Приветствуем Вас на официальном канале Московского Музея Моды!
В 2016-2017 году в старых помещениях нашего Музея прошла выставка "Антология длинного платья", посвящённая моде второй половины 19 века. Сегодня мы предлагаем вместе с нами прогуляться по этой экспозиции и узнать, как развивалась мода столетия.
В 1860-х годах женская одежда начала меняться, что было связано с развитием промышленности, которая немного упростила труд портних, хотя до уровня развития швейного производства 20 века, конечно, всё ещё было бесконечно далеко. Появились новые технологии окраски и отделки тканей, швейные машины, первые унифицированные выкройки, которые позволили сделать лекала более "стандартными", начали появляться крупные модные дома – как в Европе, так и в Российской Империи.
В Париже в 1868 году Чарльз Фредерик Ворт основал Синдикат высокой моды, установивший нормы кутюрной одежды, которые в той или иной степени существуют и до сих пор (о Ворте вы можете прочитать в нашей статье "Изобретатель моды").
Разумеется, необходимость демонстрировать свой социальный и общественный статус с помощью одежды всё ещё сохранялась. Положение в обществе подчёркивали при помощи качества ткани и отделки, ручной работы (готовое платье во все времена стоило дешевле, чем сшитое по индивидуальным меркам, тем более, у именитого кутюрье) и украшения. Однако сами силуэты нарядов у представительниц разных социальных групп были достаточно похожи и уже начали стремиться к упрощению (например, женщины наконец-то начали отказываться от жёстких корсетов).
Помимо развития промышленности и стремления к простоте, появилась возможность путешествовать на дальние расстояния, что повлекло за собой необходимость иметь дорожную одежду – более универсальную и удобную (как минимум, без шлейфа), а также место, где её можно было бы хранить в дороге.
Именно для этих нужд были созданы первые дорожные кофры, предтеча чемоданов, похожие на сундук, поставленный "на попа" или маленький шкаф. Собственно говоря, именно такие сундуки и начал создавать в середине 19 века Луи Виттон, о котором мы уже писали и даже записали для вас онлайн-лекцию, которую вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале.
Внутри такие кофры были разделены на части (чаще всего, отделений было два: для одежды и для аксессуаров) и их использовали для путешествий по железной дороге и по морю.
Внушительные размеры кофров определялись размерами одежды – платья были объёмными и пышными, а утюгов и отпаривателей в нашем современном понимании в то время, естественно, ещё не существовало. Таким образом задачей кофры было сохранить наряды в более-менее адекватном, носибельном виде. И, кстати, в советское время также существовали огромные чемоданы, получившие название "смерть носильщика" и именно кофры 19 столетия были предтечами таких чемоданов.
До начала 20 века и появления активно развивающейся промышленности, ориентированной на изготовление товаров широкого потребления, платья и костюмы использовались в течение достаточно длительного времени. Девушки из не самых обеспеченных семей или обедневших дворянских родов не могли себе позволить иметь много нарядов. Одежду всё ещё шили вручную, что, естественно, стоило немало, так что платья могли перешиваться под изменяющуюся фигуру – ушиваться, расширяться, подлатываться в случае необходимости.
Одеждой не разбрасывались.
Шить и вышивать в конце 19 – начале 20 века умела практически каждая девушка, вне зависимости от социального статуса, так что в интерьерах того времени часто присутствовали специальные столики для рукоделия.
Но гораздо более редкой и раритетной вещью были маникюрные столики, один из которых на выставку "Антология длинного платья" был предоставлен Галереей "Три века". Маникюрный набор в этом столике складной, все ячейки можно убрать, а сам столик легко переносится. Выполнен этот экспонат из карельской берёзы – очень популярного материала в России на протяжении всего 19 столетия.
Небольшие маникюрные наборы, которые мы знаем и которыми пользуемся сейчас, во второй половине 19 века уже существовали, но их использовались в качестве дорожного набора. И, кстати, первый из найденных археологами маникюрных наборов, известных человечеству, изготовлен из литого золота и датируется 3200 годами до нашей эры!
Надеемся, вам было интересно прогуляться по выставке "Антология длинного платья" и узнать больше о моде второй половине 19 века. Будем благодарны за лайк этой статье и подписку на канал Музея – так вы не пропустите наши новые публикации.
Текст подготовлен другом музея, экспертом и семиотиком моды и искусства Полиной Ухановой