Мы наткнулись в соцсетях на большое количество фоток с места, которое многие называют "кладбищем самолетов" и решили разобраться, что это собственно за "кладбище" и кого, а точнее что, там "хоронят".
Итак. Прямо на выезде из Самары, у Смышляевки (53.242007, 50.361206) на самом деле находится учебный аэродром Самарского университета. Самолеты и вертолеты на нем действительно старые и взлететь вряд ли когда-то смогут. Но они далеко не "мертвые". Что и как работает на учебном аэродроме, почему это не музей, и можно ли сюда попасть постороннему, рассказал директор Дмитрий Щербо:
Для чего это нужно
Создавали аэродром в середине 50-х годов прошлого века. Авиационная промышленность в стране развивалась. Нужны были кадры, которые могли бы работать с новой техникой. Для того, чтобы самолеты, вертолеты поднимались в воздух, их нужно готовить к полетам на земле.
По экономическим причинам в 90-е годы мы потеряли ближнемагистральную и дальнемагистральную авиацию. Отечественные машины не выдержали конкуренции с иномарками. Но это не значит, что обучение на аэродроме проходит впустую. Тот же Боинг 737 и его предыдущие поколения - по существу аналоги ту-154. В авиации все стандартизировано. Нет сильного различия в американской, европейской или российской технике.
На чем учат
На аэродроме больше 20 машин. Среди них Як-42, Л-410, Ми-2, Ан-2, Ту-154м.
Здесь можно увидеть и самый массовый в мире вертолет Ми-8 и Ми-24а - первый ударный вертолет чисто армейского назначения.
Вертолет Ми-6 - сел на учебный аэродром в 1994 году. Из-за того, что под его весом начали проламываться плиты, подготовили специальную площадку. 40-тонную махину перетащили на нее с помощью трактора.
Ту -154 - летающая лаборатория. Конкретно этот самолет был вторым Ту-154, который поднялся в воздух. Произошло это в 1968 году. Он дал дорогу в жизнь остальным самолетам.
Еще один Ту-154, можно сказать, новичок. Его передала в 2013 году авиакомпанию "Ютэйр". Машину сажал на площадке бывшего аэропорта Смышляевка известный летчик-испытатель КБ Туполева Рубен Есаян. Ему для посадки хватило всего 700 метров.
Ту-144 - главная звезда учебного аэродрома, жемчужина советского авиастроения. Конкретно эта машина была восьмой в серии. Ее использовали в качестве лаборатории для испытательных полетов. Налетала она больше 60 часов на сверхзвуке. Аэродром получил Ту-144 во второй половине 80-х. У самолета отклоняется нос, выпускаются крылья, крутится вспомогательная силовая установка. В салоне установим кресла, повесим плазменную панель и сделаем учебный класс. Сейчас мы продолжаем его восстанавливать.
От кого камеры и "колючка" по периметру
Каждый день на территорию пытаются попасть люди. Но всех желающих пустить внутрь мы не можем. У нас не музей, у нас по сути учебная территория. Несколько лет назад, когда на территорию мог попасть практически любой человек, здесь творился просто ужас. У Ми-6 всю кабину разбили, у самолета с рабочими двигателями вырезали все жгуты управления, растащили на цветмет. Вообще много техники испортили.
Для тех, кому интересна авиация, мы иногда устраиваем дни открытых дверей и анонсируем их в группе учебный аэродром Самарского Университета. К нам и школьники приезжают. Но большой объем посетителей принимать не можем. Только группы по 5-10 человек. Вертолеты и самолеты стоят заправленные. Хотя они и не летают, это нужно для запуска двигателей. Не могу пустить много людей в рабочий вертолет. Заходит толпа в кабину, кто-то стукнет, кто-то что-то выкрутит, потом нам с этим разбираться, приводить в порядок.
Со временем, конечно, планируется сделать аэродром более, так скажем, туристическим. Но для этого надо сначала создать соответствующую инфраструктуру.