Найти в Дзене
Max Doom

Кристофер Нолан. Золотая середина.

В наше время существует две крайности режиссера. Большой ребенок. Все бабахает, взрывается, актеры на диком пафосе. Музон долбит вам в уши настолько мощно, что хочется самому встать и отправится начистить кому-нибудь хлебало. Сумасшедшие монтажные склейки и постоянное движение. Сюжет в таких случаях служит исключительно оправданием к действию или поводом сказать какую-нибудь мотивационную речь, если кому-то из героев стало грустненько. иЧисто летний блокбастер, на котором можно расслабится и поугарать с друзьями. Экзистенциальный повелитель артхауса. Подобных творцов вычислить очень просто. Все медленно. Очень медленно. Сюжет так же ползет с грациозностью улитки. Бесконечные паузы в диалогах, томные взгляды героев и грустная скрипочка на фоне. А если в мире фильма люди вообще не знают, что такое солнечный свет и с чем его едят – это еще лучше. У нас тут серьезное искусство для больших мальчиков, а не детский сад. Что? Вы не поняли глубочайшее высказывание под тремя слоями философии,

В наше время существует две крайности режиссера.

Большой ребенок. Все бабахает, взрывается, актеры на диком пафосе. Музон долбит вам в уши настолько мощно, что хочется самому встать и отправится начистить кому-нибудь хлебало. Сумасшедшие монтажные склейки и постоянное движение. Сюжет в таких случаях служит исключительно оправданием к действию или поводом сказать какую-нибудь мотивационную речь, если кому-то из героев стало грустненько. иЧисто летний блокбастер, на котором можно расслабится и поугарать с друзьями.

-2

Экзистенциальный повелитель артхауса. Подобных творцов вычислить очень просто. Все медленно. Очень медленно. Сюжет так же ползет с грациозностью улитки. Бесконечные паузы в диалогах, томные взгляды героев и грустная скрипочка на фоне. А если в мире фильма люди вообще не знают, что такое солнечный свет и с чем его едят – это еще лучше. У нас тут серьезное искусство для больших мальчиков, а не детский сад. Что? Вы не поняли глубочайшее высказывание под тремя слоями философии, длинных операторских планов и набором визуальных образов? Боже мой! Выгоните это мерзкое быдло из зала! Еще и этот тошнотворный запах сырного попкорна! Вон! И это довольно большая проблема. Ты либо смотришь аттракцион, который выветрится из головы уже минут через 10 когда покинешь кинотеатр, либо смотришь 4-х часовую чернуху с серым цветокором про очередную несчастную семью, проживающую в какой-то помойке и бесконечно лить философскую водичку.

-3

И что же делать? Как быть, если и гыгыгать не хочется и звать своего друга филолога-сценариста тоже, чтобы он пояснил, о чем сцена, в которой мужик мочится в туалет целых 10 минут под трепетный проигрыш пианино?

А такой человек есть. И он уже в деле 20 лет. Кристофер Нолан.

Да-да. Тот самый мужик, возродивший Бэтмена из позора конца 90-х. Бэтмен снова стал знаковым героем, а новая мрачная реалистичная трилогия стала воистину знаковой штукой в кинематографе. Один джокер в темном рыцаре чего стоит. В один момент Нолан породил довольно условный жанр – интеллектуальный блокбастер.

Подобные фильмы отличаются тем, что дают зрителю передышку от экшена. Но передышка не для того, чтобы послушать сальные шуточки, а узнать новую информацию о мире, его правилах и персонажах. Диалоги могут позволить себе быть куда более содержательными и разноплановыми.

-4

Возьмем, например Начало. Типичная история про ограбление. Команда крутых спецов собирается провернуть очень сложное и опасное дело, которое может закончится плачевно для всех. Плюс ко всему главный герой заявляет, что он устал от всего этого дерьма и это будет его последняя песня. Банальнее затравки про ограбление и придумать нельзя. Вторичное скучное говнище. Но Нолан добавляет одну маленькую деталь – путешествие по снам.

Охота идет не столько за деньгами (хотя они тоже играют в таком бизнесе роль), сколько за информацией, обитающей в глубинах сознания клиента. А это в свою очередь открывает огромные возможности с точки зрения постановки. Ведь во снах происходит много всякой наркоманской херни, постоянные деформации окружающего мира, странные символические образы. Вся фабула обрастает довольно приятным и визуальным и сюжетным жирком. Нолан отлично балансирует между артхаусом и зрелищностью боевиков. Он дает зрителю пищу для размышлений, но и дает время заценить креативную постановку экшен-сцен. При этом боевка Нолана не цветасто – шумная, а довольно осязаемая с брутальными нотками. Удары и вес оружия чувствуется. А такие штуки хорошо вовлекают зрителя в мордобой или погоню. Тематика снов и подсознания дает дорогу глубоким и нетривиальным историям, которыми постановщик и пользуется. В итоге мы имеем интересный специфический сеттинг, неплохую боевку и сюжет. Концовка которого, кстати, уже 10 лет не дает покоя фанатам.

Нолан решает и не только эту задачу. Многие артхаусные режиссеры на самом деле скрывают в своих фильмах самое обычное самолюбование: «посмотрите какой я умный, нетипичный творец! Пока мои туповатые коллеги снимают всякий шлак для масс, я рассказываю о вечном». В таких фильмах по сути ничего плохого нет. Творчество с высокой смысловой нагрузкой необходимо, чтобы люди не превратились в безликих потребителей и умели анализировать всю неоднозначность жизни. Но современные фильмы такого толка не учат думать или анализировать. Они вызывают скуку.

И вот Нолан выпускает свою первую большую работу. «Помни».

-5

Этот фильм трахнет вам мозг. Без шуток. Какая-то мешанина из кадров, случайных людей и непонятный мужик, смахивающий на жесткого торчка, пытающийся найти конкретного человека несмотря на то, что каждые несколько минут у него отшибает память. И вы вынуждены вовлекаться в происходящее на экране, чтобы превратить всю это хаотичное действо во что-то вменяемое, ибо Нолан чертяка путем магии монтажа пытается погрузить зрителя в голову человека, больного амнезией. Весь фильм – это, по сути, головоломка, участие в которой обязательно, если вы хотите прочувствовать все задуманное полностью.

Трилогия Бэтмена в представлении не нуждается. Даже спустя 8 лет DC едва подобралась к той планке, которая была задана еще в 2005 и устремилась в бесконечность благодаря 2 части и джокеру. Позже закрепив успех 3 частью. Это образцовые нуар-боевики, которые войдут в историю.

-6

Интерстеллар, Престиж, Дюнкерк – все эти никого не оставили равнодушными. Временами режиссера ругают именно за то, за что я его хвалю, а именно за то, что он претворяется уникальным творцом, на деле создавая вполне обычные боевики. Ну отчасти это верно. В том же Интерстеллере Нолан откровенно заигрался со всеми этими черными дырами и параллельными измерениями.

В целом Нолан крайне талантливый режиссер, но гений. В его фильмах есть над чем подумать, есть классные постановочные моменты, прекраснейшая музыка Ханза Цимера, хорошие работы актеров, но ты не чувствуешь, что внутри головы после просмотра взорвалась бомба. Это приятные фильмы, которые крепко держат баланс между зрелищем и умом.