Найти тему
MKG Albireo

Свободное владение языком

art by Ol Albireo
art by Ol Albireo

Моя методика преподавания языка имеет целью свободное владение языком. Свободное - это значит, что вы настолько хорошо понимаете структуру языка, что можете им пользоваться, как родным. Достигнуть этого можно сопоставлением структур родного языка и иностранного. Многие курсы и методики предлагают обычно отработку структур, последовательно, одной, другой. Например, сводных упражнений на всю грамматику не найти, да что там, на все времена и то не найти.

И вот разговорились мы тут с учеником, а он врач, докторская степень, он говорит, почему мы сразу всю структуру записываем? Вот я как привык учиться, вот ты учишься делать какой-нибудь разрез и отрабатываешь его до автоматизма, а потом учишь другой разрез. А тут почему так много?

Ему-то я рассказал, с ним-то мы поговорили, а потом задумался, что, может, он не один такой, ведь многие курсы языковые заточены именно под "один разрез", и решил написать про это.

А потому что язык это не хирургия. Во многих сферах жизни можно научиться делать "разрез" идеально и делать его всю жизнь. Просто всю жизнь. Ну, или выучить, через 10 лет второй. И стать лучшим в своем деле. То есть, многие сферы, они самостоятельные, они никуда не интегрированы. Но язык - дело другое. Выучить "до автоматизма" 30 слов из словаря Эллочки-людоедочки не сделает вас успешным в другой стране. Да, вы можете быть крутым специалистом, востребованным, как профессионал, но как человек вы всегда будете изгоем. Потому что с вами невозможно выстроить общение, вы же, как собачка. Ну поулыбались вам, ну, поулыбались вы - но глубоких отношений с вами быть не может. Ну потому что вы ж не способны в глубокие обсуждения с вашим "Ландан из зе кэпитал оф грейт бритен". Даже если вы знаете десятки тысяч слов, вы не умеете их складывать в предложения, так, чтобы были понятны нюансы мыслей. "Халк хотеть ломать" - хорошо для объяснений в магазинах, но не в отношениях. "Прекрасная погода" - хорошо для смоллтоков, но не для разговоров по душам.

Язык не самостоятельная единица. Принято считать, что язык - это культура, есть же даже гордое, но лживое утверждение "без языка нет народа". Это не так, народ - это не язык. Народ это нечто большее. Народ - это самое главное. А язык - это инструмент. Инструмент выражения мыслей, инструмент описания культуры. А культуру можно описывать любым языком и своим ого-го могучим, и чужим. Неспособность что-то передать на другом языке - это тупо незнание этого языка, это проблема невежества, а не бедности какого-нибудь языка. Неспособность что-то выразить словами - это тоже не беда языка, а беда каши в голове. Это очень важно понимать, изучая язык, что он вспомогательное средство. И у вас должно быть то, чему он должен вспомогать. Именно поэтому учить язык нужно без ограничений, нужно учитывать всю лингвистическую вариативность, нужно понимать язык, а не учить его, изучать, а не заучивать.

Вам важно уметь переводить ваши мысли в слова, а вы же не можете мыслить в рамках отлично отработанного "разреза".

Кто-то, с припадками враждебности, может сказать - а зачем мне, я булочку в магазине попрошу, спрошу, как пройти и все. Это да, только зачем вам туда проходить? Что вы там поймете?

У меня уже есть статья, о том, что чем богаче мы говорим, тем богаче мы чувствуем. Если вы путешествуете для впечатлений, а это так модно - впечатления, впечатления, больше эмоций, больше! Так вот, если вы сможете открыть для себя палитру новых чувств, вам будет ярко и не скучно даже в картонной коробке. А для этого нужно богато говорить, а чтобы богато говорить нужно богато слушать и богато понимать.