Найти тему
Газета "Премьер"

Дорога особого назначения

Оглавление

Во время Великой Отечественной войны через территорию Бабаевского района был проложен секретный маршрут, позволявший оперативно и незаметно доставлять спецгрузы на фронт и к знаменитой Дороге жизни.

Единственным материальным свидетельством значимости этой трассы остаётся памятный знак с изображением полуторки, установленный 22 июня 2013 года на обочине в деревне Санинской Бабаевского района: только там уцелел маленький кусочек той дороги, ещё вымощенной камнями, которую так и называли: «каменуха».

Официально этот памятный знак называется «Дорога Бабаево — Борисово-Судское, имеющая важнейшее хозяйственно-экономическое значение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Он установлен у деревни Санинской, где остался кусочек каменной дороги тех лет (на снимке справа). На опубликованной ниже карте маршрута место его установки обозначено звёздочкой. | Фото с сайта sun9-37.userapi.com
Официально этот памятный знак называется «Дорога Бабаево — Борисово-Судское, имеющая важнейшее хозяйственно-экономическое значение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Он установлен у деревни Санинской, где остался кусочек каменной дороги тех лет (на снимке справа). На опубликованной ниже карте маршрута место его установки обозначено звёздочкой. | Фото с сайта sun9-37.userapi.com

Отсутствие рассекреченных письменных документов об этой трассе заставляет отдельных личностей на специализированных исторических форумах в соцсетях усомниться в её роли в войну: может, это лишь красивая легенда?..

«Владимир Качалов, сын строителя усадьбы Хвалевское, умер в Ленинграде во время блокады, — рассказывают на своей страничке в соцсети «ВКонтакте» его потомки Вера и Юрий Войцеховские-Качаловы — нынешние владельцы усадьбы, расположенной в селе Борисово-Судское, через которое и проходила дорога. — И он не знал, что тот кусочек хлеба, который он получал со всеми ленинградцами, возможно, проехал через мост мимо усадьбы, где прошли его детство и юность… Теперь становятся понятнее воспоминания о бесконечном потоке машин через Борисово. Теперь яснее, зачем немцы забрасывали диверсантов в наш глухой медвежий угол».

Но оказалось, что не всё так просто. И чтобы разобраться, необходимо мысленно перенестись в те далёкие и грозные годы.

Резерв Верховного главнокомандования

Как свидетельствует вологодский журналист Геннадий Акиньхов, автор вышедшей в 1994 году книги «Вблизи фронтов», именно через наш край в годы войны проходили нити, связывающие страну с Ленинградом. Отсюда весь поток грузов для города и Ленинградского фронта шел по Северной железной дороге, а также по грунтовкам. С января 1942 года грузы стали доставлять поездами до станции Войбокало, чтобы потом по Дороге жизни, проложенной по льду озера, переправить в окружённую фашистами Северную столицу.

Основной транспортной артерией считалась железная дорога, но следовало быть готовыми к тому, что её в любой момент могут разбомбить (и такие попытки предпринимались). Необходимо было иметь резервный вариант переброски грузов.

И такой альтернативой стал автомобильный транспорт.

Важную роль в организации трафика сыграла находившаяся в Вологде Центральная база снабжения Наркомата обороны — штаб, который руководил перевозками и обеспечивал всем необходимым Ленинградский и Балтийский фронты, сам город и все армии, защищавшие Ленинград со стороны юго-восточного берега Ладожского озера, а также Карельский фронт. База подчинялась непосредственно начальнику тыла Красной армии, а возглавил её генерал-майор Павел Карпухин.

В распоряжение Карпухина выделили два автомобильных батальона для работы внутри базы и три — для доставки грузов по грунтовым дорогам из Вологды через Волхов к Ладожскому озеру. Помимо автотранспорта, за базой закреплялось ещё три гужевых транспортных батальона.

Проблема заключалась в том, что у нас, как и повсеместно в России, были серьёзные проблемы с дорогами.

Трасса второго типа

В постановлении Вологодского облисполкома «О ходе дорожных работ в области и подготовке дорог к зиме» от 5 октября 1942 года все трассы поделили на две группы: непосредственно военные, которые были в приоритете, и обеспечивающие.

Из Бабаева до Ошты навигаторы предлагают добираться на авто только окольными путями (на схеме обозначены толстой серой линией). Прямой маршрут, каким ездили в войну (толстая красная линия), считается пешеходным, хотя пару лет назад энтузиасты сумели преодолеть его на джипах во время автопробега ко Дню Победы.
Из Бабаева до Ошты навигаторы предлагают добираться на авто только окольными путями (на схеме обозначены толстой серой линией). Прямой маршрут, каким ездили в войну (толстая красная линия), считается пешеходным, хотя пару лет назад энтузиасты сумели преодолеть его на джипах во время автопробега ко Дню Победы.

В 1943 году по согласованию с Главным управлением автодорожной службы Красной армии командованием Волховского фронта, 7-й отдельной армии и Вологодским облисполкомом эта классификация была уточнена: вместо «обеспечивающих» появляются «дороги, имеющие важнейшее хозяйственно-экономическое значение». Их содержание фактически становится таким же приоритетным, как и непосредственно военных трасс, но было сопряжено с режимом повышенной секретности: враг не должен был догадаться, что эти грунтовые дороги используются для транспортировки военных грузов.

Всего дорог нового типа выделено 12, в том числе Череповец — Белозерск, Вологда — Тотьма и даже Вологда — Молочное. В этом перечне появляется и заасфальтированная ныне дорога Бабаево — Борисово-Судское. 62 километра этой трассы (справедливости ради надо отметить, что траектория «каменухи» не везде совпадает с нынешним шоссе, но это уже частности), как и дальнейший участок Шимозерский Погост — Ошта передавались в оперативное управление 7-й отдельной армии, которой командовал сперва генерал (впоследствии — маршал) Кирилл Мерецков, а затем — генерал-лейтенант Сергей Трофименко.

Именно по этой бабаевской дороге в сторону Ошты под покровом тайны пошли машины со спецгрузом. И не только машины.

Дорога прикрытия

Владимир Мельников, который в годы войны жил в Бабаевском районе, в 1983 году рассказывал местной газете «Ленинский путь»:

«Шёл 1942 год. Через нашу деревню Янишево двигались войска на Ошту. Здесь они останавливались на ночлег, чтобы, отдохнув, преодолеть длинный перелесок от Янишева до Пяж­озера и Шимозера… Войска двигались нескончаемым потоком. Бойцы больше шли пешими. Видимо, не хватало машин. Полуторки и зисы везли на фронт снаряды, вооружение, питание, обмундирование, а обратно — раненых. В то время мы, конечно, не понимали всего значения нашей военной дороги. Узнал я об этом лишь годы спустя, прочитав книгу маршала Мерецкова, который тогда командовал Волховским фронтом».

Вообще в мемуарах более подробно описана прямая военная дорога Вологда — Вытегра, без «захода» в Бабаево, но в акцентировании внимания на ней имелась своя хитрость.

Дело в том, что в Кадуе тогда располагался крупнейший артиллерийский склад, а на территории Бабаевского района было развёрнуто шесть аэродромов, на которые и перебрасывалась значительная часть грузов для осаждённого Ленинграда. Именно эти грузы и доставлялись по дороге Бабаево — Борисово-Судское, которая была малозначительной с точки зрения фашистов (по крайней мере, она ни разу не подверглась бомбардировкам).

Так что полуторка на щите у деревни Санинской заняла там своё место по праву. Конечно, куда выигрышнее смотрелся бы памятник с настоящей машиной, как в соседней Ленинградской области, но где ж сейчас найдешь полуторку или ЗИС?

Между прочим, одна такая машина с деревянной кабиной ещё в 1980-х годах мирно ржавела на задворках близлежащего сельмага, а потом пропала — очевидно, уволокли вездесущие коллекционеры.

И только память о четырёхколёсных героях минувшей войны умыкнуть не в силах никто.

Алексей Кудряшов

Полностью статью читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!