппаратуры дистанционного управления краном. Основные блоки и узлы их назначение, расположение и взаимодействие.
Система состоит из передающего и приемного комплектов.
Одним из основных изделий системы является пульт, в котором с помощью органов управления и схемы шифратора происходит формирование команд управления.
В пульте каждому включению кнопок или положению команд аппарата соответствует своя кодовая комбинация сигналов. Кодовый сигнал усиливается и поступает на модуляционную клемму передатчика, который вырабатывает несущую чистоту в диапозоне 433,075 – 434,79 МГц (в системе применена частотная модуляция). От пульта через передающую антенну по радиоканалу, высокочастотный сигнал передается на приемный комплект, установленный на кране в шкафу СДУ, через приемную антенну сигнал поступает на блок приемно- исполнительный(БПИ). В блоке БПИ высокочастотный сигнал поступает на радиоприемник, где он усиливается, преобразуется, детектируется и в виде кодовых сигналов поступает на схему дешифратора. На выходе дешифратора соответственно каждой кодовой комбинации появляются сигналы, включающие оптоэлектронные реле, выходные цепи которых включают электромагнитные пускатели, управляющие электроприводом крана по заданной схеме.

3 Общие понятия о грузозахватных приспособлениях.
К съемным грузозахватным приспособлениям относятся такие приспособления, которые навешиваются на крюк блочной подвески грузоподъемной машины.
Грузозахватные приспособления предназначены для захвата груза. К ним относятся: стропы( цепные, канатные.текстильные), клещи, траверсы, захваты, тара.
Грузозахватные приспособления должны иметь бирку, где указан номер, дата последнего испытания , грузоподъемность и иметь паспорт.
Тара должна иметь табличку, на которой указано ее назначении, номер, собственный вес и предельный вес груза, для транспортировки которого она предназначена.
4 Характеристика и классификация перемещаемых грузов.
1) В зависимости от массы грузы подразделяются на:
- легковесные - до 250 кг
Тяжеловесные грузы - грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и не- штабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т;
Весьма тяжелые грузы - грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации;
- мертвые грузы - особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаментах анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом. Поднимать мертвые грузы краном запрещается.
2) В зависимости от формы и размеров грузы подразделяются на:
-габаритные - грузы, размеры которых не превышают габариты подвижного состава, полувагонов или наземного безрельсового транспорта;
-негабаритные — грузы, размеры которых превышают габариты подвижного состава.
3) В зависимости от способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:
- штучные нештабелируемые грузы (металлоконструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д.).
-штучные штабелируемые грузы (кузнечные слитки, цилиндрические слитки, изложницы, кирпич на поддонах и т.д.). Складируются штабелями.
-насыпные грузы ( шлак, щебень, цемент, известь, металлическая стружка).
-полужидкие пластичные грузы — грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную им форму или с течением времени затвердевать (растворы, бетон, битум). Транспортируются в специальной таре.
- жидкие грузы — грузы, не имеющие определенной формы (СОЖ, вода, керосин). Транспортируются в бочках.
- газообразные грузы. Такие грузы транспортируются под давлением в баллонах и только спец таре.
5 Государственные органы контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)



БИЛЕТ 2
1 Предельная норма браковки ходовых колес крана и грузовой тележки.
Трещины любых размеров; износ реборды до 50% от первоначальной толщины; выработка поверхности катания, уменьшающая первоначальный диаметр колеса на 2%; разность диаметров колес, связанных между собой кинематически более 0.5%.
2 Каналы связи при дистанционном управлении кранами. Аппаратура дистанционного управления по радиоканалу, преимущество и недостатки.
Система радиоуправления кранами работает за счет подачи с пульта радиосигнала в диапозоне частот 433,075-434,79 Мгцкоторый принимается комплектом, установленном на кране. От пульта через передающую антенну, по радиоканалу высокочастотный сигнал передается на приемный комплект, установленный в шкафу СДУ, через приемную антенну сигнал поступает на приемно-исполнительный блок. В приемно исполнительном блоке сигнал поступает на радиоприемник , где он усиливается , преобразуется, детектируется и в виде кодовых сигналов поступает на схему дешифратора. На выходе из дешифратора соответственно каждой кодовой комбинации появляется сигнал, который включает исполнительные реле. Контакты исполнительного реле включают электромагнитные пускатели, управляющие электроприводом крана по заданной схеме. Зона приема сигнала до 300 метров. Вес переносного пульта 1.5 кг. Пульт крепится к рабочему по средствам ремня и не стесняет движения .Габаритные размеры пульта 220*85*35мм.В комплект входят 3 аккумуляторные батареи и зарядное устройство . Время работы батареи 12-20 часов.
3 Что означает термин «Промышленная безопасность ОПО».
Промышленная безопасность ОПО – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий этих аварий.
4 Кто имеет право подавать сигнал крановщику- оператору .
Стропальщик имеющий отличительную повязку, который непосредственно зацепляет груз, если работает бригада стропальщиков тогда старшему стропальщику.
5 Кому подчиняется крановщик-оператор .
В процессе своей работы крановщик оператор подчиняется лицу ответственному за безопасное производство работ кранами и ответственному за работоспособное состояние крана.
БИЛЕТ №3
1 Что означает термин «Авария подъемного сооружения» .
Авария подъемного сооружения - разрушение зданий (сооружений) ОПО, на которых непосредственно установлены ПС, и (или) самих ПС, в том числе падение груза или отдельных частей ПС, а также возникновение в металлоконструкциях ПС разрушений ( остаточных деформаций) не подлежащих ремонту.
2 Цель и порядок проведения динамического испытания.
Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов При динамических испытаниях кранов ( кроме кранов кабельного типа) производятся многократные (не менее 3 раз) подъем и опускание груза, а также проверка всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.


3 Как следует поступить при подъеме груза, на который не разработана схема строповки.
Перемещение груза должно производиться в присутствии и под руководством лица ответственного за безопасное производство работ кранами.
4 Грузовая тележка , ее устройство.
Грузовая тележка для перемещения рабочей части механизма подъема груза состоит из рамы, установленной на 4-х ходовых колесах. На раме установлены: грузовая лебедка, оборудованная ограничителем высоты подъема груза, электродвигатель, тормоз, муфта, барабан, редуктор.
5 Назначение передающего и приемного комплекта.
Передающий комплект предназначен для формирования командных сигналов, их преобразования и передачи по радиоканалу.
Приемный комплект предназначен для приема командных сигналов, избирания их по электрическим цепям в соответствии с назначением и преобразования в исполнительные команды, управляющие электроприводами крановых механизмов.

БИЛЕТ №4
1 В какие сроки осматриваются съемные грузозахватные приспособления стропальщиком.
Перед началом работы.
2 Требования предъявляемые к грузовым крюкам.
Грузовые крюки должны соответствовать государственным стандартам, также другим нормативным документам. Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3т, за исключением крюков спец исполнения, должны быть установлены на упорных подшипниках качения. Крепление кованного или штампованного крюка грузоподъемностью более 5т, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки крепления крюка, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с нормативными документами.
3 Чем должен быть снабжен ГПкран находящийся в эксплуатации.
Табличками с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемности и даты следующего ЧТО и ПТО.
4 Общие сведения о гибких грузозахватных приспособлениях .
К гибким грузозахватным приспособлениям относятся стропы- цепные , канатные, пеньковые, синтетические. Испытываются после изготовления и ремонта нагрузкой на 25% превышающей их грузоподъемность в течении 10 минут. После испытания ГЗП подлежат маркировке с указанием грузоподъемности , даты испытания, порядкового номера. Бывают 2СЦ- двухветвевой строп цепной, 3СЦ- трехветвевой строп цепной, УСК- универсальный строп канатный.
5 Как подается сигнал осторожно.
Руки перед собой согнуты в локте, ладони смотрят друг на друга.

БИЛЕТ №5
1 Какой документ регламентирует места и габариты складирования грузов.
Места и габариты складирования грузов указываются в схеме складирования грузов или технологической карте, согласно которой и осуществляется складирование. Стропальщики, крановщики операторы должны быть ознакомлены со схемой складирования и ТК под роспись.
2 Источники питания для переносных пультов радиоуправления. Процесс зарядки аккумуляторных батарей.
Для питания пульта используются аккумуляторные батареи. В комплект входят 3 аккумуляторных батареи и специальное зарядное устройство обеспечивающее зарядку. Время работы батареи 12-20 часов. Состояние аккумуляторных батарей контролируется индикатором пульта. При заряженной батареи на пульте включается в режиме мигания индикатор контроля питания. При разряде батареи до минимально предельного напряжения индикатор гаснет .Зарядка аккумуляторных батарей производится 3-4 часа с помощью зарядного устройства. Разряженную батарею вставить в зарядное устройство и включить тумблер в положение ВКЛ. При этом на зарядном устройстве включится контрольный светодиод в режиме мигания. При готовности батареи процесс зарядки автоматически отключится, а контрольный светодиод включится постоянно без мигания. После этого выключить тумблер в положение выкл и вынуть батарею.
3 В каких случаях проводится повторная и внеочередная проверка знаний крановщика оператора.
- Повторная проверка- проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.
- внеочередная (при переходе на работу на другое предприятие, по требованию инспектора Ростехнадзора или специалиста ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС), а также после несчастного случая или аварии, если они произошли из-за незнания или нарушения настоящей инструкции крановщиком.

4 Что подлежит заземлению на кран-балке.
Заземлению подлежат все корпуса электрооборудования, которые могут быть под напряжением в случае пробоя изоляции на корпус. Сопротивление заземляющего проводника должно быть не более 0,05 Ом.
5 Кто допускается к работе в качестве крановщика – оператора.
Для управления грузоподъемными кранами назначаются обучен¬ные и аттестованные крановщики-операторы не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.Крановщики-операторы должны иметь квалифи¬кационную группу по электробезопасности не ниже II.Аттестованным рабочим выдается удостоверение установленной формы с фотокарточкой за подписью председателя комиссии и пред¬ставителя Ростехнадзора. Крановщик-оператор должен проходить повторный инструктаж по ох¬ране труда не реже 1 раза в квартал.
Перед допуском к самостоятельной работе крановщик-оператор должен пройти стажировку на кране, на котором он будет работать, в течение 10 дней и назначен приказом по подразделению.

БИЛЕТ№6
1 Основные причины несчастных случаев при производстве работ кранами. Действия крановщика-оператора при авариях и несчастных случаях.
Недостаточный контроль со стороны ответственных лиц
Неправильные действия стропальщика и крановщика во время производства работ краном.
Нарушение обслуживающим персоналом своих должностных инструкций.
Неправильная установка стреловых кранов вблизи строений, штабелей и котлованов.
Работа неисправными грузоподъемными механизмами и грузозахватными приспособлениями.
При возникновении несчастных случаев и аварий на производстве крановщик-оператор обязан в первую принять меры к спасению пострадавшего, вызвать скорую помощь,доложить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами и сохранить обстановку несчастного случая, если это не угрожает жизни и здоровью людей( при не возможности сохранить обстановку сделать фото – видео съемку) и не мешает технологическому процессу для проведения дальнейшего расследования.
2 Несущие частоты при радиоуправлении, выделенный диапазон. Условия распределения несущих частот при эксплуатации на одном предприятии нескольких радиоуправляемых кранов.
Система радиоуправления кранами работает за счет подачи с пульта радиосигнала в диапазоне частот 433,075 – 434,79Мгцкоторый принимается комплектом, установленным на кране. Диапазон частот в которых работает система согласован с «Главным радиочастотным центром России». Предприятию эксплуатирующая систему радиоуправления , следует следить, чтобы в радиусе работы системы ( около 300м) не использовались радиопередающие устройства с указанной в паспорте частотой.
3 Норма браковки кранового рельса.
Трещины и сколы любых размеров, износ головки рельса более 15% от размера неизношенного профиля, зазоры в стыках рельс более допустимого.При изменении температуры на каждые 10°С устанавливаемый при устройстве зазор изменяют на 1,5 мм, например при 0°С 6мм, при температуре плюс 20°С установленный зазор между рельсами должен быть равен 3 мм, а при температуре минус 10°С - 7,5 мм
4 Знаки ориентации. Назначение,допустимые размеры. световая сигнализация при дистанционном управлении.
Для ориентации направления перемещения тележки, в зоне ее конечного положения, должны быть нанесены метки в виде стрелок, выполненных красной и зеленой краской( длинной не менее 700мм и шириной не менее 100мм). Знаки наносятся с обеих сторон крана и должны быть видны со всех точек зоны работы крана.
На кране должен быть установлен светильник с лампой, выполняющей функции контроля включения линейного контактора. Для сокращения монтажных работ в качестве данного светильника может использоваться лампа освещения кабины.
5 Требования безопасности при опускании груза.
Осмотреть место, на которое необходимо опустить груз и убедится в невозможности его падения, опрокидывания или сползания.На место установки груза уложить прочные прокладки для удобства извлечения строп из под груза. Убедится в отсутствии людей на месте опускания груза и возле него, а самому отойти на безопасное расстояние. Снимать стропы с груза лишь после того как груз будет надежно установлен и при необходимости закреплен.
БИЛЕТ №7
1 Как произвести обвязку груза стропами.
Обвязку груза стропами производят согласно схемыстроповки. При отсутствии схемы строповки работу производят под руководством ответственного за безопасное производство работ кранами.Строповку производят без нарушения равновесия груза, при наличии острых кромок необходимо использовать подложки. Стропы не должны иметь перекруток и острых перегибов.
2 Требования промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности- это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования содержащиеся в Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
3 Каким образом должны включатся в электрическую цепь конечные выключатели установленные на ГП кранах.
Концевые выключатели, устанавливаемые на кране, должны включатся так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении . Дальнейшее движение в том же направлении допускается: для механизма передвижения крана при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью обеспечиваемый эл.приводом.
4 Крепление крюка к блочной подвеске.
На хвостовой части крюка нарезается упорная резьба. В торце хвостовой части делается паз. Крюк вставляется в траверсу блочной подвески и устанавливается упорный подшипник вращения крюка вблочной подвески, наворачивается гайка, имеющая пазы по окружности. Один из пазов гайки совмещается с пазом на крюке, куда вставляется стопорная планка и крепится двумя болтами с последующей их шплинтовкой.Цель такого крепления – исключить самоотвинчивания гайки.
5 Требования безопасности крановщика оператора перед началом работы.

БИЛЕТ №8
1Положение о безопасной эксплуатации ГП кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления.
Пульты дистанционного управления должны иметь устройство ключ-марка, замыкающее при включении электрическую цепь питания.
При оснащении кранов аппаратурой дистанционного управления и сохранения управления из кабины на кране должен быть установлен переключатель с положения дистанционное и местное.
При переключении на дистанционное схема управления должна включится при наличии ключа-марки на переносном пульте управления, при этом должна быть исключена возможность управления краном из кабины. При переключение в местное; схема управления краном должна включатся при наличии ключа-марки установленного в кабине крана., при этом должна быть исключена возможность дистанционного управления. При дистанционном управлении с нескольких переносных или стационарно установленных пультов должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность управления краном с двух или более пультов. Пусковые устройства, а также командоаппараты на пультах дистанционного управления кранами должны иметь устройство возврата в нулевое положение. Электрическая схема аппаратуры дистанционного управления кранами должна быть выполнена так, что при неисправности ее элементов исключалось ложное включение электропривода.
2 Определение Инцидент с подъемным сооружением.
Инцидент с подъемным сооружением - это отказ ПС, применяемого на ОПО, приводящий ПС в неработоспособное состояние, не допускающее продолжение его эксплуатации без проведения ремонта.
3Грузовые крюки каких кранов должны быть снабжены предохранительными замками.
Всех грузоподъемных кранов, за исключением кранов транспортирующий жидкий или расплавленный металл.
4 Габариты укладки грузов.
Укладку груза производить равномерно, без нарушения установленных для складирования габаритов и без загромождений проходов и проездов, чтобы расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового самоходного крана (автомобильного, железнодорожного, пневмоколесного гусеничного) до груза было не меньше 1 м, а от выступающих элементов козлового крана не меньше 0,7 м.В цехе груз укладывается со следующими габаритами:
- с рабочей стороны станка или другого механизма не менее 2 м с нерабочей стороны не менее 1 м;
- от головки рельса железнодорожного пути не менее 2 м., высота штабеля должна быть не более 1м при длине укладываемых предметов до 1 м, при укладке длинномерных грузов высота штабеля должна быть не более 2 м, круглые столбы укладывать не выше 1 м с применением специальных надежных прокладок, гарантирующих невозможность раскатки столбов и падения штабеля, ширина свободного прохода в цехе должна быть не менее 2 м, ширина проезда – не менее 4 м, ширина между рядами штабелей не менее 1 м;
- укладка груза в полувагоны, на платформы, в кузов автомашины, а также снятие его не должны вызвать нарушения равновесия указанных транспортных средств, сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения.

5Как подается сигнал «передвинуть тележку».
Рука согнута в локте прерывистые движения одной или другой рукой, ладонь указывает направления движения.
БИЛЕТ №9
1 Устройство и нормы браковки грузовых стальных канатов.
Канат состоит из проволочек, которые свиты в пряди. Внутри каната находится органический сердечник, который служит для смазки каната. Различают канаты с точечным касанием проволочек в прядях, когда все проволочки в прядях одинакового диаметра, и с линейным касанием проволочек в прядях, когда все проволочки в прядях разного диаметра. По направлению свивки канаты бывают односторонней свивки, когда проволочки свиты в ту же сторону что и пряди в канат и крестовой свивки, когда проволочки в пряди свиты в одну сторону, а пряди в канат в другую.
1.Число обрывов проволочек, при наличии которых канаты двойнойсвивки, работающие со стальными и чугунными блоками, отбраковываются (таблица 1).
Таблица 1.Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойнойсвивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются:

Число
несущих
проволок внаружных
прядях

Типовые примеры
конструкций канатов

Режим эксплуатации эл. кранов.

легкий, средний тяжелый,
весьма тяжелый

На участке длиной


























































































3
4 30Д

5
6 6Д
30Д

1 2 3 4 5
8 6
10
101 <п<120 6 х 19(1+9+9)+1ос. 3 6 6 12
121 <п<140 6 х 19(1+6+6/6)+1ос. 3 6 6 12

Грузовой канат бракуется в следующих случаях:
- при уменьшении диаметра каната, в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром, канат подлежит выбраковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок;
- при уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40%.
- при обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей.
- канаты не допускаются к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации, выдавливание сердечника, выдавливание или расслоение прядей, местного увеличения диаметра каната, раздавленных участков, перекручиваний, заломов, перегибов, повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

2 Каналы связи при дистанционном управлении кранами. Аппаратура дистанционного управления по однопроводной линии связи, преимущества и недостатки.
От пульта соединенного кабелем с постом управления, сигнал передается на приемный комплект, установленный на кране в шкафу СДУ, сигнал поступает на приемно-исполнительный блок.
В приемно-исполнительном блоке поступающий сигнал преобразуется, детектируется и в виде кодовых сигналов поступает на схему дешифратора. На выходе дешифратора соответственно каждой кодовой комбинации появляется сигнал, который включает исполнительное реле. Контакты исполнительного реле включают электромагнитные пускатели, управляющие электроприводом крана по заданной схеме.
Зона работы ограничена длинной соединительного кабеля. Вес переносного пульта 1.5 кг. Время работы такой системы не ограничено.

3 Порядок проверки тормоза механизма подъема. На какой высоте от земли проверяется тормоз механизма подъема.
Крановщик-оператор совместно с крановщиком обязан проверить исправность тормоза механизма подъема в следующих случаях:
Перед началом работы.При переходе на груз большей массы.
При подъеме груза, масса которого близка к грузоподъемности крана.Перед разливкой жидкого металла.
Для проверки необходимо поднять груз на высоту 200-300 мм, подать команду «стоп» и подождать в течении 10-15 секунд, если за это время груз не опустится - тормоз считается исправным.
4 Меры безопасности при погрузки и разгрузки автомашин.
Машина должна быть установлена на стояночный тормоз, нахождение людей в кабине и в кузове не допускается. Стропальщик попадает в кузов по специальной приставной лестнице или с площадки только дляотцепке или зацепке груза, когда груз опущен и стропа ослаблены. Если крановщик не видит стропальщика , ответственным лицом за безопасное производство работ кранами должен быть назначен сигнальщик.
5Как должна загружаться тара грузом.
Тара должна загружаться не выше бортов, чтобы исключалось выпадение из них груза.
БИЛЕТ№10
1В каких случаях работой должен руководить ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами
1При перемещении груза одновременно двумя кранами.
2При работе стреловых самоходных кранов вблизи ЛЭП.
3При перемещении груза, на который не разработана схема строповки.
4При разгрузке и погрузке железнодорожных полувагонов.
5 производить кантовку тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации только в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ ПС; при проведении кантовочных операций "тяжелыми грузами" считаются грузы массой более 75% грузоподъемности механизма подъема, а "грузами сложной конфигурации" - грузы со смещением центра тяжести.
6 При перемещении ковша с расплавленным металлом или жидким шлаком.
2 Меры безопасности при погрузке-разгрузке полувагонов.
Перед погрузкой необходимо убедиться что, полувагоны отцеплены от локомотива и забашмачены с обеих сторон. Погрузка и разгрузка производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами по технологическим картам, с которыми стропальщик крановщик обязан ознакомится под роспись. Стропальщику разрешается находиться в полувагоне только для отцепки или зацепки груза, когда груз опущен и стропа ослаблены. Стропальщик попадает в полувагон по специальным приставным лестницам, для удобства в работе в местах постоянной выгрузки и погрузки устанавливаются эстакады.
3В каких случаях стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания.
Если груз поднят на высоту не более 1 метра от уровня площадки.
4 В какие сроки проводятся периодические осмотры съемных грузозахватных приспособлений.
траверс, клещей, захватов и тары - каждый месяц; стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней; редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед началом работ.
5Требования, предъявляемые к защитной панели крана.
Вводное устройство з(ащитная панель) мостовых , козловых должно быть оборудовано специальным контактным замком с ключом(ключ-марка), без которого не может быть подано напряжение на кран.Защитные панели должны быть заперты на замоки опломбированы.
БИЛЕТ №11

1 Как выполняется проверка аварийного отключения аппаратуры дистанционного управления.
Аварийное отключение системы и остановка всех механизмов осуществляется кнопкой СТОП. Проверку аварийного выключателя аппаратуры дистанционного управления кранами следует производить двумя способами: нажатием на пульте кнопки «СТОП», проверив при этом остановку всех механизмов и включение контрольной лампы на кране, и выключением «ключа-марки», проверив при этом остановку всех механизмов.
2 Что определяет Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Федеральный закон определяет, правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО и направлен на предупреждение аварий на ОПО, и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий этих аварий.
3 Браковка цепного стропа.
Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи в следствии износа более 10%, а также при наличии трещин в местах сварных соединений и в целом металле и при других механических повреждений, при отсутствии бирки или не ясной на ней маркировке.
4 Как должно производится перемещение краном груза неизвестной массы.
Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только определения его фактической массыОтветственным за БПР.
5Каким образом можно уменьшить угол между ветвями стропа или избавиться от него совсем.
Для того чтобы уменьшить угол между ветвями стропа необходимо взять более длинный строп, а для того чтобы избавиться от угла совсем необходимо взять траверсу.



БИЛЕТ№12
1 Порядок проведения статического испытания мостового крана.
Статические испытания мостового крана проводятся с грузом масса которого превышает грузоподъемность крана на 25%. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста, делается первая высотная засечка положения одного из поясов главной балки (с помощью металлической струны, оптическим прибором или лазерным дальномером). Затем контрольный груз поднимают краном на высоту 50-100 мм, делают вторую высотную засечку положения того же пояса главной балки и кран выдерживается в таком положении в течение 10 минут. В случае обнаружения произвольного опускания поднятого груза испытания прекращают и результаты их признаются неудовлетворительными. По истечении не менее 10 минут груз опускается, после чего делается третья высотная засечка положения того же пояса главной балки. Если значение третьего измерения совпало с первым, остаточная деформация моста крана отсутствует, и испытания прошли успешно.Статические испытания проводят с целью проверки конструктивной пригодности крана и его сборочных единиц.
2Норма браковка канатного стропа.
Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Стропы из канатов двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной
На длине 3д На длине 6д На длине 30д
4 6 16
ПРИМЕЧАНИЕ: д – диаметр каната (мм)
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат, подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра проволок в результате коррозии или других причин на 40% и более строп также подлежит браковке.
Строп также подлежит браковке:
а) разрыве пряди;
б) деформации в виде волнистости, выдавливании проволок и прядей, заломах, перегибах и т.п.;
в) местном уменьшении диаметра каната, включая разрыв сердечника и другие.механические повреждения;
г) при отсутствии бирки или не ясной на ней маркировке.
3 В каких случая крюки не должны допускаться к эксплуатации.
При наличии трещин и надрывов на поверхности, при износе зева более 10% от первоначальной высоты вертикального сечения крюка, при отгибе более 5%.
4Какое должно быть расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземным рельсовым путям, и строениями, штабелями грузов и др. предметами, расположенными на высоте более 2м.
Не менее 400мм.
5Режимы включения сигнализации контроля на кране.
При включении на пульте ключ- марки пускатель на кране КК своими контактами включает на кране лампу контроля. При нажатии кнопки START пускатель включает линейный контактор в защитной панели крана , который выключает лампу контроля, что свидетельствует о готовности крана к радиоуправлению механизмами. При нажатии кнопки STOP линейный контактор отключается и включает лампу контроля.Лампа контроля включается во всех случаях, когда цепь линейного контактора разрывается, т.е срабатывают реле максимального тока, когда открывается дверь кабины или люк, при воздействии механизмов на конечные выключатели и т.д
БИЛЕТ №13
1 В каких случаях допускается работа двумя кранами.
Подъем и перемещение груза двумя кранами должна производится в соответствии с проектом производства работ (ППР) или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки грузов и перемещение груза с указанием последовательности выполнения операций, места и габариты складирования грузов ,положение грузовых канатов, подъезные пути подвижного состава, расположение стропальщиков и указания по безопасному перемещения груза.При подъеме и перемещении груза двумя кранами, нагрузка на каждый кран не должна превышать их грузоподъемности крана. Работа двумя кранами производится только в присутствии ответственного за безопасное производство работ кранами.
2 Действия крановщика оператора при внезапном обесточивании крана.
Отключить пульт «ключом-маркой» при внезапном обесточивании крана; если в этом случае груз остался в поднятом состоянии, вызвать через стропальщиков или других рабочих ответственного за безопасное производство работ кранами, и принять меры к недопущению прохода людей под поднятым грузом;
3 В каких случаях крановщик оператор должен подавать звуковой сигнал.
Крановщик-оператор должен подавать звуковой сигналесли в работе был перерыв ,1при включении механизмов передвижения крана и тележки, а также при включении механизма подъема;2)при приближении крана с грузом к людям, находящимся на пути перемещения груза. Если люди не уходят с пути перемещения груза, крановщик должен остановить кран;3)при приближении крана к другому крану, работающему на том же крановом пути;
4)при перемещении груза на малой высоте.
4 Как определить вес груза.
По маркировке на грузе, по документам, которые приходят вместе с грузом (паспорт, накладные и т.д.) и по удельному весу груза.
5Обязанности крановщика-оператора при подъеме груза.
При подъеме груза крановщик-оператор должен убедиться: что на грузе нет посторонних предметов, которые в процессе перемещения могут упасть с груза, и рядом с грузом нет посторонних лиц. Убедится что: груз пригоден к транспортировке (ни чем не закреплен, не примерз к земле, не залит бетоном). Проверить правильность и надежность строповки, и соответствие грузозахватного устройства характеру и массе груза. Проверить может ли данный кран с его грузоподъемностью поднять данный груз. Приподнять груз на 200 – 300мм для проверки надежности строповки и исправности тормоза механизма подъема.Подать звуковой сигнал.
БИЛЕТ№14
1Какие разрешается применять подкладки под груз.
Подкладки должны быть прямоугольного сечения. Размер подкладок должен позволять беспрепятственно удалять из под груза грузозахватные приспособления.
2 Как подается сигнал «опустить крюк или груз».
Рука согнута в локте прерывистые движения рукой, ладонь направлена вниз.
3 Норма браковки кранового рельса.
Трещины и сколы любых размеров, износ головки рельса более 15% от размера неизношенного профиля, зазоры в стыках рельс более допустимого. При изменении температуры на каждые 10°С устанавливаемый при устройстве зазор изменяют на 1,5 мм, например при 0°С 6мм, при температуре плюс 20°С установленный зазор между рельсами должен быть равен 3 мм, а при температуре минус 10°С - 7,5 мм
4 Назначение передающего и приемного комплекта.
Передающий комплект предназначен для формирования командных сигналов, их преобразования и передачи по радиоканалу.
Приемный комплект предназначен для приема командных сигналов, избирания их по электрическим цепям в соответствии с назначением и преобразования в исполнительные команды, управляющие электроприводами крановых механизмов.
5 Несущие частоты при радиоуправлении, выделенный диапазон. Условия распределения несущих частот при эксплуатации на одном предприятии нескольких радиоуправляемых кранов.
Система радиоуправления кранами работает за счет подачи с пульта радиосигнала в диапазоне частот 433,075 – 434,79 Мгцкоторый принимается комплектом, установленным на кране. Диапазон частот в которых работает система согласован с «Главным радиочастотным центром России». Предприятию эксплуатирующая систему радиоуправления , следует следить, чтобы в радиусе работы системы ( около 300м) не использовались радиопередающие устройства с указанной в паспорте частотой.
БИЛЕТ№15
1Приборы и устройства безопасности мостовых кранов..
Ограничители рабочих движений: - механизма подъема ГЗО в его крайних верхнем и нижнем положениях; конечные выключатели хода моста , тележки, звуковой сигнал,Ограничитель перекоса, Реле обрыва фаз,Блокировка люка, двери,Анемометр, Противоугонные устройства.Буферные устройства.Ключ-марка,Регистратор параметров работы крана.
2 Габариты укладки грузов.
Укладку груза производить равномерно, без нарушения установленных для складирования габаритов и без загромождений проходов и проездов, чтобы расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового самоходного крана (автомобильного, железнодорожного, пневмоколесного гусеничного) до груза было не меньше 1 м, а от выступающих элементов козлового крана не меньше 0,7 м. В цехе груз укладывается со следующими габаритами:
- с рабочей стороны станка или другого механизма не менее 2 м с нерабочей стороны не менее 1 м;
- от головки рельса железнодорожного пути не менее 2 м., высота штабеля должна быть не более 1м при длине укладываемых предметов до 1 м, при укладке длинномерных грузов высота штабеля должна быть не более 2 м, круглые столбы укладывать не выше 1 м с применением специальных надежных прокладок, гарантирующих невозможность раскатки столбов и падения штабеля, ширина свободного прохода в цехе должна быть не менее 2 м, ширина проезда – не менее 4 м, ширина между рядами штабелей не менее 1 м;
- укладка груза в полувагоны, на платформы, в кузов автомашины, а также снятие его не должны вызвать нарушения равновесия указанных транспортных средств, сами транспортные средства при этом должны быть укреплены во избежание их произвольного перемещения.

3 В каких случаях проводится повторная и внеочередная проверка знаний крановщика оператора.
Повторная проверка- проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.
- внеочередная (при переходе на работу на другое предприятие, по требованию инспектора Ростехнадзора или специалиста ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС), а также после несчастного случая или аварии, если они произошли из-за незнания или нарушения настоящей инструкции крановщиком.
4 Знаки ориентации. Назначение,допустимые размеры. световая сигнализация при дистанционном управлении.
Для ориентации направления перемещения тележки, в зоне ее конечного положения, должны быть нанесены метки в виде стрелок, выполненных красной и зеленой краской( длинной не менее 700мм и шириной не менее 100мм). Знаки наносятся с обеих сторон крана и должны быть видны со всех точек зоны работы крана.
На кране должен быть установлен светильник с лампой, выполняющей функции контроля включения линейного контактора. Для сокращения монтажных работ в качестве данного светильника может использоваться лампа освещения кабины.

5 Назначение передающего и приемного комплекта.
Передающий комплект предназначен для формирования командных сигналов, их преобразования и передачи по радиоканалу.
Приемный комплект предназначен для приема командных сигналов, избирания их по электрическим цепям в соответствии с назначением и преобразования в исполнительные команды, управляющие электроприводами крановых механизмов.