Найти тему

Две «Кармен» Алёны Косторной, или Путешествие старой программы в новый тренерский штаб

В этой статье не будет альтернативных версий музыки к программам ФК, но о постановке под другую музыку речь всё же пойдёт. А также о старой программе на новый лад.

Как только стало известно об уходе Алёны Косторной от Этери Тутберидзе, в Сети резко поднялось бурное осуждение обсуждение, что фигуристка якобы заберёт с собой уже поставленные программы. И, хотя Евгений Плющенко давно объявил о полной замене постановок для Косторной, версии об унесённых ветром программах до сих пор продолжают всплывать в комментариях к любым публикациям об Алёне.

Но эти обвинения выдвинуты заочно и на данный момент беспочвенны, а вот реальные прецеденты в фигурном катании, когда новый тренерский штаб оставлял программы штаба предыдущего, не единичны. Получается, в самом факте использования старых программ, на которые выделяется финансирование фигуристу, нет ничего «противозаконного», иначе такие случаи просто не встречались бы.

  • Например, Елене Радионовой тренер Е. Буянова в сезоне 2017–2018 оставила короткую программу на музыку Дж. Гершвина (постановщица Ше-Линн Бурн), созданную в период сотрудничества фигуристки с И. Гончаренко.
  • Одиночник Георгий Куница (с апреля этого года ушедший в парное катание) переходил к Этери Тутберидзе прямо посреди сезона 2018–2019 с постановками штаба А. Шубина (обе соревновательные программы).

Но сейчас давайте заглянем в историю показательного номера «Кармен», исполненного Алёной Косторной в рамках гала-концерта юниорского чемпионата мира (ЮЧМ), проходившего в Болгарии в 2018 г.

Для тех, кто не следил за Косторной по юниорам, кратко напомню, что сезон 2017–2018, который Косторная провела под руководством Тутберидзе, оказался для неё очень успешным. Она занимала первые и вторые места в серии Гран-при, была бронзовым призёром чемпионата России. Не стал исключением и юниорский чемпионат мира, где Алёна Косторная завоевала серебро. Соответственно, в связи с заслуженным приглашением на гала, требовался номер для показательных выступлений.

Но юниоры Тутберидзе традиционно катают на гала-концертах короткие программы предыдущего сезона, как было с победительницей ЮЧМ-2018 Александрой Трусовой. Однако у Алёны Косторной была особая ситуация, поскольку в сезоне 2016–2017 она ещё тренировалась у Е. Жгун. Поэтому в качестве показательного на гала-концерте ЮЧМ–2018 была представлена «Кармен» — старая короткая программа Косторной времён Е. Жгун.

Ужель та самая «Кармен»? Не совсем. Посмотрим, что изменилось.

1. Музыка. Редкая птица долетит до середины Днепра фигуристка (а также фигурист/пара/танцоры) не катала «Кармен» (и Юля Липницкая катала!). Впрочем, обыкновенно в ФК берут не оперу Ж. Бизе, а балетное переложение Р. Щедрина. Именно его использовала Е. Жгун для короткой программы своей ученицы Косторной. «Кармен-сюита» Ж.Бизе — Р.Щедрина состоит из 13 номеров. 3 из них вошли в музыкальное сопровождение:

  1. «Танец»,
  2. «Хабанера» («У любви, как у пташки, крылья»),
  3. «Сцена».

Эта музыкальная нарезка была целиком сохранена Э. Тутберидзе в теперь уже показательном номере ЮЧМ–2018.

2. Также оставлена схема расположения элементов (прыжки, вращения, дорожки на тех же местах).

3. Хореография. С хореографией всё немного интереснее.

В первой части показательной программы («Танец») сохранена хореография штаба Е. Жгун (+ ТШТ добавил связку с прыжком в продольный шпагат). Это хорошо видно на сравнительной видеозаписи.

Слева КП 2016-2017, справа показательный номер 2018.

Видоизменённые вращения есть в более ранней версии «Кармен» маленькой Алёны сезона 2015-2016.

Там же можно найти вот эту "фишечку".

-2

А вот со второй части показательного номера («Хабанера») начинается… хореография из «Adios Nonino», короткой программы Косторной сезона 2017–2018, поставленной Э. Тутберидзе. Причём продолжается всё это под музыку «Кармен». Такая комбинация несколько неожиданна, поскольку образы программ по идее разные.

В показательных номерах фигуристов часто используются отдельные «фишки» соревновательных номеров. Но обратим внимание, что дорожка шагов в «Кармен» и «Adios Nonino» абсолютно идентична. В научной среде это называется самоцитированием)) Это видно на записи.

Слева «Adios Nonino», справа показательный «Кармен».

Третья часть показательной программы «Кармен» («Сцена») скомпонована из фрагментов хореографии «Кармен» постановки Жгун (но вставлен бауэр).

Слева КП 2016-2017 (движения начинаются раньше), справа ЮЧМ-2018

Никаких хореографических изысков, придуманных специально для показательного номера «Кармен», не просматривается.

Подводя итог, заметим, что в показательной программе Алёны Косторной получился вот такой своеобразный гибрид – «Adios, Кармен» Э.Тутберидзе – Е. Жгун.

Однако нужно сказать, что со стороны Елены Жгун не было высказано никакого недовольства по поводу заимствования части её постановки другим тренером. Очевидно, доброе отношение к бывшей ученице у неё в приоритете над творческими амбициями и заботой об «интеллектуальной собственности».

В следующей статье будет опубликована альтернативная музыка к программе "Adios Nonino". Подписывайтесь на канал, делитесь впечатлениями. Просьба поддерживать доброжелательную атмосферу по отношению ко всем спортсменам в комментариях.