Большинство представителей малого бизнеса в России имеют статус индивидуального предпринимателя. С ним можно осуществлять любые виды деятельности на любой системе налогообложения.
Наиболее распространено применение ИП упрощенной системы налогообложения (УСН) и ЕНВД (Единый налог на вмененный доход), который совсем скоро канет в лета (тотальная отмена этого налогового режима с 2021 года).
- Когда я получаю статус ИП, я становлюсь юридическим лицом?
- Статус ИП присваивается физическому лицу. По гражданскому законодательству ИП не приравнивается к юридическому лицу. Путаница в терминологии возникает из-за того, что многие обязательства у вас будут схожи с обязательствами юридических лиц (соблюдение финансовой дисциплины, сдача отчетности, правила привлечения наемного труда и т.д.).
- Я слышал, что когда приобрету статус ИП, мне нужно будет платить какие-то постоянные платежи. Так ли это?
- Зарегистрировавшись в статусе ИП, вы «становитесь на счетчик» в Пенсионном фонде. С момента регистрации вы должны будете уплачивать страховые взносы за собственное пенсионное (ОПС) и медицинское страхование (ОМС). Их размер меняется с каждым годом.
На 2020 года размер взносов следующий:
- на ОПС – 32.448 руб. в год;
- на ОМС – 8.426 руб. в год.
Если ваш доход за год превысил сумму в 300.000 рублей (имеется в виду величина поступлений на расчетный счет), то с суммы превышения вы должны заплатить еще 1% на ОПС.
Величина взносов не зависит от того, в каком регионе вы осуществляете деятельность. Он един для всех ИП.
Если вы зарегистрировались в середине года, или наоборот, утратили статус ИП, то взносы пересчитают! Вы платите их только за период, когда юридически находились в статусе ИП.
При этом если вы совсем не работали, не получали доход, вообще – забыли, что зарегистрировались как ИП (представляете, в моей практике таких случаев – просто тьма!), то взносы никто не отменит! Вам придется их заплатить. За каждый год работы. С учетом сроков исковой давности.
О том, как грамотно управлять платежами по взносам, я обязательно расскажу в следующих статьях.
- Правда ли, что деньги от бизнеса я смогу тратить, как захочу?
- Доходы, полученные в рамках деятельности ИП, вы можете тратить по своему усмотрению. Можете направить их в свой бизнес. Можете потратить на личные цели. Можете рассчитываться безналичными средствами, а можете снять в банкомате «бумажные» купюры. Что нужно иметь в виду:
- Как правило, ИП имеет расчетный счет. Если вы применяете ОСНО или УСН с объектом «Доходы минус расходы», вы обязаны вести раздельный учет расходов, направленных на личные и предпринимательские цели. Поэтому таким ИП я рекомендую выводить полученные доходы на карту физического лица. То есть вы делаете перевод со своего счета ИП на свою карту ФЛ (конечно, предварительно ознакомившись с комиссиями вашего банка на такие операции). И уже со своего личного счета оплачиваете все, что нужно.
- Если необходимость вести раздельный учет расходов нет, или ваш бизнес пока что мал, и вы легко можете разделить понесенные расходы вручную, то вы можете осуществлять личные расходы прямо со счета ИП. Например, открыв бизнес-карту. Она привязывается к вашему расчетному счету. И вам не приходится переводить деньги со счета на карту. Это удобно и просто.
- Я искренне не рекомендую осуществлять переводы со счета ИП на счета физических лиц (которые не имеют статус ИП или самозанятого). То есть, когда вы переводите деньги со счета на свою карту – то тут проблем нет. Но стоит сделать такой перевод на карту «Соседа», как вы попадаете в зону риска. Потому что налоговая служба заподозрит, что вы оплатили физическому лицу за услугу или товар, а это значит, вы должны были заплатить с этой суммы страховые взносы (общая ставка 30%) и удержать НДФЛ (как правило, 13%). НО! В этой рекомендации есть исключение. ИП может осуществить такой перевод, например, в пользу супруги или другого близкого родственника с назначением платежа «На личные нужды». Согласно НК РФ переводы между близкими родственниками не попадают под обложение НДФЛ и взносами, если, конечно, это просто «миграция» средств, а не плата за услугу или товар.
- Я слышал, что ИП отвечают за свой бизнес всем имуществом. Так ли это? Может лучше открыть ООО?
- Наверное, это самое распространенное заблуждение. Да, вы, конечно, правы. Имущество личное ИП и физического лица – это одно и то же. Вы не можете зарегистрировать автомобиль на ИП. Потому что правилами предусмотрена возможность регистрации или на ЮЛ, или на ФЛ. Другого не дано. А ИП – это все-же ФЛ. И риски, связанные с бизнесом, в случае серьезных судебных разбирательств, полностью ложатся на ваши плечи. И, возможно, чтобы рассчитаться перед кредиторами, придется реализовать свое личное имущество.
Так в чем тогда заблуждение?
В том, что ООО никак и ничем не отвечает. Эта заезженная фраза «ООО отвечает по обязательствам только в рамках своего уставного капитала» или «Имущество собственников обособлено от имущества компании» давно не имеет ничего общего с реальностью.
Напомню, что минимально возможный размер уставного капитала фирмы составляет 10 тыс.руб. С «30» июля 2017 года в законодательстве о банкротстве появился такой термин как «субсидиарная ответственность» бизнеса. По сути это возможность взыскания долгов с учредителей, директоров и даже главных бухгалтеров (и иных должностных лиц) в случае, если компания рассчитаться по долгам не может. Так вот, субсидиарная ответственность не ограничена размером уставного капитала, она равна размеру долга перед кредиторами.
Я соглашусь, что в случае судебных разбирательств арбитражные процессы с участием ООО длятся намного дольше и процессуально сложнее, чем с участием ИП. И нюансов по привлечению должных лиц и учредителей к субсидиарной ответственности масса. Но все же вы должны понимать, что открытие ООО не укроет вас в полной мере от предпринимательского риска. И если вам нужно ООО только для этих целей, то задумайтесь, действительно ли вы получите, что хотите, от открытия юридического лица.
- Если я найму на работу физических лиц. Будут ли какие-то льготы по налогам или взносам, в сравнении с ООО?
- Нет, каких-либо выгод в этом случае нет. Размер взносов с заработной платы работников не зависит от вашего юридического статуса.
- ИП ведь не обязан вести учет?
- ИП не обязан вести бухгалтерский учет. А налоговый учет – обязан.
- Какие отчеты придется сдавать?
- Ответ на вопрос зависит от выбранной вами системе налогообложения. Рассмотрим этот вопрос подробнее в следующих разделах.
-Есть сложности в регистрации статуса ИП?
- На сегодняшний день в регистрации ИП нет никаких сложностей. Из документов потребуется только паспорт с пропиской и СНИЛС. Если вы решите регистрировать ИП самостоятельно, придется заплатить государственную пошлину в размере 800 рублей. И обращаться нужно в ФНС именно по месту прописки.
Я искренне советую вам обратиться за регистрацией статуса ИП в банк, в котором в будущем планируете обслуживаться. Банковские сервисы регистрации ИП очень удобные. Специалисты банка всегда помогут вам правильно выбрать нужные коды ОКВЭД (видов деятельности, которыми вы хотите заниматься). Основное преимущество: быстро, удаленно и без затрат на госпошлину! Ваше заявление на открытие ИП будет подписано электронно-цифровой подпись и направится в инспекцию по месту прописки (даже если зарегистрированы вы в Перми, а работать планируете в Санкт-Петербурге).
По срокам регистрация занимает не более 3 рабочих дней. Дополнительно банки обязательно предложат вам какие-нибудь «вкусные» условия РКО на несколько первых месяцев работы в их банке.
Не забудьте уведомить ФНС о выбранном специальном режиме налогообложения (можно подать заявление с документами на регистрацию или после в течение 30 дней), в противном случае придется работать на ОСНО (общий режим с НДС).
В общем, как видите, все не так страшно, как может показаться в первый раз. Главное – решиться на свое дело! И еще не плохо бы найти проводника в сферу бизнеса, кто всегда подскажет и направит на нужный путь. Это может быть «бывалый» предприниматель, или такой консультант, как я!
#delolegko #предпринимательство #какстатьип #малыйбизнес #регистрацияип #финансы