Найти тему
a@grain.club

Онлайн-обучение - свершившийся факт нашей жизни

Весной 2020 года мы стали свидетелями и участниками самого масштабного эксперимента в сфере образования. Пандемия перевела учеников и учителей на “удаленку”, и наглядно показала - онлайн-обучение это не просто тренд современности, а свершившийся факт нашей жизни.

Но готовы ли российские школы к обучению в цифровом формате? Что показали дистанционные уроки?

Готовы ли российские школы перейти на дистанционную форму обучения

Весенний переход на онлайн-обучение был скорее технологическим, чем методологическим и никоим образом не свидетельствовал об успешной цифровизации образования.

В школах отсутствует системный подход к работе по цифровизации - большая часть педагогов никогда не работала на вебинарных или образовательных сервисах.

Недостаточно методик онлайн-обучения, цифрового учебного контента, не у всех педагогов есть необходимая техника и доступ к интернету, не достает и мотивации к изменениям.

Поэтому недостаточно перенести традиционный класс в цифровую среду - меняться надо, в первую очередь, преподавателям. Долгое время они воспринимали повышение квалификации как формальность, не имеющую реальное отношение к учебному процессу. Пандемия все изменила - ради сохранения профессии педагоги осознали, чтобы сохранить себя в профессии им придется вновь сесть за парту.

Удаленное обучение показало, что персональные компьютеры имеют менее 70% российских семей, причем, во многих семьях ПК один и время работы на нем приходится делить на несколько детей. Ограничивает возможность получить онлайн-образование и отсутствие доступа к Сети (около 20%) в отдаленных регионах страны.

Из-за недостаточной подготовленности к цифровизации и отсутствия у большинства опыта онлайн-обучения у многих сложилось мнение, что дистанционное образование это мучение и для родителей, и для детей, и для учителей. И это в корне неверно. Уже в ближайшем будущем нас ждет самое важное и интересное.

Давайте посмотрим, как обстоят дела с дистанционным обучением в США и Канаде - странах, где многие ученики начинали учиться на удаленке еще в 1979 года.

Хоумскулинг в США и Канаде

Американские и канадские исследователи накопили обширную статистику социологических исследований, посвященных домашнему образованию - хоумскулингу. Эти данные позволили проследить рост числа приверженцев домашнего обучения и выявить различия в уровне подготовки хоумскулеров и “школьных” детей.

Американцы и канадцы давно не считают home school - домашнее образование, экзотикой или чем-то из ряда вон выходящим. Количество хоумскулеров растет из года в год - от 50 тысяч в 1985 году до 2,3 миллиона в 2016. В последнее время все больше детей и родителей выбирают дистанционный формат обучения. Ежегодно поток хоумскулеров увеличивается на 8 процентов.

Среди приоритетных мотивов перевода ребенка на домашнее обучение лидируют:

● возможность привить ребенку свою семейную систему ценностей;

● лучшие академические показатели;

● возможность оградить ребенка от негативного влияния сверстников (ранний секс, алкоголь, наркотики);

● щадящий режим.

Нельзя отметать и вопросы безопасности - случаи издевательств над детьми и криминальных перестрелок в учебных заведениях, увы, не редкость.

Академические успехи “домашних” детей

Американские исследователи для оценки уровня знаний хоумскулеров и обычных школьников провели тесты базовых умений. Их результаты наглядно подтвердили - уровень знаний “домашних детей” гораздо выше школьников государственных учреждений и даже учеников частных школ.

Интересный факт - качество знаний хоумскулеров не зависит от того, есть ли у мамы или папы диплом учителя. В то же время у детей, родители которых имели высшее образование, результаты тестов значительно лучше, чем у детей родителей с образованием не выше среднего.

Фундаментальную подготовку “домашних” детей отмечают приемные комиссии вузов. С 2000 по 2004 год количество вузов, имеющих формальную процедуру по оценке знаний хоумскулеров, увеличилось с 50 до 83%. К 2020 году такую процедуру предоставляют более 90% вузов.

Хоумскулерам радие университеты США и Канады. Преподаватели отмечают, что помимо отличных знаний, “домашние” ученики обладают важными качествами, которые редко встречаются у выпускников государственных школ - любопытство, мотивация и ответственность за свое обучение.

Исследование российского рынка

По данным исследования рынка онлайн-образования в России пока только 8% родителей готовы к формату домашнего обучения ребенка. Около 60% родителей допускают, что возможно их ребенок будет учиться онлайн.Среди школьников желающих получать онлайн-образование значительно больше.

В сложившейся ситуацией с пандемией EdTech (образовательные технологии) - наиболее приемлемый выход как для школьников и учителей, так и для государства. Кстати, государство очень заинтересовано во внедрении EdTech. Это поможет решить одну из застарелых проблем среднего образований - увеличить число малокомплектных школ. Считается, что основную роль в этом может сыграть частный бизнес, в том числе и с привлечением онлайн-технологий.

Таким образом, в условиях стремительного распространения онлайн-образования индустрия EdTech имеет хорошие перспективы роста, а дополнительное школьное образование - один из самых перспективных сегментов.

Автор: Oleg Kohl

P.S.
На нашей платформе вы сможете создать курсы, школу или даже университер -
https://edu.grain.club/