Найти тему
Изнанка

Аниматор о российской мультипликации

О своей профессии Изнанке поведал мультипликатор и руководитель школы анимации Андрей Тренин

Учитывая, тот факт, что профессия аниматор не существует в государственном стандарте профессий, а онлайн-школ на момент моего становления как профессионала не было, получить профессиональное образование аниматора я не мог.

У меня есть художественное образование, которое мне помогло зайти в профессию. Я работал в компаниях по производству анимационных фильмов, сериалов и рекламы, учился там у коллег и инструкторов. Был востребован и получал за это зарплату, что являлось показателем моего профессионального уровня.

В таком случае, я могу назвать себя профессионалом, но без профессионального образования. На сегодняшний день до сих пор нет такой возможности получить качественное образование в анимации в гос. образовательных учреждениях. Профессия аниматор попала в реестр министерства труда лишь в прошлом году.

Большая часть профессионалов, которая трудится сейчас в анимационных студиях, — либо самоучки, либо выпускники профильных онлайн-школ!

Я мечтал делать «мультипликацию» с детства. А именно — после просмотра программы «Спокойной ночи, малыши», где гость передачи показал, как делать анимацию птички в блокноте. В тот момент для меня это была магия и в тоже время разгадка тайны технологии производства мультиков.

Вторым сильным впечатлением был просмотр фильма «История игрушек». Меня впечатлила, наверное, на тот момент даже не столько технология 3D, сколько атмосфера дружбы в фильме.

Было много моментов, которые постоянно подталкивали меня в эту профессию. Одним из толчков было понимание, что это игра, это каждый раз новая прожитая история. Ты постоянно получаешь удовольствие от результата оживления собственного героя на экране, когда создаешь анимацию уже сам.

Когда я попал в студию анимации, технология 3D-анимации в России только-только зарождалась. Поэтому я начинал исключительно с 2D. Но мне повезло: на проекте, в котором я работал, внедрили смешанную технологию 2D в 3D. И у нас был отдел, который занимался разработкой этого направления. Меня жутко это привлекало. В дальнейшем с помощью коллег я освоил нужный софт и со временем стал 3D-аниматором.

Профессия аниматора отличается тем, что она не стрессовая, и коллектив, как правило, в студии очень дружелюбный, все на позитиве. Мне всегда это импонировало, и я с удовольствием ходил на работу, садился за компьютер и делал анимацию, забывая счет времени.

-2

Но есть и минусы, например, в моменты дедлайнов случаются переработки и приходится выходить на работу в выходные. Либо оставаться допоздна. Еще на моей практике случалось, что у проекта, на котором я был занят, прекращалось финансирование и приходилось искать новый проект. Но сейчас такое случается очень редко. Мы замечаем, что рынок анимации в России взрослеет.

Анимация — это очень сложный бизнес. Инвестиции огромные, срок окупаемости очень длинный. Полнометражные фильмы делать в несколько раз рискованней и дороже, чем сериалы. Поэтому полнометражные анимационные фильмы в России выходят не так часто.

Выгодная бизнес-модель получилась с детскими анимационными сериалами. Сейчас таких сериалов производится довольно много в Российских студиях. Можно перечислить все проекты, но список будет довольно большой.

Я вижу анимацию в России очень молодой, она только начинает делать свои первые шаги после глубокого застоя экономики 90-х годов. Для создания большого кино требуются немалые ресурсы. Нужна инфраструктура, которая поддерживает производство в разных его направлениях.

Сейчас делать большое кино очень сложно. Бюджеты на фильмы несравнимо малы по отношению к мировым. Соответственно, и качество производимого контента не всегда на уровне. Если мы говорим об индустриальном полнометражном 3D анимационном кино, то мы делаем его на троечку, по моему мнению.

Что касается авторского или полукоммерческого кино, где отдельные авторы делают короткие произведения своими силами, можно заметить уровень достаточно высокий. Это говорит о том, что есть в России сильные профессионалы, но для большого полета еще нужно время на строительство индустрии отечественной анимации.

Могу заметить, что, например, фильмы студии Wizart animation вышли на международный рынок и показали неплохие кассовые сборы. Я взял данные с Кинопоиска. Бюджет «Снежной королевы» — $7 000 000, сборы в мире $12 000 000. Сравним с бюджетом «Frozen» студии Дисней. Бюджет — $150 000 000, сборы в США — $400 738 009

Самый сложный для меня проект — это школа анимации. Я всю жизнь занимался творческой деятельностью, а тут пришлось почти полностью переформатироваться.

Если говорить именно о проектах, над которыми я работал как аниматор, то, наверное, самым сложным для меня был «Сказочный патруль» студии «Паровоз». Когда я попал на проект в роли супервайзера по анимации, из требуемых 15-ти аниматоров у меня в команде было всего два человека — стажер и хороший аниматор, который параллельно был занят другими проектами. Плюс ко всему, не была разработана стилистика анимации и еще готовились персонажи. При этом дедлайн проекта был обозначен жестко — серия должна была выйти на канал.

Уже тогда я параллельно занимался школой. Родилась идея подтянуть выпускников. В итоге я собрал команду из 13-ти аниматоров, девять из которых были студенты и выпускники. Мы уложились в сроки и требования по качеству анимации.

У меня есть друзья и знакомые, которые переросли уровень российских студий и работают сейчас в ведущих студиях мира. Среди них есть даже наши бывшие студенты.

Например, двое наших преподавателей, Ольга Паршина и Марат Давлетшин, работают в Disney Animation Studios. Мы стараемся приглашать таких ребят на слет аниматоров — профильное мероприятие, которое мы проводим каждый год, где они рассказывают о своём опыте.

Вообще, профессия международная, и если кто-то ставит своей целью попасть на топовую студию, то это реально.

Для этого нужно три вещи:

— крепкий уровень владения анимацией;
— английский язык;
— приглашение на работу. К примеру, Канада, Австралия и Великобритания делают такие приглашения для аниматоров, а периодически у них случаются массовые наборы аниматоров на проекты;
— также у нас есть примеры ребят, которые работают на зарубежные студии (например, делают проекты для Netflix) на фрилансе.