Найти тему

Летние Дни (обзор на абсурд)

Львиную часть игры займёт работа Киоры в ресторане. Милая повседневность.
Источник: Яндекс.Картинки. ©STACK, ©Overflow.
Львиную часть игры займёт работа Киоры в ресторане. Милая повседневность. Источник: Яндекс.Картинки. ©STACK, ©Overflow.

Здравствуй, дорогой читатель!
В 2005 году Overflow выпускает игру «Schol Days», которая оказывается куда успешнее и известнее всех предыдущих игр фирмы (за счёт очень редко встречающегося жанра интерактивного фильма, непомерную жестокость и жесть). В 2006 году выходит спин-офф «Summer Days», а к последнему в 2012 году делается ремейк «Shiny Days» (правильно «Блестящие/Солнечные Дни», но «летние» уже привычнее). Мне «Школьные Дни» понравились: я считаю их не только лучшей игрой серии, но и 3-й в моём личном топе (прости «Канон», но ты 5-ый); естественно, узнав о «Летних Днях», я захотел ознакомиться с ними. И каким же получился ремейк? Сумел ли он внести больше позитива в мир мрачной первой новеллы, рассказать прекрасную и интересную историю о Сецуне и других персонажах, бывших ранее на вторых ролях (или не бывших вовсе)? Обо всём этом в обзоре-лонгриде.
Важно: для понимания происходящего нужно знать первую часть.

Итак, начали!

Ринпалм – ваше состояние не только при прохождении игры, но и чтении обзора: настолько оригинал идиотский.
Источник: скриншот из игры «Судьба/Ночь схватки». ©Type-Moon.
Ринпалм – ваше состояние не только при прохождении игры, но и чтении обзора: настолько оригинал идиотский. Источник: скриншот из игры «Судьба/Ночь схватки». ©Type-Moon.

1. Сюжет, претензии, абсурд.
Автор: Overflow. Релиз: 2006 («Summer Days»), 2012 («Shiny Days»). Оригинальный язык новеллы: японский. Средняя оценка на vndb: 7,11 (524 голоса), личная оценка: 7,5 (кажется, рейтинговая система не в порядке).

1.1 Арки Сецуны.

Постер игры. Слева Сецуна, справа Инори.
Источник: Яндекс.Картинки.
Постер игры. Слева Сецуна, справа Инори. Источник: Яндекс.Картинки.

Завязка начинается с того, что Секай Сайондзи, подрабатывающая официанткой в летнем кафе «Редиска» («Радиш»), подхватывает в свои 16 лет свинку. Дабы место не пропало, она просит лучшую подругу Сецуну Киору о подмене. Та, под напором подруги, соглашается и начинает работать, а заодно (и это была истинная причина её согласия) – встречаться по вечерам на пляже с живущим по соседству Ито Макото и сразу влюбившуюся в Киору сестрёнкой ГГ Итару. Дальше Сецуна обзаводится новыми знакомыми: сёстрами Като и обеими Кацурами, Ямагатой (персонажей обсудим позже), перестаёт ронять на посетителей кафе блюда, даёт отпор местным извращенцам (увы, не Ито) и даже, расхрабрившись, идёт с Макото на фестиваль, дабы затем, испытав кризис и решив его, встретиться с любимым в Париже.

Казалось бы, что может пойти не так в данном сюжете? В целом, выглядит прилично, но как вы знаете, дьявол в деталях.

Что же не так с арками?

1. Подкладка конкретного персонажа под маховик отношений здесь настолько наглая, что это не навязывание и даже не аниме «Кланнад» – это программирование ГГ на влюблённость в Киору (причины любви Сецуны не изменились с первой части и ей можно верить), в которое не веришь.

2. Затянутость. То, что я описал за пол-минуты, в игре идёт больше 30 часов. Это настолько интересно, что уже второе прохождение превращается в непрерывный пропуск.

3. Невнятные драма и любовная линия. Любовь Макото и Киоры задана по умолчанию: просто скопив нужное количество очков, они будут вместе. В чём ценность любви, которая не проходит никакую проверку? Она никак не оспаривается, персонажи просто сходятся и всё, где тут драма? На неё работает токмо показ печалек несостоявшихся подружек (как и в первой части). Но если в Школоднях можно было свернуть на другую арку, то тут все повороты – тупики, на которые выходишь случайно. А посему тут вызовет слёзы только злость от того, что нормальную концовку не главной тян не дадут, что ещё хуже, чем отсутствие концовок в принципе (мод БКРР к БЛ лучше к девушкам отнёсся).

4. Конфликт на пустом месте. И всё было бы не так плохо, если бы не совсем идиотский конфликт, который нужен лишь для красивой развязки в Париже. И он в галерее под грифом спойлер. Вкратце, суть его в безоснованной ревности Макото Киоры к временному управляющему ресторана, решаемому в два предложения и шесть слов.

1.2 Арка Инори.

Первое появление Инори: чёрти что и сзади ленточки.
Источник: там же.
Первое появление Инори: чёрти что и сзади ленточки. Источник: там же.

Здесь всё начинается также, но благодаря рандому неожиданному сюжетному повороту, Киора сталкивается с оджё-самой Инори Ашикагой (меня прям интересовало, не являются ли они родственниками с Юки Ашикагой и не были ли в этом случае их родители родственниками), мико местного храма – и наподдаёт ей с разворота за ещё одну обнажёнку в кадре. Однако Инори получает ранения, несовместимые с адекватностью, а посему переезжает к Киоре. Как выясняется впоследствии, она дружит с детства с Макото, который наследник больницы (ЧЕГО!? Что за дичь? Почему наследуется только больница, а не замок эпохи Эдо и пять страстных гейш?), а ещё – хочет за него замуж, потому что... клятва данная в 7 лет, верна и поныне (Ринпалмов не хватает!). На сей раз судьба героев решится уже на фестивале.

Что не так с аркой?

В целом, всё. Помимо вышеперечисленной идиотии, большая часть арки кинетическая (Ито появляется под конец как действующее лицо) и тоже затянутая: вялотекущий конфликт Киоры и Инори с неожиданным сближением (и ужасным поведением Инори, чей рейтинг как вайфу D-). Драма появляется аки рояль в кустах в последней истории, но она спонтанна и особо на итог не повлияет (на сюжет да, но не концовки); хотя, проявись она намёками раньше, Инори я бы посочувствовал. Самому Ито установку на Киору в последней истории рандомно ломают (как поставили, так и поломали) и тот вновь становится пошлым болванчиком. А главная беда – арка абсолютно не связана с основной историей: она берёт оттуда моменты и персонажей, но поскольку в арках Сецуны (и вообще во вселенной Школодней) нет даже упоминания Инори, то персонажа даже каноничным сложно считать. С тем же успехом можно было добавить историю-кроссовер с Кланнадом или Девушкой в скорлупе: уровень притянутости за уши не шибко изменился бы.

1.3 Прочий абсурд, пошлость.

Мать Киоры Май предлагает виски. Бутыль выпьют в том числе вместе со школьником Ито. О времена, о нравы! Источник: там же.
Мать Киоры Май предлагает виски. Бутыль выпьют в том числе вместе со школьником Ито. О времена, о нравы! Источник: там же.

Им уделена большая часть новеллы и именно они, по сути, вместе с ответвлениями, её и спасают. Уйдя от наскучившей основной истории, можно увидеть самый сок: банкет матерей Сайондзи, Кацуры и Киоры, порцию ринпалмов при диалогах с Отомэ Като и Ай Ямагатой, сказочную тупость главного героя бревна этого цирка, «конфликт» с Сецуной, хорошие концовки при самом скотском и мерзотном поведении (позавчера насиловал лольку на пляже, а уже сегодня клянёшься в вечной любви Сецуне... мм) и полном отсутствии его осмысления. Мир «Летних Дней» это мир полнейшей безнаказанности (если во всей первой части было лишь 2 акта изнасилования, то тут их 2 только с 14-летней Кокоро, и это омерзительно), безответственности, не только ГГ (Ёко и Май бросают своих дочерей на произвол судьбы, отправляясь в командировки на несколько дней) и...

... и, конечно, пошлости, так или иначе проходящей лейтмотивом через действия почти всех персонажей, также возведённой в абсолют. Помните, как хитро была спланирована тайная комната на школьном фестивале в первом части? Забудьте и наслаждайтесь происходящим (и участвуйте!) в роще метрах в 100 от храма (храма!!!), где полно народу. А лучше, прямо в алтаре (мать его, это не шутки!)! Пляж – ночью ли, днём ли (за сцену с Кокоро на пляже 8 лет дают, без шуток) – похрен, никто не увидит – ни из соседнего кафе, ни из соседских домов, ни из проезжающих машин! А почему бы прямо в кафе этого не сделать, да чтоб подсматривали? Конечно, и в первой части подобное было (сцены в поезде и с Куродой), но походило на случайность, а не норму мира. А тут это только локации!
Именно безнаказанная пошлость, исключающая расплату (причём простой смертью из Школодней тут не обойдёшься; тут нужны долгие мучения), одновременно показывает, какой этот мир фантазия, особенно на уровне пугающе реалистичных Школьных Дней.

2. Основные персонажи.

2.1 Главные.

Ито Макото – главный герой новеллы, а заодно и главное её позорище (после логики сюжета). Всё плохое, что было в Ито, создатели Летнего Дна удвоили, сделав его абсолютно тупым к намёкам, безвольным, безынициативным, беспечным, бревном-бездельником, который, впрочем, с удовольствием займётся непристойным с любой, кто предложит. А потом на это натянули любовь к Киоре. Хотя он всё ещё любит младшую сестрёнку, по уровню своей отвратности довольно близко подобрался к Ито из аниме.

Имхо: Котоноха на обложке очень симпатично смотрится. 
Источник: Яндекс.Картинки. ©STACK, ©Overflow.
Имхо: Котоноха на обложке очень симпатично смотрится. Источник: Яндекс.Картинки. ©STACK, ©Overflow.

Кацура Котоноха – неглавная (но любимая!) героиня Летних Дней. По сравнению с оригиналом, стала более открытой и общительной, почти не яндере, но осталась собственницей, втайне всё так же желающей сближения с ГГ (и это прекрасно). Хорошо обращается с иаем (мечом иайто). Всё та же оджё-сама с хорошими манерами, стеснительностью, консервативными взглядами. Хиккикомори-сова (хотя авторы подают это вроде как минусы, для меня вот вообще нет). Имеет 3,5 концовки...

Ай Ямагата – давно влюблена в Ито и (спойлер) это было взаимно, но не сложилось, ибо (спойлер в галерее). Крайняя форма дандере (примерно на уровне Ханако), которую, к тому же, откровенно задвигают сёстры Като, дабы та с Ито не общалась. Именно её история несостоявшейся любви оказалась для меня самой драматичной, а уж её попытки признаться, сделать над собой усилия, стать сильнее как личность, хотя бы попытаться обрести счастье... Лучшая тян вселенной ШД после Котонохи. А теперь угадайте, сколько у неё концовок? :) НОЛЬ! Столько же уважения к авторам у меня осталось, когда я узнал это (увидев H-сцену с ней и что дальше, оно вообще в минус ушло).

Киоре идёт форма. Без шуток. Очень милая.
Источник: zerochan.net.
Киоре идёт форма. Без шуток. Очень милая. Источник: zerochan.net.

Сецуна Киора – главная героиня (на вндб и вовсе протагонистом считают) новеллы. Дабы привлечь больше народу, характер изменили, сделав её более открытой, но в то же время застенчивой, стеснительной, лишив, по сути, её очарования первого части (расчётливая кудере, которая, между тем, ставит интересы подруги Секай выше собственных). Здесь, кстати, Киора никому не хочет уступать Ито. Вопрос к знатокам: какую из двух Сецунь считать каноничной? А, да: к близким людям общается с помощью сокращений -тян (Мако-тян, к примеру; наверное, для кавайности). 8 концовок (3 гаремные, 2 мерзкие, 1 хорошая).

Отомэ Като – окончательно отодвинутый на задворки повествования второстепенный персонаж. Всё так же любит Ито и всё так же он один этого не понимает (сей мем высмеивают в самой новелле). На сей раз обошлось без буллинга Котонохи, но держит на прицеле Ямагату, двух близняшек и даже младшую сестру Карен (ни слова про армян). Карен, к слову, тоже интересная личность: развесёлая генки с выпирающим зубом (а это уже архетип) и не в меру большой грудью. 0,5 концовки на Отомэ и 2,5 на Карен – не густо, но грех жаловаться: их хоть раз заметили.

Кокоро Кацура – истинная лоля (не достигла 14 лет! опасно! УК никто не отменял, знаете ли), младшая сестра Котонохи. Весёлая, полная энергии и на идеи. Действительно милая героиня, которой есть за что сопереживать. Будучи на вторых ролях в оригинале, здесь пошла на повышение (2,5 концовки), однако цена оказалось высокой (4 H-сцены)...

Инори Ашикага – вторая главная (хотя кого это интересует) героиня новеллы, о которой узнаёшь впервые. Ужасно нестабильная девица: переходы от «почитать чужую мангу без разрешения» и «нахлебничать в чужом доме» до «помочь девушке, приютившей тебя», от «мико, самозабвенно командующей толпой стариков, что местным на орехи дают и хулиганов силой воли гнобящей» (таков лор, смиритесь) до «немеющего помидора в присутствии любимого Ито» и от «немого помидора» до «практикующей футфетиш» абсолютно необоснованны. Крайне дёрганая, с явными проблемами; ей очень сложно симпатизировать, не смотря на бюст. Зачем-то 4 концовки.

2.2 Заметные, но не главные.

Секай Сайондзи – увы, совсем не главный персонаж (1,5 концовки), чей характер изменили в одном: теперь она не желает отдавать Макото (хотя сама предложила Сецуне ту работу; технически, происходящий треш её вина). В остальном та же дередере, что буквально за день так хорошо сближается с Макото, что ты уже и видишь химию, а тебе вместо концовки дают очередную пошутечееку, от коих уже бесит. И сочувствие к Секай столь велико, сколь и желание перепройти оригинал после Летнего Дна.

Матери главных героинь – отдельная тема.
Ёко Сайондзи – управляющая «Редиски» и мать Секай. Очень заботливо относится к Сецуне (всеобщая любимица!), имеет черты яндере (в т. ч. ножик) и всеми силами хочет обойти по службе свою давнюю подругу Киору Май (догадываетесь, чью мать). И Ёко, и Май в разной степени нимфоманки (именно Ёко совращает Макото, хотя казалось бы). Но всех их одним своим бюстом перекрывает Манами Кацура, чьё поведение в зависимости от близости с Макото меняется от знающей своё дело ревизора и логиста с хорошей репутацией и семьёй, женщины с консервативными убеждениями (не только грудь Котонохе наследовать) до ещё одной извращенки с наиболее обострённым чувством собственности на Макото (мать Котонохи ведь). Концовок Ёко: 3 (все смешные), Май: 3 (50/50), Манами: 4 (все кринжовые)

Ноан и Оруха – служанки, работающие в «Редиске». Довольно халатны при исполнении, при этом не против дедовщины (родным повеяло): например, нагрузить новичка Сецуну. Также в «Редиске» работает официанткой Сонико, чья роль – отсылать к маскоту Nitroplus (казалось бы, как те согласились, но вспоминая «Тотоно», сразу всё ясно становится). У Ноан есть концовка в ветке Инори.

Любой, кто проходил Летние Дни, хоть раз, да ещё раз, да ещё много-много раз примерял на себя выражение лица Сюна. Источник: там же.
Любой, кто проходил Летние Дни, хоть раз, да ещё раз, да ещё много-много раз примерял на себя выражение лица Сюна. Источник: там же.

Кадзама Сюн – мужчина средних лет, введённый в новеллу, во-первых, дабы создать несуществующий конфликт и, во-вторых, дабы не токмо Ито был похотливым негодяем. Много кого наплодил, судя по игре. Всё пытается остепениться, но срывается во все тяжкие с неподдельным удовольствием, кого-то до боли напоминая. Протагонист другой новеллы от Overflow, но увиденное стало для неё плохой рекламой.

Кадзуха (слева), Футаба (справа) и Карен (напротив). Согласитесь, уже по рисунку можно составить впечатление о характерах близняшек.
Источник: там же.
Кадзуха (слева), Футаба (справа) и Карен (напротив). Согласитесь, уже по рисунку можно составить впечатление о характерах близняшек. Источник: там же.

Близняшки Кадзуха и Футаба – их индивидуальность можно понять уже по одной зарисовке (первая скромная, вторая смелая, а ещё развязная). 2 концовки, 2 близняшки, 2x2=4.
Ещё где-то затерялась
Курода Хикари из первой части, но особой роли она не играет, а концовка с ней вышла даже хуже Школьных Дней (нормальная концовка у неё, как и у Ямагаты, в «Island Days»).

Остальные герои незначительные и внимания не стоят.
В целом, даже тут можно симпатизировать героиням (Котонохе, Ямагате, обеим Като); всем им действительно просто не повезло с новеллой.

3. Анимация, звук.

Анимаций настолько много, что для Киоры (и остальных официанток) сделали аж два комплекта формы! Теперь ясно, что делали в Overflow вместо проверки сценария на вшивость.
Источник: там же.
Анимаций настолько много, что для Киоры (и остальных официанток) сделали аж два комплекта формы! Теперь ясно, что делали в Overflow вместо проверки сценария на вшивость. Источник: там же.

В плане анимаций «Летние Дни» действительно изменились в лучшую сторону: их стало побольше (как и зарисовок) и они стали ещё больше походить на интерактивное аниме (хотя статичные кадры, даже без диалогов, присутствуют). Улучшилось качество H-сцен (правда, почти всех девственности без крови лишают, но это так, придирки).
Дизайн персонажей остался такой же, как и в первой части, а вот цветовая гамма стала более светлой и яркой: видимо, авторы хотели показать, что «Shiny Days» будет более светлой историей, чем оригинал. Что ж, по факту в «Школьных Днях» куда больше логичных счастливых концовок...

А вот музыкальное сопровождение, откровенно говоря, разочаровало: вроде и Ито Канако, и Минами Курибаяси, и композитор первой части на месте, но... очень пресно. Местами попадалось нормальное и в тему, но не более. Не того ждёшь от авторов «Akari O Kudasai» и «Anata Ga Inai» (да, так круто уже не сделаешь, но почему так сильно планку-то уронили?).

4. Технические требования, игровой процесс.

Системные требования (взяты с сайта ganestracker.org):
* OS: Windows (7\10)
* CPU: Intel\AMD 1500 Mhz+
* Видео: 1600x900 и выше,
* HDD: 7GB+
* OpenGL:1.
Стоит заметить, что при слишком быстром пропуске сцен (в полноэкранном режиме), а также при удалении сохранёнок игра может вылетать.

Древо выборов стало значительно шире, в сравнении с первой игрой, но появились тупики, а в целом сюжет стал более линейным.
Источник: там же.
Древо выборов стало значительно шире, в сравнении с первой игрой, но появились тупики, а в целом сюжет стал более линейным. Источник: там же.

Как и в «Школьных Днях», тут мы делаем выборы за Макото. Логика в целом такая: чем больше очков за Сецуну, тем выше шансов на хэппи-енд с ней. Но это настолько неявно, что первая концовка без прохождения наверняка будет случайной (мне повезло: на концовку Котонохи попал). Чтобы же попасть на конкретные концовки... нет, без гайда никак. Тут куча выборов ведёт к далеко идущим и притом абсолютно неочевидным последствиям; большинство их служат для набивки очков за Сецуну, а всего одно слово Ёко (и то в шутку) раскроет самые потаённые места в Летних Днях.

Главная претензия – в новелле с рутами нет как нормальных рутов (кроме Инори, Сецуны, это зарисовки на 5-25 минут, рутами их сложно назвать, тем паче если 15 минут из них хентай), рутов в принципе (привет, Ямагата!), а переходы к ним нелогичны (вследствие убитой системы выборов), в отличие от первой части. Жирный минус.

6. По итогу.

«Летние Дни» крайне противоречивы. Вроде есть всё: и романтика, и драма, и комедия, и полюбившиеся героини (и даже некоторые новые, особенно Ямагата, вышли удачными), и эроге. Как, как это можно было испортить? Оказалось, легко: выкинуть логику и правила куда подальше, обезволить героя (да и солидную часть героинь тоже), сделав их марионетками сюжета (правда, в отличие от той же «Тотоно» здесь хоть кого-то жалеешь), а заодно добавив концепцию истинной тянки (её пихают уже все кому не лень), остальные ветки сделав тупиковыми. Всё вместе это выглядит настолько дико и ужасно, что становится смешно. И это единственное положительное, что вызвали у меня «Летние Дни», поскольку как драма они вообще не конкурент «Школьным», как история только для фанатов Сецуны – учитывая 33 «тупика», вряд ли они им нужны (хотя сама Сецуна раскрыта довольно интересно, пусть и иначе), как ликбез по Инори – это кто вообще? То, что обеспечивает проходимость Летнего Дна – творящаяся идиотия, полная безнаказанность и распущенность (не только ГГ), сказочная глупость Ито и изобилие хентая. Всё вместе это весело, но хороших воспоминаний после такой новеллы останется мало.

Конечно, «Летние Дни» это лишь начало пике Overflow до крайне отвратного (даже за перевод не берутся!) «Перекрёстного Днища» с ГГ-трапом, коего насилуют старшеклассники и который при этом могёт увести Котоноху у Макото. Интересно, что последний серьёзный проект от Overflow «Island Days» стал лично для меня отдушиной: хотя он более бюджетный, only Japan и сделан для Nintendo3DS, там есть равноценные руты восьми девушек (с нормальными концовками) и интересная (пусть и простая) история. Лучше поздно, чем никогда. А «Летним Дням»... будь там нормальные концовки Ямагаты, Секай, да Карен... я бы многое простил. Не судьба.
Играть в «Shiny Days» вообще можно, но не ради драмы и романтики (кроме 2-3 концовок), а для хентая, абсурда и веселья. Решать вам.
Фестиваль, фестиваль, фестивальчик! ©Кокоро Кацура.
Источник: Яндекс.Картинки. ©STACK, ©Overflow.
Фестиваль, фестиваль, фестивальчик! ©Кокоро Кацура. Источник: Яндекс.Картинки. ©STACK, ©Overflow.

Спасибо, что проделали этот долгий путь со мной и дочитали обзор! Играйте только в хорошие новеллы и до скорых встреч!

#лонгрид #визуальная новелла