В 1989 году турецкая жевательная резинка "Турбо" ворвалась в СССР через прорехи в железном занавесе в числе самых первых товаров из-за бугра. Жевачка отличалась сильным запахом и ярким вкусом, который мы тогда считали персиковым и стоила несусветные полтора рубля (как десять мороженых). Но самым главным отличием жевачки было наличие под обёрткой большого вкладыша с фотографией автомобиля. Вот такого:
Если бы жевачки такого типа появились бы впервые сейчас, вряд ли это было бы хоть каким-то событием, но тогда в 1989 это вызвало настоящий бум на радость и обогащение владельцев кооперативных ларьков. Вкладыши "Турбо" на несколько лет стали главным объектом коллекционирования среди школьников. Марки, значки и прочее, что собирали раньше резко потеряло свою ценность. Многие, поддавшись новой волне спешно меняли свои коллекции на вкладыши по невыгодному курсу. По школам распространилась азартная игра, в которой вкладыши были одновременно и снарядом и валютой. Сейчас это может казаться очень странным, но "Турбо" были показателем престижа: сколько вкладышей в твоей коллекции, новенькие они или мятые, зачётные на них машины или позорные, ловко ты играешь или нет - всё это определяло статус. Те, кто не интересовался вкладышами, не менялся, не играл оказывались за пределами бурной и интересной жизни, поэтому рано или позно и, пусть в разной степени, но почти все были вовлечены в процесс.
Я очень хорошо помню, как я в 1989 году впервые увидел "Турбо", и подробно описал этот эпизод в своей книге "Turbo. Когда детство начинается с 51" Это был Albar Sonic (Turbo #64 ) В тот день я не предполагал, что кусок бумаги, вынутый из жевачки может так сильно повлиять на меня, на всех нас.
К слову, Альбар Соник считался одним из самых позорных вкладышей. Его не спасали ни спрятанные фары, ни внушительное крыло, ни естественный фон, ни даже подъёмные двери. Автомобиль выглядел игрушечным и доверия не вызывал.
К счастью, тот №64 принадлежал не мне. А моим первым вкладышем стал презентабельный Lincoln Continental. Автомобиль выглядел основательно, точно не смахивал ни на какую-там игрушку, нравился очень многим, даже несмотря на то, что его характеристики не поражали воображение.
Хотя, конечно, были и такие, которые воображение поражали. В те времена иномарки встречались редко и на фоне Жигулей да Москвичей выглядели настоящим чудом техники. Поэтому гоночные автомобили, например индикаровский McLaren M16 с его 900 л.с. и 330 км/ч (№116), Ford Ozel Yapim (Rondeau M382 №115) или формульные Arrows и Tyrrell не на шутку будоражили наши умы.
Самым ценным вкладышем коллекции был №110. Изображённый на нём американский суперкар с никому не известным именем Vector был самой быстрой машиной серии, да ещё и выглядел, как космический истребитель из Звёздных Войн. За право называться лучшим вкладышем коллекции с Вектором традиционно боролась Феррари Тестаросса - с первого в этой серии "тройного" вкладыша №51. А вот не менее, а может и более интесная Lamborghini Countach ценилась не так сильно - её подводил ракурс.
Говорить о Турбо можно бесконечно. Каждый вкладыш может рассказать интересную историю. В течение двух лет я изучал подробности о автомобилях с вкладышей №51-120 и регулярно выкладывал статьи сюда, на канал Societe Turbo, и на мой личный сайт bileyg.com. По прошествию времени статьи, дополненные и исправленные, снабжённые эксклюзивными фотографиями, превратились в главы моей книги, которую сегодня можно заказать в магазине на моём сайте http://bileyg.com/shop.