Мировой кинематограф производит более тысячи крупных кинолент в год и только единицы из них приобретают статус культовых, входят в состав мирового наследия и с удовольствием пересматриваются зрителями.
Одним из таких шедевров безусловно является "Крестный отец", снятый Френсисом Фордом Коппола в 1972 г. на основе одноименного романа Марио Пьюзо.
Лента была оценена по достоинству сразу - завоевала Оскар и Золотой глобус как лучший фильм года. Также награды получили исполнитель главной роли Марлон Брандо, режиссер и сценарист Френсис Форд Коппола и композитор Нино Рота. Еще во время съемок первого фильма, интерес к ленте был настолько велик, что было принято решение о создании продолжения.
Вот несколько интересных фактов о том, как создавался этот легендарный фильм:
Съемки экранизации "Крестного отца" изначально предлагались мастеру спагетти-вестернов Серджио Леоне. Однако история о мафии не заинтересовала его. Режиссер впоследствии жалел о своем решении и в 1984 г. выпустил свой собственный фильм о мафии "Однажды в Америке".
Вообще продюсеры предлагали этот проект многим именитым режиссерам, однако все отказывались, так как не хотели создавать кино, прославляющее мафию. Френсис Форд Коппола согласился, так как имел обязательства перед студией.
Орсон Уэллс мечтал о том, чтобы сыграть главную роль в "Крестном отце" и был готов набрать для этого вес. Однако Копполе, несмотря на близкую дружбу с Уэллсом, пришлось отказать - он видел в роли Дона Корлеоне только сорокасемилетнего Марлона Брандо (хотя он меньше чем на 10 лет старше своих экранных детей).
Коппола представил продюсерам ленты главных актеров фильма у себя дома. Однако они потребовали провести полноценные скринтесты и кастинг. Потратив 420 тыс. долларов впустую, в ленте в итоге снялись именно те актеры, которых предложил режиссер.
Вообще создание фильма сопровождалось многочисленными конфликтами - продюсеры были недовольны режиссером, они требовали больше сцен насилия, чтобы фильм привлек большую аудиторию. Кроме этого Коппола постоянно нарушал графики съемок, превышал бюджет и увольнял своих помощников.
Также ходило много слухов о том, что реальные мафиози угрожали создателям фильма - однако сложно судить, насколько это правда, а не PR ход.
Трепещущий как лист киллер Лука Брази появился в сценарии случайно - актер Ленни Монтана очень переживал, первый раз появившись в одном кадре с Марлоном Брандо. Эта скованность и неуверенность актера понравилась режиссеру и он добавил сцену с его предварительной репетицией речи.
Еще одной импровизацией стал эпизод, где Сонни Корлеоне ломает камеру журналисту и предлагает взамен деньги - это не было прописано в сценарии и было на ходу придумано исполнителем роли Джеймсом Кааном.
Необычное выражение лица Марлона Брандо возникло в результате желания актера сделать своего героя похожим на бульдога. Для него были сделаны специальные зубные протезы. Кот, которого гладит Дон Корлеоне тоже появился по инициативе актера - он нашел его на студии "Парамаунт" и принес на съемки.
Еще одна импровизация - это пощечина, которую Дон Корлеоне дает своему крестнику Джонни Фонтейну. В фильм попала естественная реакция актера, не ожидавшего физического воздействия. Кстати, считается, что образ Джонни списан с Френка Синатры, хотя создатели фильма отрицают их сходство.
Марлон Брандо является эталоном актерского мастерства для большинства современных актеров. Однако на съемках "Крестного отца" он даже не заучивал свои слова, а читал их с табличек за кадром.
В историю киносимволизма "Крестный отец" вошел благодаря апельсинам - каждый раз, когда они появляются в кадре, они предвещают скорую смерть члена семьи Корлеоне.
Сцена, где Сонни избивает мужа Конни снималась на протяжении 4 дней. Было снято более 700 дублей. Для сравнения все сцены свадебной церемонии были сняты всего за 2 дня.
Эпизод, где на экране представлены газетные заголовки о войне мафиозных семей создан Джорджем Лукасом. Для создания этого коллажа он использовал реальные фото преступлений.
В фильме снялась почти вся семья Френсиса Форда Копполы: его сестра Талия Шайр играет Конни Корлеоне, мать появляется в ресторанном эпизоде, отец в газетной фотонарезке (также он выступил одним из композиторов ленты), двое сыновей появляются в эпизоде драки Сонни и Карло, а дочь София Коппола - это ребенок, которого крестили в церкви.
Фраза "Я сделаю ему предложение, от котрого он не сможет отказаться" занимает второе место в списке самых цитируемых. Первое место занимает фраза "Честно говоря, дорогая, мне наплевать" из "Унесенные ветром" 1939 г.
Музыка, которая сегодня неизменно ассоциируется с итальянской мафией, была написана Нино Рота. Вот несколько бессмертных и узнаваемых с первых аккордов композиций:
Время действия фильма - 1945-1955 годы.
За роль в фильме Аль Пачино получил всего 35 тыс. долларов (столько же получили Джеймс Каан и Дайан Китон). Однако за съемки в продолжении актер получил уже 600 тыс. долларов и 10 % от проката.
Хотя роль Конни Корлеоне является далеко не центральной в фильме, именно события из ее жизни символизирую три этапа развития истории - сначала свадьба, затем крещение ребенка и под конец смерть ее мужа и известие, что убийство заказал ее брат Майкл.
"Крестный отец" - редкий случай, когда оригинальная режиссерская версия оказалась короче той, которая в итоге вышла на киноэкраны. Коппола изначально смонтировал фильм длиной в 2 часа и 6 минут. По инициативе продюсера к ленте добавили почти 50 минут времени, раскрывающих взаимоотношения внутри семьи Корлеоне.
Марлон Брандо и Роберт Де Ниро долгое время были единственными актерами, выигравшими Оскар за исполнение одного и того же персонажа - Дона Вито Корлеоне. Конкуренцию им составили лишь Хит Леджер и Хоакин Феникс, получившие награды за исполнение разных версий Джокера.
Церемония Оскар, оказавшаяся триумфальной для "Крестного отца", проходила с несколькими скандалами. Аль Пачино бойкотировал церемонию, так как был оскорблен тем, что несмотря на то, что именно он находится большую часть времени на экране, его номинировали как "актера второго плана". А вместо Марлона Брандо, также не присутствовавшего на церемонии, на сцену поднялась индианка - она от имени актера отказалась получать награду и выступила с обвинительной речью против притеснения киноиндустрией коренного населения страны.
"Крестный отец" 1972 г. стал частью массовой культуры и во многом определил восприятие мировым сообществом устройство гангстерских и мафиозных группировок. Лента превратилась в трилогию - в 1974 г. вышла вторая часть, которую многие считают даже превосходящей первую. В 1990 г. Коппола выпустил третью частью, однако она оказалась намного слабее предшественников и получила много критических отзывов.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )