Оригинальная статья опубликована 8 августа 2018 года на сайте PsychCentral на английском языке
Автор: Рик Ноерт, доктор наук, доцент докторантуры в сфере здравоохранения университета Rocky Mountain University of Health Professionals, г. Прово, штат Юта, США
Перевод: Алексей Гавриш, психолог, переводчик и автор книг и научно-популярных статей по психологии, основатель проекта NeoBodhi, г. Москва
Внимание!
Вы можете записаться на профессиональную консультацию психолога онлайн по любым тревожащим вас проблемам - просто напишите нам в WhatsApp, Viber или Telegram по телефону +79261244752.
Цены на наши услуги подбираются строго индивидуально для каждого клиента - вы платите ровно столько, сколько можете оплатить! Имеется возможность получения бесплатных консультаций - пишите по указанному номеру для уточнения деталей.
Стратегия социальной интеграции "особенных" детей оправдана!
Исследователи обнаружили, что обучение “особенных” детей в обычных классах помогает улучшить их языковые навыки. Проведенными исследованиями было установлено, что средний показатель языковых навыков одноклассников, зафиксированный в начале сезона обучения осенью, позволяет с высокой достоверностью прогнозировать уровень развития языковых навыков каждого учащегося, который будет им достигнут к окончанию учебного года весной — и это особенно характерно для детей с нарушениями развития.
Полученные результаты подтверждают оправданность стратегии социальной интеграции в образовательных учреждениях, направленной на то, чтобы дети с нарушениями развития проходили обучение вместе со своими сверстниками, не имеющими проблем в развитии.
Вместе лучше!
”Учащиеся с нарушениями в развитии получают больше всего пользы от хороших языковых навыков других детей в своем классе", - говорит Лора Джастис, соавтор исследования, профессор педагогики университета Ohio State University. “Мы обнаружили, что дети с нарушениями развития получают значительные улучшения в совершенствовании языковых навыков в течение года, если они взаимодействуют с другими, хорошо развитыми детьми”. Фактически, после одного года дошкольного обучения в окружении развитых детей “особенные” учащиеся достигают уровня языковых навыков, сходного с уровнем ребят, не имеющих проблем в развитии. "Самая большая проблема возникает, когда в классе для детей с нарушениями развития нет хорошо развитых сверстников”, - говорит Джастис. “В этом случае их возможности улучшить свои языковые навыки весьма ограничены.”
Особенности исследования
В исследовании, которое будет опубликовано в журнале Psychological Science, приняло участие 670 детей дошкольного возраста, обучавшихся в 83 классах специального дошкольного образования в штате Огайо. Около половины участников исследования имело нарушения в развитии. Такие дети составляли от 25 до 100 процентов учащихся в каждом классе. У “особенных” детей были индивидуальные планы обучения. Языковые навыки учащихся измерялись в начале учебного года осенью и по его окончании весной с помощью стандартного теста. Средний балл всех учеников в отдельном классе использовался для определения относительного статуса каждого учащегося с точки зрения языкового развития, а также выявления вероятности более высокого, менее высокого или среднего уровня развития их одноклассников.
Выводы
Исследование показало, что уровень развития одноклассников повлиял на языковые навыки всех детей, но этот эффект был наиболее ярко выражен у детей с нарушениями развития. Так, у “особенных” детей, обучавшихся в классах с самыми развитыми сверстниками, языковые показатели к концу обучения стали примерно на 40 процентов лучше, чем у таких детей, проходивших обучение с менее развитыми одноклассниками. Аналогичное тестирование учащихся, не имевших нарушений в развитии, показало разницу в развитии языковых навыков около 27 процентов между детьми, обучавшимися в одном классе с более развитыми сверстниками и теми, кто обучался с менее развитыми одноклассниками.
“Это исследование, как и другие, показывает, что наиболее развитыми учащимися являются те, чье языковое совершенствование меньше всего зависит от уровня развития их одноклассников”, - говорит Джастис. “Высокоразвитым детям не вредит обучение в одном классе со сверстниками, имеющими нарушения в развитии. А вот “особенные” дети теряют очень многое, если не обучаются вместе со своими более развитыми одноклассниками”.
Джастис сообщила, что она и ее коллеги в настоящее время проводят исследование, которое сравнивает влияние учителей и непосредственно процесса обучения на развитие языковых навыков с влиянием одноклассников на развитие этих же навыков. Предварительные результаты говорят о том, что учитель и процесс обучения - наиболее важная составляющая, но одноклассники определенно оказывают значительное воздействие на развитие языковых навыков ученика. Это происходит потому, что учащиеся проводят друг с другом гораздо больше времени, чем с учителями. И у детей с нарушениями в развитии есть возможность наблюдать, имитировать и моделировать использование языка их сверстниками, не имеющими проблем в развитии. “В каком-то смысле дети с нормальным развитием выступают здесь в качестве специалистов, которые могут помочь своим “особенным” одноклассникам.” - говорит Джастис.
Согласно статистике Департамента образования США, более половины детей с нарушениями в развитии обучается в подготовительных классах дошкольного образования вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. По словам Джастис, результаты проведенного ее командой исследования оправдывают применение стратегии социальной интеграции для всех "особенных" дошкольников. “Нам следует всерьез задуматься над организацией обучения таким образом, чтобы дать “особенным” детям лучшие возможности преуспеть,” - говорит она.
А что вы думаете по поводу прочитанного? Замечали ли вы, как влияет на вас ваше окружение? Знакомы ли вам понятия "командный дух", "взаимное влияние", "взаимообучение", "взаимовыручка", "достижение общих целей" и тому подобные?
Оставляйте свои комментарии! Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, если хотите получать новую, оригинальную и полезную информацию по психологии в отношении самых разных сфер жизни.
Оригинальную статью на английском языке можно прочесть здесь
Прочитать и бесплатно скачать книгу о том, как избавиться от страданий и достичь гармонии и успеха в жизни, можно здесь
Приглашаем ВСЕХ на наш Телеграм-канал - получайте ТОЛЬКО ОРИГИНАЛЬНУЮ интересную информацию по психологии и меняйте свою жизнь к лучшему!
Наш специализированный аккаунт Инстаграм, посвященный ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, помогает девушкам и женщинам стать счастливее, обрести радость и гармонию.