Полевая запись или Field recording - это запись звуков в естественной среде их обитания, особая область, которой занимаются музыканты, звукорежиссеры, фольклористы, антропологи, акустики, экологи разные исследователи звука, поэты, репортеры и многие другие.
Это явление возникло практически сразу, как появилась звукозаписывающая техника. Томас Эдисон, говорил, что его изобретение, первый в мире аппарат записывающий и воспроизводящий звук - фонограф, нужен для того, чтобы делать аудио-фотографии, записывать голос или звук на память, как снимок. Людей пугала эта инновация, так как никто не мог понять, как голос смог отделиться от человека.
Пьер Шеффер
В дальнейшем техника активно развивалась, появлялись новые, все более качественные и удобные устройства для фиксации звука. И конечно, эта техника привлекла массу исследователей и музыкантов. Например, орнитологи записывали голоса птиц для дальнейшего их прослушивания и изучения, фольклористы стали организовывать экспедиции в старые деревни и поселения для фиксации народного пения. Многие записывали звук преследуя различные цели. Не прошли мимо и композиторы.
Музыка 20 века полна различных экспериментов со звуком, в том числе и с записанным. Так, французский композитор и инженер Пьер Шеффер стал делать записи окружающей среды, собирать их в звуковые коллажи, соединять различные записи в одном треке, экспериментировать с магнитной пленкой. Своей музыке он дал название - конкретная музыка. Термин «конкретная» указывает на то, что музыкант имеет дело с конкретными записанными звуками и на философию слушания музыки такого типа - без отсылки к источнику, то есть слушания конкретного звука, не думая о том, что явилось его причиной.
Будучи студенткой музыкального училища, примерно, 2008 году, мы проходили Пьера Шеффера по истории зарубежной музыки. Там и случилось мое первое знакомство с полевой записью, как с материалом для музыкальной композиции. Хотя к тому времени, я уже два года проработала в кабинете народного творчества, разбирая и слушая архивы русского фольклора, сделанные в экспедициях студентами и преподавателями на бабинные магнитофоны в советское время. И слово «полевая запись» у меня ассоциировалась только с этим видом деятельности.
Звуковые экскурсии
Несколько лет спустя, после окончания училища и нескольких лет консерватории мне захотелось попробовать поработать с полевой записью самой. Это было связано с интересом к музыке 20 века, изучением ее истории и собственным творческим поиском. Я купила свой первый рекордер - это был zoom h4 (правда до этого у меня был диктофон olympus, но тогда я записывала лекции, концерты и музыкальные диктанты, не думая о чем-то большем. Ну и конечно все мы в детстве занимались записью на кассетные магнитофоны имея возможность делать различные преобразования записи, типа замедления, ускорения или реверса). Первое впечатление от устройства было поразительным. Я просто ходила и слушала все через встроенные микрофоны и удивлялась, что человеческое ухо не слышит половины того, что происходит вокруг. Было ощущение, что мне в слуховой проход встроили усилители.
Поэтому я организовала «звуковые экскурсии», подключив к своему рекордеру радиосистему с наушниками. Мы ходили по городу небольшими группами и слушали окружающую среду через микрофоны рекордера и иногда через пьезодатчики, параллельно я могла обрабатывать звук встроенными в рекордер эффектами и превращала field в live.
Пару лет я работала с этим устройством, делала архивы звуков, создавала коллажи, проводила экскурсии, участвовала в разных звуковых проектах, где нужны были полевые записи, придумывала собственные проекты. Однажды, я забыла извлечь батарейки из отсека рекордера и они окислились. Рекордер перестал работать.
Друзья
Так у меня появился новый рекордер - zoom h5. Но почему-то, записывая на него, я стала обращать внимание на какой-то шип. На всех записях присутствовал высокочастотный шум, который сводил меня с ума. Я стала переслушивать старые записи, которые были сделаны на zoom h4, там тоже был этот фон. Очень хотелось добиться кристально-чистой записи без присутствия электрических и механических шумов устройства, но везде шумели некачественные предусилители моих зумов.
Чистить полевые записи от этого фона практически бесполезно, так как в field-материале важен весь спектр звуков, а обрезая какие-то частоты, нарушается общая картина. И даже очень мощная программа Izotop, которая может очистить и восстановить любой аудио-материал не совсем подходит для обработки полевых записей.
Я поняла, что мне необходим хороший рекордер, качественные микрофоны, бесшумный кабель и тогда, я приближусь к желаемому результату.
Третий мой партнер был Marantz PMD-706. Я его купила вместе с кардиоидным микрофоном Fame single. Это устройство продержалось у меня не долго, так как шип на записях все равно присутствовал, хоть и в меньшей степени. Этот рекордер лучше зумов серии h, он гибче, имеет больше настроек, больше каналов и возможностей. Но предусилители шумят и с этим ничего не поделать.
Я его продала и стала думать о следующем друге. Конечно, главная проблема - это маленький бюджет из-за которого ты покупаешь не то что хочешь, а то что можешь. Или еле-еле можешь. Если бы у меня была возможность, то я бы не раздумывая купила рекордер Sound Devices, например, с разными микрофонами высокого класса. Но за неимением денег и при всей моей обиде на zomm, я решила попробовать zoom f4. Купила к нему маленькие всенаправленные микрофоны LOM, пару микрофонов Fame, мини-пушку AKG и качественный кабель. Сейчас - это мой основной комплект для звукозаписи. Конечно, он не идеалаен. И рекордер все равно производит шип, но не такой сильный. Настройки устройства, качественная коммутация и хорошие микрофоны позволяют снизить уровень ненужного шума и сделать запись более качественной.
Я стала проще относиться к шумам и помехам, к задуваниям ветра и самой звукозаписи. Конечно, есть какие-то кино-стандарты, где звук должен быть большим и выпуклым, кристально-чистым и тембрально-насыщенным. Делая простую полевую запись, я скорее хочу передать, то что есть, а не «как в кино». А иногда реальность и есть белый шум. Нужно просто услышать как звучит окружающее пространство. А потом писать. И понять, какая цель у этой записи. Ведь иногда электрические и механические шумы могут украшать ее, а не только портить. Рекордер нужно покупать исходя из цели. Каждому рекордеру найдется хозяин. Кто-то пишет звук для Голливуда и там свои высокие стандарты, кто-то занимается глитч-артом и ему нужен цифровой рекордер, который трансформирует реальность в странные помехи, кому-то нужна кассета, а кому-то бинауральные микрофоны. Сейчас у нас есть масса возможностей писать так как мы хотим и что хотим. И это хорошее время.
Специально для SetUpStore поделилась опытом Марина Карпова - композитор.