В библеистике в 19 и 20 веке популярным было мнение, что христианство, которое мы знаем, является проектом апостола Павла. Даже специальный термин придумали - павлианство, или павлинизм. Так ли это?
Апостол Павел действительно сильно повлиял на христианство. Он основал множество церквей по всему античному миру. Христиане Греции считают именно Павла основателем их поместной церкви. В каноне Нового Завета всего 27 книг, 14 из них - послания апостола Павла.
Павел не был учеником Иисуса Христа, он даже в чисто апостолов 70-ти не входил, однако именно его называют первоверховным апостолом вместе с апостолом Петром.
Сторонники теории павлианства считают, что Павел изменил учение не только Иисуса Христа, но и изначальное учение первых христиан. Этой точки зрения придерживаются мусульмане еще с 8 века, затем теорию павлинизма разделяли Томас Джефферсон, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Бертран Рассел и даже ряд библеистов. Но современная библеистика отвергает эту теорию. Почему?
Во-первых, христианство апостола Павла соответствовало уже сложившейся после Иисуса Христа христианской традиции. У Павла были временные несоответствия во взглядах с апостолом Петром и апостолом Иаковом из Иерусалимской церкви.
Однако никакой борьбы и никакого раскола не было со стороны Павла. Павел, как и все, сначала проповедовал о миссии Христа в синагогах, среди иудеев. Он обладал великолепными ораторскими способностями, поэтому церковь вооружилась его посланиями как образцами для исповедания веры.
У ранних христиан были несогласия по поводу проповеди христианства среди язычников. Но они не приводили к серьезной конфронтации. Независимо от Павла усилиями Петра церковь появилась в языческом Риме. Павел даже путешествовал в Римскую церковь, общался с тамошними христианами, писал им послания.
Во-вторых, теоретики павлианства утверждают, что Иисус Христос не был крупным проповедником, и что Павел взял на вооружение учение Христа и сделал из него мировую религию.
Однако у Иисуса Христа было много учеников, которые распространяли весть по всему миру. Сам Павел пишет, что Христос явился более пятистам человек. Когда апостол стал христианином, церковь уже существовала. Поэтому он основывал свои убеждения на уже сложившейся традиции.
О силе проповеди Христа свидетельствует факт, что про Иисуса Христа знали далеко за пределами Римской Империи, где проповедовал Павел. До сегодняшних дней на Востоке сохранилось арамейское христианство, не испытавшее влияния Павла, оно сильно походило на восточно-римское христианство. Затем сохранились древние восточные течения, типа мандаистов, которые чтут Иоанна Крестителя, а Иисуса считают лжепророком.
Были и те, кто не принял теологию апостола Павла. Они известны как эбиониты, но их идеи не были господствующими в момент перехода иудео-христианства в христианство вселенского типа.
Павел оказал существенное значение на христианство, но это не являлось созданием новой религии. Это было, скорее, развитие идей Христа. Нельзя забывать, что Павел сам был иудеем, он знал закон, знал священное писание. Апостол находился внутри этой традиции, как и другие апостолы. Он не мог совершить резкий отход от идей учеников Иисуса, ведь их влияние оставалось преобладающим.