Не спорю, что смерть отважного воина, справедливого и преданного сына (такой образ старшего наследника падишаха я увидела на экране) не может не вызывать бурю негативных эмоций в адрес тех, кто был причастен к гибели шехзаде.
Все мы прекрасно знаем, что на протяжении долгих лет Хюррем враждовала не только с Махидевран, но и с Мустафой, считая его опасностью для своих детей. И это понятно, т.к. в случае восшествия на престол, Мустафа должен был бы казнить своих братьев и их потомков. Мы можем только гадать о том, сохранил бы старший сын султана, сложись все по-другому, жизни своим братьям. Мне лично кажется, что даже если бы сохранил, то Махидевран позаботилась бы о том, чтобы убрать остальных претендентов на трон Империи.
Но мы сейчас не об этом, а о виновниках, а точнее виновнице казни Мустафы. Итак, Хюррем добилась своего - Мустафа казнен. Жестокий приказ Сулеймана, вынесенный на сфабрикованное Хасеки и ее сподвижниками обвинение, не оставил шехзаде ни единого шанса. В результате все обвинили супругу повелителя и были правы. Но! Ругая Хюррем (я сейчас больше о зрителях), мы почему-то забываем о Мехмеде – старшем сыне султанши и Сулеймана, которого отправила на тот свет именно Махидевран.
Мать Мустафы, ровно также как и Роксолана, пыталась устранить соперников «по трону» для ее сына. Понятно, что начала она со старшего отпрыска падишаха и славянки, которого и сам Сулейман уже видел будущим правителем. Ведь именно Мехмеда он брал в походы, назначил наместником в особо важный санджак и т.д. Все было слишком критично для Махидевран, а потому женщина приняла решение уничтожить того, кто в будущем мог уничтожить ее Мустафу.
При этом не стоит забывать, что Махидевран первая объявила «войну» молодой наложнице Александре, заставив последнюю играть по навязанным и жестоким правилам гарема. Махидевран первой лишила Хюррем ребенка и взяла на себя этот страшный грех. Не спорю, что смерть Мехмеда не выглядела такой же душераздирающей, как смерть Мустафы. Но мне кажется, что умирать от болезни так же неприятно, как и быть убитым палачами. В обоих случаях шехзаде простились жизнью. В обоих случая их смерти окрасили кровью руки султанш.
И именно поэтому, я считаю, что не стоит так уж клеймить Хюррем. Она сделала ровно тоже самое, что до нее сделала Махидевран, но вот последнюю мы почему-то не ругаем, а лишь жалеем. Хотя Хюррем, потеряв сына, так же лишилась частички своего сердца. Да, у нее были еще дети, а потому ее горе было не так воспринято зрителем, но ведь для матерей дети равны, и боль за каждого ребенка одинаковая.
Я не защищаю Хюррем, но все же считаю, что действовать по-другому она не могла. Вспомните сцену, где узнав о казни шехзаде, султанша плачет в своих покоях и вспоминает о разговоре с Мустафой. Тогда она говорила ему о том, что так сложилось, и судьба развела их по разным берегам, а потому они не смогут ужиться, но если бы все было по-другому, то она бы не причинила ему вреда. Хюррем плачет, потому что ей действительно жаль Мустафу, как человека, как ребенка, взросление которого проходило у нее на глазах. Ей тяжело, что именно она виновата в его смерти, и она это признает. Однако она не могла поступить по-другому, потому что именно Мустафа и его мать были прямой угрозой ей и ее детям. А по законам того времени существовал жестокий принцип «Или ты убьешь, или тебя убьют!»
Мне лично жаль обоих шехзаде. И я одинаково считаю виноватыми и Махидевран и Хюррем. В войне за власть они уничтожили действительно достойных представителей династии Османов.
А как считаете Вы?