Найти тему
Михаил Курдюков

Елизавета Малышева, исполнительница на исторических и современных клавишных инструментах

Оглавление

Имя, возраст, профессия, стаж

Елизавета Малышева, 24 года.
Исполнительница на исторических и современных клавишных инструментах. В активе: клавесин, исторические фортепиано (хаммерклавир, фортепиано XIX века), современный рояль, орган.
Стаж — 19 лет (3 года). Почему пишу так: в музыке я с 5 лет, а вот старинными инструментами занялась три года назад, поступив в консерваторию. И нашла в этом себя.

Город проживания/работы

Москва, Тверь.

Образование

Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (оно же «Мерзляковка»), фортепианное отделение, класс Татьяны Владимировны Директоренко — до 2016 года, с 2017 и по настоящее время — факультет исторического и совершенного исполнительского искусства Московской консерватории.
Мне безгранично повезло учиться именно там, где я училась и учусь.
Но вообще, у меня интуиция что надо — в пятом классе школы треснула по столу и заявила, что буду учиться у Директоренко и только у неё, не зная о ней ровно ничего, кроме фамилии. И это одна из важнейших и любимейших личностей в моей жизни.
А потом меня слили с фортепианного факультета консерватории (при том, что я выпускалась из училища при консерватории в статусе лучшей на потоке), и я во второй раз целенаправленно пошла на самый молодой и самый неоднозначный факультет консерватории. И сделала клавесин своей специальностью. Довольна как слон.

Почему именно эта профессия и Кем мечтали стать в детстве

Я в пять лет подошла к инструменту, ткнула в него пальцем, и заявила, что буду великим музыкантом. Вот так вот сразу. Удивительно, но с того времени ничего не поменялось :) Мне даже в голову не приходило, что можно что-то другое — будто бы знание, что я музыкант, просто было сразу. Это сложно объяснить.

В чём заключается моя работа

Моя работа похожа на странную смесь археологических раскопок и шаманизма.
Я беру какую-то музыку, раскапываю всё, что вокруг неё: какая это страна, какая эпоха, стиль, жанры, контекст жизни композитора, как было принято такое играть, на чем, как композитор это всё записал (это чрезвычайно важно!!) — короче, весь контекст, в котором эта музыка существует.
Почему шаманизм — эти поиски того, «что хотел сказать автор», иногда превращаются в трудноописуемый диалог с живым человеком, когда-то записавшим эту музыку. И мы делаем музыку вместе — без кожаного мешка с пальцами музыки не существует, это просто бумага с чернилами.
Поэтому, удивительным образом, в итоге я транслирую и саму музыку как идею, и автора, и очень обогащенную знаниями себя.

Первый рабочий день

Я не знаю, что из этого первый рабочий день — когда я впервые села заниматься после первого урока, или мой первый концерт, или мой первый сольный концерт, или первый сольник на клавесине.
Наверное, я не могу это отделить, поэтому возьму первый сольный концерт. Это был рояль, это был ноябрь 2018 года (и через день был ещё один концерт), я обыгрывала программу к Всероссийскому конкурсу, и это было очень круто. All eyes on me.

Интересный случай с работы

Моя любимая история — как я приготовила на концерт платье, ноты, водичку, вот всё-всё приготовила, а взяла в итоге только одну туфлю. А ехала я, на минуточку, из Отрадного в Выхино, да ещё и со сломанной ногой (поэтому одну туфлю). И моей однокурснице пришлось срочно переодеваться после своего выступления, а мне — играть наизусть.
И госэкзамен играла со сломанной ногой.
А ещё я очень люблю случай, когда я, не пройдя во второй тур конкурса им. Шопена в Варшаве, сидела в зале перед началом второго тура, а на экране прямо до выхода на сцену первого конкурсанта было моё имя и номер. А зрители смотрели на меня и одобрительно улыбались, многие подходили поздравить с первым туром и выразить сожаление, что так получилось. Хороший знак :)

Было желание всё бросить и начать что-то абсолютно новое? Как борюсь с моментами, когда нет вдохновения

Как я могу бросить что-то, что я сама есть? И про вдохновение тоже, поскольку у меня не бывает отдельного вдохновения на позаниматься.
Желание бросить было только время от времени, когда меня очень настойчиво пытались убедить в моей ничтожности. Но желание играть музыку всегда было сильнее.
С вдохновением — по ситуации: могу просто выполнять рутинную работу (аппетит приходит во время еды!), а могу просто забить и валяться на диванчике, если не горит.
Вообще, как не удивительно, вдохновение из разряда «делать это прямо сейчас, аааа, я на подъёме!!!» — не слишком характерное для меня состояние. Я либо в целом на подъеме и бодра, либо в целом хочу валяться на диванчике. Равно касается музыки и пойти покушать что-то.
Скорее, тут больше нужно смотреть на состав слова — в-дох-новение, в духе ли я. Либо я в целом в духе, либо нет. Отдельного вдохновения для музыки у меня не бывает.

Плюсы и минусы в этом занятии

Во-первых, это красиво. Кроме шуток, у меня дух захватывает от того, сколько же красоты существует в мире, и от того, что я могу ее буквально через себя пропускать и показывать людям.
Во-вторых, это очень познавательно. В той музыке, которую я играю, огромный процент исследовательской работы, которая косвенно затрагивает и все остальное искусство того времени, и быт, и что только не. А учиться я люблю больше всего на свете.
Ну и в-третьих, главный плюс, он же и минус — если это занятие по душе, оно наполняет как ничто другое. И наоборот, если не по душе, опустошает.

Слухи и малоизвестные факты о профессии

Есть представление, что музыканты — это такая богема, которая днём бренчит на своих роялях, а вечерами собираются и интеллигентно выпивают (например). Такие все из себя романтичные, творческие, несуразные, противоречивые все...
Так вот, это враньё.
Обычный музыкант — это человек с тонкой, нежной душой, чугунной задницей (чтобы на ней сидеть и заниматься), суперским тайм-менеджментом (чтобы успевать на все халтуры) и бодрым юмором работника морга.
Очень классное представление о музыкантах можно получить из книги Владимира Зисмана «Путеводитель по оркестру». Вот он ПРЕДЕЛЬНО точно описал наш типаж :)

Как выглядит мой рабочий день

Утром перед концертом я живу как обычно, но чем ближе к нему — тем больше начинаю сосредотачиваться на том, что будет происходить. Обычно сажусь на часик повторить все ещё раз.
Если перед концертом есть репетиция в зале — иду на репетицию. Если нет — прихожу за час-полтора, по возможности разыгрываюсь (это значит немного поиграть, чтобы расшевелить руки и мозг), за полчаса ухожу со сцены, чтобы запускали зрителей, потом выхожу и играю.
Если обычный день — там уже развеселые комбинации времени для занятий в классе (оно ограничено), пар и иногда работы. Обычно я провожу в консерватории суммарно часов 6-8.

YouTube3:43

Уровень оплаты труда

Чрезвычайно разный. Это зависит и от места работы, и от уровня известности, и от профессионализма, причём зависимости эти причудливые и не всегда очевидные. Например, есть уникальные специалисты, работающие в консерватории за восемь тысяч рублей (я не утрирую), а есть очень посредственные музыканты, гастролирующие по всему миру и зарабатывающие бешеные тыщи. Оплата работы музыканта значительно выше за рубежом, чем в СНГ. Можно жить припеваючи концертмейстером в частной школе в Москве, а можно в регионе за те же 10-15 тысяч.
Про конкретно свой доход говорить не хочу. В целом, музыканты скорее народ бедный, но за некоторым количеством очень преуспевающих исключений (не столь малым).

Рекомендации желающим работать в этой области

Как для этой области, так и для всех — ищите дело по душе. Если Музыка настолько по душе, что больше ничем заниматься нет охоты — вперёд. В противном случае — поищите более практичную профессию. Это первое и главное.
Старайтесь выстраивать своё обучение так, чтобы у вас росли одновременно КПД и нахальство — чтобы вам было легко осваивать большой репертуар и легко не стесняться выходить на сцену постоянно, предлагать себя.
К черту ненужный перфекционизм! Одно дело, если у вас текст не в руках и поэтому вы не соглашаетесь на концерт. Но если в целом уже все сложилось — идите и играйте. Как говорил один великий пианист:
"изучение произведения начинается с первого концерта". И он абсолютно прав. Не оттягивайте этот момент лишь потому, что вам сильно хочется "шоб комар носу не подточил".
Старайтесь как можно лучше и полнее узнавать контекст исполняемого. Знание, что происходило вот с этим конкретным человеком, когда он писал вот эту пьесу, и какая была политическая обстановка в его стране, иногда даёт куда больше, чем многие часы занятий. Например, когда понимаешь, что Бах свои гениальные семь токкат написал примерно в 22 года, когда он был ну вот таким же шкетом, как я — только-только отучившись, практически с голой жопой, со своим огненным характером помноженным на юношеский выпендрёж и максимализм (при этом был уже вроде бы женат) — сразу заставляет к ним подходить иначе, чем напиши он их уже на одре старости, окружённый внуками и почетом (как Искусство фуги).
Производите хорошее впечатление и завязывайте связи!! Сарафанное радио — лучший друг музыканта. Если о вас будет идти слава классного специалиста, вы от этого только выиграете.
Будьте собой на всю катушку и, пожалуйста, не пытайтесь быть кем-то другим :)

Семья

Музыкантов полно :)
Отец — Андрей Косинский, достаточно известный в эстрадных кругах композитор и аранжировщик (вероятно, вы видели его в «Голос-60+», но это не главная веха в его творчестве);
дедушка по маме — Евгений Малышев, первый советский джазовый саксофонист, которого крутили по «Голосу Америки», и сейчас в 77 лет играет так, как молодые и близко не могут;
мама и бабушка тоже музыкантши, но пошли по другому пути — тем не менее, бабушка была директрисой Тверской филармонии, мама сейчас там работает, я там играю регулярно с 7 лет. По линии академической музыки (и тем более аутентизм) я пошла первая.

Хобби

Я обожаю мифологию, этнографию и историю религий. Так сложилось, что я читаю с 3 лет, и с этого самого возраста я перелопачиваю все существующие истории из мировых культур. Сколько в них перекличек — словами не описать.
Отдельно с 11 лет изучаю скандинавские руны — как пласт мифологии, как систему для гадания и магическую систему. И работаю в этом :) пожалуй, я даже могу назвать это второй работой — я очень люблю помогать людям делать жизненные выборы с помощью этой удивительно ясной и стройной системы. Когда у человека есть информация о ситуации — он управляет обстоятельствами, а не обстоятельства — им. Это очень ценная и мощная поддержка, которую я в силах дать.
(Мне можно написать и обратиться, да :)
Ещё я жуть как люблю фигурное катание. Смотрю аж с Олимпийских игр в Ванкувере, с 2010 года :) но сейчас там, конечно, удивительные дела делаются.
А ещё я пишу здесь:
vk.com/aforeyeneighgo. Я очень люблю писать тексты, а один из них, вероятно, возьмут в литературный журнал.

Любимые музыка/сериал/игра/фильмы/книга

Музыка — весь Бах (мечтаю записать его целиком) и «Весна священная» Стравинского. Ещё очень люблю рэп — мой любимый человек недавно открыл для меня русский рэп, и меня поразила глубина текстов, например, Дяди Жени, или Mr.Sea, или того же Окси.
Сериал — «Карточный домик»! И по актерскому составу, и по работе оператора. Вообще, у меня профдеформация — я выросла в театре, я видела, как происходит работа над спектаклем, и смотрю все спектакли и кино именно с этой точки зрения. Как с музыкой :)
Игра — ЗА СКАЙРИМ, ЗА НОРДОВ!!!1! (хотя кого я обманываю, всегда играла за эльфов); ещё линейка Симс (куда без них) и ГТА. Сан-Андреас нежно полюбила заново, когда выучила английский и стала слушать диалоги по радио, а ещё с недавних пор гамаю в Hearthstone! Увидите несуразно играющего чувака под ником UncleMoses — это я.
Фильмы — весь Тарковский, фон Триер, очень понравился фильм “Midsommar” Ари Астера.
Книги — перечислять задолбаюсь :)

Кумир/ориентир детства

Пианист Гленн Гульд! Человек, в котором больше, кажется, было музыки, чем его самого. И одновременно — вопиющи самобытный.
Большим ударом стала смерть Уитни Хьюстон — я по сей день считаю ее лучшей певицей на свете, а её песня «it’s not right but it’s ok» была буквально первой музыкой, которую я услышала. И изумительно красивая женщина она была.
Ну и чуть уже позже — японский фигурист Дайске Такахаши, бронзовый медалист Олимпийских игр в Ванкувере и чемпион мира 2010 года. Человек потрясающей силы воли, сочетание атлетизма и фантастического артистизма (посмотрите его программы на чемпионате мира 2010 года!), и, как выяснилось, долгоиграющий — в 32 года (сумасшедший для одиночного катания возраст!) после четырёхлетнего перерыва с нуля отобрался на чемпионат Японии и стал вторым. А сейчас, в 34, перешёл в танцы. До 40 докатается, вангую.

Достижения, которыми больше всего горжусь

Наверное, то, что я поехала на самый классный конкурс клавесинистов — Musica Antiqua в бельгийском Брюгге — играя на инструменте всего 10 месяцев, и выступила там достойно. А вообще, я бы сказала, что я горжусь — хотя плохое слово, скорее радуюсь — своей жизни в целом. Я очень красиво живу, как мне кажется, и считаю, что это, пожалуй, моя главная задача: прожить жизнь так, чтобы хотелось сказать — «это красиво».

Самый экстремальный поступок в жизни на данный момент

Одновременно готовиться к Брюгге, конкурсу им. Шопена в Варшаве и Всероссийскому. Три разных программы на трёх разных инструментах по 2,5 часа чистого времени. Как кукушкой не поехала — не знаю, но оно того стоило.

Мечты/цели

С пяти лет цель не изменилась :)
В целом, стремлюсь к тому, чтобы работать в Европе, быть востребованной и высокооплачиваемой специалисткой и принести в мир как можно больше прекрасной музыки. В частности, записать всего Баха — если смогу и если успею.
Но не было ещё такого, чтобы я чего-то не смогла, если это дело — моё :) Отложить — да, не смочь — нет.

Пожелания читателям

Пусть ваше дело будет вам по душе. Пусть будут силы и воля не соглашаться на то, что против души. Пусть Мир ведёт вас по вашей дороге.
Да будет так!

---------------------------------------------
Как тебе интервью Елизаветы? Поделись мнением в комментариях — это действительно важно!

Подписывайся на группу Моя профессия - не пропусти новую статью!
Напиши
мне и я опубликую твой рассказ! Или посоветуй, чьё интервью хотелось бы прочитать)