Найти в Дзене
KULBABA info

Лувр и его волшебство

Оглавление

KULBABA info представляет вам подборку значимых произведений изобразительного искусства,которые находятся в парижском Лувре, самом посещаемом музее мира. Безусловно,мы не можем в полной мере показать вам все чудеса французского дворца,и все то,что в нем хранится,но кое-что,мы все-таки сможем вам показать.

Мона Лиза (Джоконда)

Автор: Леонардо да Винчи Музей: Лувр
Год: 1503-1505
Автор: Леонардо да Винчи Музей: Лувр Год: 1503-1505
   В записях великого Леонардо да Винчи (1452-1519), гения Ренессанса, нет ни одного упоминания о работе над портретом. Существует много версий того, кто изображен на этом произведении. Среди прочих мнений выказывались и такие, что Мона Лиза - и автопортрет самого Леонардо, и портрет его ученика, и портрет матери или просто идеальный собирательный женский образ. Согласно «официальному» мнению, на картине изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо Лиза Герардини.
   На губах Моны Лизы застыла знаменитая едва уловимая улыбка, придающая ее лицу загадку и очарование. Не зритель смотрит на нее, а она сама наблюдает за ним глубоким, все понимающим взглядом.
   Картина выполнена почти прозрачными, необычайно тонкими слоями. Кажется, что Мона Лиза не написана красками, а совсем «живая». Мазки настолько мелкие, что ни микроскоп, ни лучи рентгена не обнаруживают следов работы мастера и не определяют количество живописных слоев. «Джоконда» необычайно воздушна. Воздух получился настоящим, как и сама Джоконда - тоже «настоящая». Пространство картины наполнено легкой дымкой, пропускающей рассеянный свет, - «сфумато», по определению самого художника.

Сабинянки

Сабинянки, Жак Луи Давид, 1799
Сабинянки, Жак Луи Давид, 1799
  На полотне (1799) изображен эпизод римской мифологии, в котором сабинянки предотвращают битву между их мужьями римлянами и их отцами и братьями сабинянами. Выбор темы говорит о политических симпатиях Давида к Французской республике, провозглашенной после революции 1789 г. Страстный поклонник античной скульптуры, Давид построил композицию картины в виде фриза: перекрывающиеся фигуры напоминают классические скульптурные рельефы, а героические позы мужчин противостоят эмоциональной реакции женщин. Солдаты в правой части картины несут эмблему Рима — капитолийскую волчицу, а женщины привели с собой детей, которые станут основой будущей республики.
САБИНЯНКИ. Согласно легенде, Ромул основал Рим в 735 г. до н. э. В поселении было мало женщин, и, заботясь о росте населения и величии города, Ромул пригласил на праздник соседнее племя сабинян с женами и дочерьми. По условному сигналу римские мужчины схватили и похитили незамужних сабинянок, желая объединиться с соседним племенем «самыми прочными и глубокими узами». Многие художники и скульпторы запечатлели эту сцену, в том числе Пьетро да Кортона и Джамболонья. Ромул отказался отпустить женщин домой, и тогда отцы и братья пошли походом на Рим. Женщины вышли замуж за своих похитителей, и, осознав бессмысленность битвы, бросились между двумя войсками, умоляя их «нежными, любовными речами» прекратить схватку, пока мужчины не заключили мир.

Маленький нищий

Автор: Бартоломе Эстебан Мурильо Музей: Лувр
Год: Около 1650
Автор: Бартоломе Эстебан Мурильо Музей: Лувр Год: Около 1650
   Бартоломе Эстебан Мурильо писал картины религиозного содержания, а также жанровые работы, героями которых становились бедные простолюдины.
   Художник любил изображать уличных мальчишек в их повседневных занятиях. Один из них запечатлен на картине «Маленький нищий». Жизнь этого ребенка, как и многих его сверстников, оказавшихся в схожих обстоятельствах, не богата радостными событиями и не балует его. Все ее «щедрые дары» легко уместились в композицию произведения: жалкие лохмотья, плетеная соломенная сумка с несколькими яблоками, немного креветок, лежащих прямо на полу, глиняный кувшин и темный угол, в котором и сидит нищий мальчик в окружении своего хозяйства.
   Картина поступила в Лувр в 1858.

Святой Георгий

Автор: Рафаэль Санти Музей: Лувр
Год: Около 1506
Автор: Рафаэль Санти Музей: Лувр Год: Около 1506
На момент написания этой картины Рафаэлю было немногим больше двадцати лет, но к этому времени он уже считался одним из самых известных мастеров в Италии. В его «Святом Георгии» нет ничего драматичного. Образ христианского воина превращен в прекрасного сказочного рыцаря «без страха и упрека», идеальное олицетворение мужества и благородства. Легкая фигура мужчины на боевом коне, мечтательный образ молящейся принцессы - все это на полотне живописца проникнуто сказочной поэзией и волшебством.
   Даже сам дракон скорее забавен, чем страшен. Хотя сцена динамична, ей свойственна композиционная уравновешенность и то чувство гармонии, к которому всегда стремился Рафаэль. Лирическая тонкость пейзажного мотива с хрупкими деревцами и холмами округлых очертаний, покрытыми светлой, нежной зеленью, указывает на ранний период творчества художника. Известно, что даже самые незамысловатые живописные композиции Рафаэль тщательно прорабатывал в многочисленных подготовительных рисунках.

Колизей

Картина "Колизей", Антонио Каналь (Каналетто), 1745
Картина "Колизей", Антонио Каналь (Каналетто), 1745
Венецианский мастер пейзажной живописи, основоположник такого жанра, как ведута (изображение городских видов), Каналетто чаще всего писал свой город. Тем ценнее время от времени возникавшие в его творчестве виды других мест и их памятников, в том числе Рима.
   На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей - древнеримский амфитеатр, построенный в I веке, в эпоху Флавиев. Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нем главным действующим лицом.
   Данная ведута - типичный классицистический пейзаж, в котором превозносится величие древней архитектуры. Своими картинами Каналетто вызывает гордость за деяние человеческих рук. Такой рациональный подход к живописи был характерен для XVIII столетия, когда превыше всего ставился разум. Итальянский историк искусства Джулио Карло Арган писал, что на полотнах этого художника запечатлено «пространство, увиденное глазами рассудка». Но в этом полотне присутствуют столь редкие у мастера черты романтизма, недаром произведение создавалось в то время, когда античные руины воспринимались многими художниками как нечто живое, что видно, например, в офортах современника и земляка Каналетто Джованни-Баттисты Пиранези.
   Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображенном здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и все вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.

Корабль дураков

Автор: Иероним Босх Музей: Лувр
Год: Около 1510-1515
Автор: Иероним Босх Музей: Лувр Год: Около 1510-1515
На картине выдающегося фламандского живописца Иеронима Босха (около 1450-1516) изображена небольшая лодка с несколькими людьми на борту, видно, что они представляют разные слои общества. Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду.
Все фигуры и предметы имеют определенное символическое значение и олицетворяют человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, - знак сатаны.
   Возможно, в основе картины «Корабль дураков» лежит сюжет одноименного произведения Себастьяна Бранта(1494). Согласно мнению Девагеларе, исследователя творчества мастера, эта картина - «сатира на моральную распущенность духовенства, позволяющего кораблю Церкви плыть без руля и ветрил, пренебрегшего своим долгом спасения душ - пловцов рядом с лодкой».

Свобода на баррикадах

Свобода на баррикадах, Делакруа, 1830
Свобода на баррикадах, Делакруа, 1830
   Борьбе за свободу и независимость Франции посвящено, наверное, самое известное произведение главы французской романтической школы живописи Эжена Делакруа (1798-1863) «Свобода на баррикадах», созданное под впечатлением от революции в Париже в июле 1830.
   Оказавшись перед задачей изображения абстрактного понятия «свобода», художник использовал аллегорию. Рожденная в бурное революционное время мечта о свободе, несущей в жизнь перемены, воплотилась в полуобнаженной женщине. В ее облике просматриваются черты образцов античного искусства: пропорции лица соответствуют канонам красоты, которым подчинялась греческая скульптура.
   Но эта современная Венера утратила отрешенность греческих прототипов и стала воплощением идеалов нового времени. Свободные одежды, развевающиеся на ветру и сообщающие ее образу и картине характерную для романтизма динамику, дополняются колпаком якобинцев (членов политического революционного движения), ружьем, штыком и знаменем. Героине отведено центральное место на полотне, хотя первоначально Делакруа не собирался изображать ее как аллегорию, а хотел ограничиться романтической смертью прекрасного героя баррикад. Девушка призывает идти вперед, даже если путь преграждают бездыханные тела тех, кто уже отдал свою жизнь в борьбе.
   Люди, в большинстве своем студенты, вышли на улицы добиваться отмены ряда правительственных ограничений. Художник написал и самого себя среди восставших. Чересчур реалистично изображенные жертвы, помещенные на передний план картины, вменялись в вину художнику как шокирующие и эпатирующие публику.

Скачки в Эпсоме

Скачки в Эпсоме, Теодор Жерико, 1821
Скачки в Эпсоме, Теодор Жерико, 1821
Лошади были страстью основоположника романтизма в живописи. Стоит только взглянуть на его работы, чтобы понять, насколько художник был влюблен в этих животных, с каким искренним восхищением изображал их. Картина стала результатом поездки Жерико в Англию, где он познакомился с работами коллег, а также побывал на скачках.
   Многие исследователи отмечают необъяснимо тревожный фон работы, сюжет которой не содержит ничего тревожного.
   Движение... Так одним словом можно охарактеризовать эту работу. Скаковые кони несутся, подхваченные состязательным вихрем, не касаясь земли. Наездники в работе лишь оживляют второй план, все внимание зрителя художник приковывает к лошадям. Точный рисунок, блестящее умение передать напряжение и динамику пространства, яркие и насыщенные тона. Художник передает мир глазами наездника. У зрителя складывается впечатление, что летящие кони так и не приземлятся, а продолжат свой стремительный полет.
   Тревожное и предгрозовое небо в работе - как предчувствие несчастья. Многие отмечают, что за год до своей смерти мастер часто обращается к теме грозового ненастного неба. Предвидел беду?
   Всякий зритель может убедиться в том, что эта работа Жерико выглядит необыкновенно современной.

Портрет мадам Рекамье

Автор: Жак Луи Давид Музей: Лувр
Год: 1800
Автор: Жак Луи Давид Музей: Лувр Год: 1800
   Портрет мадам Рекамье провозглашён исключительным случаем, почти единственным примером стиля ампир в станковой живописи.
   Мадам Жюли Рекамье была хозяйкой одного из самых блистательных парижских салонов. Она пожелала заказать портрет у Давида. Живописец с воодушевлением принялся за работу, однако, условия, в которых приходилось писать с натуры, постоянно не устраивали мастера – то свет падал не так, то комната сама по себе слишком тёмная. Ввиду этих недовольств работа продвигалась настолько медленно, что энергичная Жюли попросила закончить её портрет другого художника, чем сильно оскорбила Давида.
   Живописец не дал другому художнику вторгнуться в его творческое пространство, но в отместку, оставил портрет незаконченным. Впрочем, это не сильно сказалось на качестве этого изумительного произведения, а сам Давид очень об этом сожалел.
   Героиня изображена на канапе, больше похожей на некое греческое ложе. В целом этот портрет можно назвать ярким образчиком подражание античности – поза героини, босые ноги, просторное платье с высокой талией, всё это напоминает греческих героинь.
   По замыслу художника, фон портрета должен был быть украшен различными модными элементами интерьера, но успел найти своё воплощение лишь канделябр.

Бег свободных лошадей в Риме

Автор: Теодор Жерико Музей: Лувр
Год: 1817
Автор: Теодор Жерико Музей: Лувр Год: 1817
   В Италию Жерико приезжает в весьма мрачном расположении духа — после Ватерлоо во Франции к власти возвращаются Бурбоны, и теперь сторонники Наполеона терпят гонения. Настроение французского общества оставляет желать лучшего. Кто-то спешно иммигрировал, кто-то спрятался, кого-то успели казнить.
   В 1816 году Жерико гостит в Риме. Здесь он посещает музеи, копирует великих живописцев и становится свидетелем римского карнавала. В рамках праздника были устроены бега на улице Корсо, где принимали участие вольные лошади (без упряжи).
   Наибольшее впечатление на живописца произвёл старт, вернее секунды перед ним. Жерико и так обожал лошадей, а тут он увидел в их диком обличии — сильные кони пытались вырваться вперёд, сильные молодые парни их едва удерживали. Эту силу почти невозможно было обуздать. Восхищённый мастер сразу задумал картину, где бы нашло своё воплощение эта непримиримая борьба животного и человека.
   Но вначале были сделаны десятки эскизов, продумана композиция и затем скрупулёзно перенесена на холст. Мы видим смешение человеческих тел и тел лошадей. Их объединяет сила и мускулы. Ещё секунда и лошади сорвутся, устремившись по улице, обгоняя друг друга.
   Автор использует преимущественно тёмный колорит, прибегая к излюбленному приёму — контрастному высветлению участков, таким образом расставляя акценты.
   Композиция отличается сложностью. Жерико умело и гармонично сочетает и величественные архитектурные элементы, причём на разных планах (среднем и дальнем), людей и героев-животных, написанных в динамичной манере.
   В этом есть какая-то злая ирония судьбы: художника, который восхищался лошадьми и воспевал их в своих картинах, сгубили именно они. Норовистая лошадь скинула наездника, и Жерико получил серьёзную травму позвоночника, которая, в конечном счёте, его обездвижила и привела к ранней смерти. Художника-романтика не стало в 33 года...

источники: https://muzei-mira.com/

Прокофьев, В. Н. Делакруа — теоретик, критик, историк искусства // Эжен Делакруа. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. — М., 1960.

https://www.louvre.fr/

http://www.stockholm360.net/list.php?id=Louvre

Музеи
137 тыс интересуются