6 августа 1915 года в ходе Первой мировой войны при обороне крепости Осовец на Восточном фронте после немецкой газовой атаки около полусотни русских солдат 13-й роты 226-го Землянского полка в отчаянной контратаке смогли опрокинуть наступавшие германские батальоны.
Небольшая русская крепость Осовец являлась важным пунктом обороны западных рубежей Российской империи, она располагалась на реке Бобра у местечка Осовице (ныне Польша) западнее города Белосток. Построенная в 23 км от тогдашней границы с Восточной Пруссией, она предназначалась для обороны стратегического коридора между реками Неман и Висла — Нарев — Буг и «запирала» железнодорожный и шоссейный пути на Белосток.
Первые попытки штурма Осовца были предприняты немецкими войсками в сентябре 1914 года, когда 40 батальонов ландвера (немецкое ополчение) попытались взять крепость с ходу. Попытка провалилась, и стороны были вынуждены перейти к позиционной войне.
В июле германская армия начала широкомасштабное наступление, и в её планах было окончательно взять всё ещё непокоренный Осовец. Сюда было стянуто 14 батальонов пехоты, еще несколько десятков тяжелых осадных орудий и 30 батарей отравляющего газа.
Именно отравляющие вещества (в данном случае — хлор) при мощной артподдержке было решено использовать при взятии крепости. Кстати, применение отравляющих веществ было ещё в новинку для воюющих сторон, поэтому средств защиты у них практически не было.
При отсутствии каких-либо эффективных средств защиты у защитников крепости результат газовой атаки оказался сокрушительным: 9, 10 и 11-я роты Землянского полка выбыли из строя полностью, В крепости из строя выбыло свыше 1 600 человек, в целом весь гарнизон получил отравления.
По расчетам немецких командиров, мало кто из русских мог остаться в живых после такого. Сопротивления после подобной подготовки никто не ожидал.
Однако немцы двигались слишком быстро — их передовые подразделения попали под собственные газы. Воспользовавшись их задержкой, остатки русской артиллерии — 12-й роты у центрального редута — сумели открыть огонь по противнику.
В этот момент комендант крепости генерал-лейтенант Николай Бржозовский приказал контратаковать в штыки «всем, чем можно». Исполняя приказ, навстречу наступающим немцам встали умирающие русские пехотинцы
Увидев приближающихся вдоль железной дороги «живых мертвецов», германские пехотинцы из 18-го полка, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на проволочных заграждениях. Сам Котлинский во время атаки погиб.
В это же время подошедшее подкрепление разблокировало центральный редут и выбило противника на исходные позиции. К 8 часам утра все последствия немецкого прорыва были ликвидированы. К 11 часам утра прекратился обстрел крепости, что явилось формальным окончанием неудавшегося штурма