Найти тему

Взгляд сверху

Светлана Логвиненко
Светлана Логвиненко

В прошлой статье я рассказывала о том, как, «поднявшись» над проблемой, можно увидеть причину происходящего и найти экологичное для себя и для окружения решение. Сегодня на конкретном примере из своей практики я опишу, как это работает.

Ко мне обратилась мама пятилетнего мальчика с просьбой о помощи в сложившейся ситуации – мальчик ел ограниченное количество блюд/продуктов и наотрез отказывался вводить в свой рацион другие. Ребенок не ел овощи, фрукты, сладости, мясо, даже подать (принести) какой-то продукт вызывало у него рвотные позывы. Для мамы это было очень болезненно. Она обращалась к специалистам, но, увы, - безрезультатно. Причина происходящего не была установлена и проблема оставалась открытой.

В своей практике я применяю прекрасный психологический инструмент, ключ к бессознательному – метафорические ассоциативные карты. Только в подсознании можно найти ответы на все вопросы.

Итак, в позиции 1 карта мамы ребенка, отвечающая на вопрос «Как она видит данную ситуацию?». Активируя карту, мы пришли к выводу, что для нее это заботливая ситуация, она полностью «оседлала» ребенка и весело управляет им, указывая на режим питания (ну она же мать).

Светлана Логвиненко
Светлана Логвиненко

Карта под номером 2 – видение ситуации глазами ребенка. На карте изображена женская рука, подающая бокал с жидкостью. Мальчик пояснил, что он не будет пить из этого бокала, т.к. боится, что акула из бокала съест его.

Далее, показывая маме эту карту и приводя пояснения ребенка, выяснилось, что она на самом деле очень сильно давит на него в отношении еды, пытается насильно накормить. И, таким образом, ребенок отказом от еды пытается отстоять свою независимость, не быть поглощенным мамой.

Карта в позиции 3 ответила маме на вопрос, к чему приведет выбранная ею стратегия. Мама увидела, что при таком давлении в отношении еды ни у кого из домашних нет шансов навязать мальчику принятый в семье шаблон пищевого поведения. Он так и будет смотреть на них, как на клоунов, а на маму как на тяжеловеса, останется один при своем, и даже не пошевелится в их направлении. Мама осознала, что стратегия давления и контроля тупиковая.

Далее с мамой мы разобрали при помощи карт еще ряд вопросов, увидели ее вторичные выгоды, трансформировали ее стратегию поведения в отношении давления на ребенка – ослабили хватку и переключили внимание на другие хлопоты. Новая стратегия маминого поведения привела к результату, обозначенному картой 4. Увидев эту карту, она весело захлопала в ладоши и радостно сообщила, что такой исход проблемы ее устраивает, что назад пути нет, и у каждого члена семьи есть свое пространство, которое нужно уважать, что они все вместе и счастливы.

На этом моя работа с мамой и мальчиком завершилась. Ситуацию мы прояснили, причину увидели, пути выхода обозначили. Ну а дальше дело за ними – непосредственное следование новым правилам, выполняя которые можно получить другой, желаемый результат.

Через месяц я поинтересовалась, как у них дела, и была рада тому, что мама полностью отпустила ситуацию с едой ребенка, перестала контролировать его пищевое поведение и дала ему полную свободу в этом вопросе. Результат (цитата из переписки): «сам расписывает свой рацион, что хочет - то ест».

Светлана Логвиненко
Светлана Логвиненко

А вы хотите взглянуть на волнующую вас ситуацию по-новому?

Ваш детский и семейный психолог.

#психологростов #психологонлайн #детииродители #дети #мамыростова #родителиидети #детскородительскиеотношения #семейныйпсихолог #антикризисныйпсихолог #решениепроблем