Житель Челябинска Дмитрий Корноухов семь лет проработал менеджером по продажам, ежедневно ходил в офис, а в свободное время занимался экстремальными видами спорта. Увидев фото сапов (водных досок) в журнале, он решил бросить надоевшую работу и запустить собственное производство. К следующему году компания планирует зарабатывать по 7–8 млн рублей в год и продавать половину изделий за границей. Редакция «Своего дела» узнала у предпринимателя, как основать стартап в Челябинске и выйти с ним на международный рынок
Столярка вместо офиса
Три года назад Дмитрий Корноухов, выпускник Южно-Уральского государственного университета, наткнулся в журнале на фотографии сапа — деревянной водной доски, которой можно управлять одним веслом. К тому моменту мужчина, которому был 31 год, семь лет работал менеджером по продажам и мечтал о запуске собственного дела. «Работать хотелось руками. Я устал от сидения в офисе, это было против моей натуры. Я давно увлекаюсь автогонками, дельтапланеризмом, люблю путешествия и экстремальные виды спорта», — пояснил предприниматель.
Анатомия бизнеса: как стартап из Челябинска покорил международный рынок
Сапами в Челябинске тогда никто не занимался, поэтому Дмитрий посчитал направление перспективным. В 2018 году, посоветовавшись с женой, он уволился из компании и снял в гаражном кооперативе помещение площадью 30 кв. м под столярную мастерскую. Для старта потребовались 12,5 тысячи рублей: 2,5 тысячи рублей пошли на аренду гаража, в 10 тысяч рублей обошлись пила и фрезер (станки для обработки дерева).
«У меня не было финансовой подушки. Я шагал в абсолютную неизвестность. Некоторое время жене пришлось одной поработать, деньгами поддержали семья и друзья»,
— рассказал Дмитрий
Опыта в столярном деле у Корноухова не было, поэтому около года он набивал руку на мебели. Клиентов искал через Avito и знакомых. Первый заказ предпринимателю сделала местная мебельная фабрика, которая по какой-то причине не успевала выполнить работу. Требовалось 30 детских стульев. Дмитрий изготовил всё в одиночку за месяц. Но получилось плохо, признается предприниматель, 15 тысяч рублей аванса пришлось вернуть. Следующий заказ, полученный от друзей, Корноухов выполнил успешно и за полки для ванной получил символические 3,5 тысячи рублей.
От стульев к сапам
В 2019 году Дмитрий оформил ИП и официально запустил компанию Mitrich Boats & Boards. Тогда же предприниматель по информации на англоязычных сайтах изготовил первый сап. Из-за выбранной древесины, липы, изделие получилось тяжёлым. Поэтому материал Дмитрий заменил на более лёгкую павловнию, распространённую на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Это растение Корноухов использует в работе и сейчас. Предприниматель заказывает древесину три-четыре раза в год у оптовой московской компании — единственного поставщика материала в России.
Сейчас в ассортименте четыре вида досок, которые различаются весом, размером и манёвренностью. Например, Yunga — самая лёгкая доска, популярная среди детей и девушек; Ayrton 14’ быстрее всех развивает скорость и подходит опытным сапбордистам. Есть также каяки — деревянные спортивные лодки.
25 000 ₽
стартовые вложения
2 000 000 ₽
инвестиции в проект
250 000–350 000 ₽
ежемесячные расходы
Источник: данные компании
Всего за 2019–2020 годы компания продала 13 сапов и три каяка. Продукция изготавливается в мастерской площадью 100 кв. м, куда предприниматель переехал из гаража в прошлом году. Для производства сапов требовалось сухое пространство, а предыдущее помещение не отапливалось. Новую мастерскую Дмитрий разделил: одну часть отвёл под столярку, а другую под лакокрасочную комнату. Расходы на аренду, оборудование и материалы составили 2 млн рублей. Эти деньги в проект вложили два челябинских инвестора.
Вместе с Дмитрием над проектом работают четыре человека, в том числе двое его друзей, Евгений Красновид и Никита Адимов. Первый помогает в столярной, второй взял на себя маркетинг. «В мае 2019 года я вернулся в Челябинск после полутора лет в Москве, бросив хорошую работу в ивент-сфере. Пару месяцев намеренно сидел без работы и ни о чем не думал. На одной из наших дружеских встреч Митяй рассказал о своих сложностях, в основном связанных с маркетингом и продвижением. У меня был некоторый опыт, и я решил помочь», — рассказал Никита. Ежемесячные расходы в компании с учётом аренды, закупки материалов и оплаты работы команды составляют 250–300 тысяч рублей.
Найти клиента
Борды изготавливаются вручную, поэтому стоят дороже, чем доски крупных зарубежных брендов, отмечает Дмитрий. Цены на сапы Mitrich Boats & Boards варьируются от 74,5 до 124,5 тысячи рублей в зависимости от модели. Для сравнения: на Amazon доску можно приобрести в среднем за 300–400 евро (25–35 тысяч рублей). В Челябинске изделия «Митрича» купить может не каждый, поэтому сапы приобретают в основном предприниматели, которые сдают в аренду инвентарь для водных видов спорта. Большинство частных покупателей — это жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Привлечением клиентов занимается Никита, используя таргетированную рекламу. По словам специалиста, компания тратит в 2–2,5 раза больше, чем если бы продавала массовый товар. Бренд также сотрудничает с инфлюенсерами. После рекламы у тревел-блогера Эльнара Мансурова за две недели команда получила около 10 запросов на сапы и вёсла. «Ожиданий по конкретным результатам у нас не было, потому что это первый опыт работы с блогером. Но началом мы довольны», — добавил Никита.
Заграничный чек-лист: как действовать при выходе на экспорт
Адимов планирует сочетать интернет-продвижение с офлайновыми мероприятиями: спортивными гонками. Какой эффект это даст, специалист пока не знает. В августе компания впервые после пандемии поедет на фестиваль — международный карнавал любителей сапсёрфинга «Фонтанка-SUP». В ежегодном заплыве по реке Фонтанке в центре Петербурга участвуют больше тысячи энтузиастов.
В карантин компания запустила два новых направления и теперь изготавливает предметы интерьера, в частности винные столики и лампы, и балансборды, которые разработала ещё до пандемии.
«Во время карантина балансборды оказались востребованы среди сёрфингистов, сноубордистов и сёрферов всех мастей. Благодаря этому направлению мы закрываем 70–80 % текущих расходов»,
— рассказал Корноухов
Пока дополнительные направления выводят компанию в ноль. Сапы пользуются сезонным спросом, поэтому прогнозировать продажи изделий сложно, пояснил Никита. Но к концу 2020 года Mitrich Boats & Boards планирует вывести производство сапбордов на самоокупаемость. Для этого потребуется изготавливать и продавать по 35–40 досок в год. В 2021 году предприниматели рассчитывают получить 100–120 тысяч долларов (больше 7–8 млн рублей) прибыли с продажи сапов, мебели и балансбордов.
Выход на экспорт
Осенью команда отправится на выставку Interboot в немецком городе Фридрихсхафене. Никита называет её крупнейшим событием в сфере водных видов спорта, там собираются спортсмены и дилеры, которые могут заинтересоваться изделиями компании. Поездка — часть плана по развитию экспортного направления. К весне 2021 года Дмитрий собирается продавать около половины изделий в Европе. По его наблюдениям, сапбординг за границей пока больше развит, чем в России.
Оттолкнуться от дна: как в школе фридайвинга адаптировались к карантину
Основным рынком «Митрич» выбрал Германию. Там оказалось больше интернет-запросов, связанных с сапами, чем в других европейских странах, например Италии. «У населения в Германии выше платёжеспособность, плюс в стране много озёр и рек, где можно кататься, станций проката», — пояснили в компании.
С февраля 2020 года организация провела несколько рекламных кампаний, рассчитанных на немецких клиентов. Одна обходится в среднем в 10 тысяч рублей. Весной Mitrich Boats & Boards получила два первых заказа на две доски и весло. Из-за пандемии изделия получилось отправить только в конце мая, после снятия жёстких карантинных ограничений.
74 500 ₽
минимальная цена сапа в России
173 000 ₽
цена сапа для клиентов из Германии
10 000 ₽
средняя стоимость рекламной кампании в Германии
Источник: данные компании
Дмитрий признается, что цены на сапы для зарубежных покупателей выше, чем для российских. Клиенту из Германии он обойдётся в 2 тысячи евро (более 173 тысяч рублей). Это связано с расходами на доставку.
Пока предприниматели работают над пятью новыми изделиями. На завершение работы и доставку сапов в Германию уйдёт минимум три недели. Поэтому команда приостановила рекламную кампанию, чтобы запустить её в сентябре в преддверии нового, весеннего сезона. Никита поясняет, что клиенты готовы заплатить 50-процентный аванс в сентябре или октябре и пождать сапов до марта, когда предприниматели привезут изделия в Германию. Доставка сапов обходится в 700 евро (больше 60 тысяч рублей). Чтобы сэкономить, партнёры повезут изделия сами на машине, собрав партию из 15–20 штук.
«Мы приостановили рекламную кампанию ещё и потому, что нам не хотелось провести в мастерской всё лето. Путешествие в Питер займёт 8–10 дней, мы едем на машине с остановками на Волге, заедем в Карелию и посетим с сапами ещё несколько классных мест. А вернувшись, снова примемся за работу», — рассказал Адимов.