Найти тему
Свобода во Христе

Вина Иисуса Христа

Физика учит, что материя не исчезает бесследно, так же как и энергия. Фундаментальный закон сохранения энергии утверждает, что она не исчезает, но переходит из одного вида в другой. В экономике этот закон выражается так: «За все нужно платить». В духовной сфере: «Всякое преступление должно быть наказано. За преступление обязательно кто-то несет вину».

Нам, людям грешным, свойственно перекладывать свою вину на кого-то или что-то другое. Мы не хотим быть крайними и не хотим нести ответственность за свои ошибки и грехи. Поэтому часто себя оправдываем и говорим: «Я не виноват! Это все он, она, они! Меня не поняли, мной пытались манипулировать, меня унизили и оскорбили. Меня вынудили, меня подставили, обманули, использовали, ввели в заблуждение, соблазнили. Я хороший человек. Это они виноваты в том, что я согрешил».

Но тем не менее, вина-то есть, и кто возьмет ее на себя? Кто понесет мою вину? Кто ответит за мой грех?

« Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его» (Мк.15:25-32).

Обвинения Спасителя

В чем была вина Иисуса Христа?

По тексту «И была надпись вины Его: Царь Иудейский».

По сути дела это обвинение не только в государственной измене, но и в попытке государственного переворота. Человек с подобным обвинением – враг императору, он претендует на трон. Это самое тяжкое политическое обвинение. Иисус был объявлен политическим преступником. Его обвинили в государственной измене. «К злодеям причтен», причем к самым злостным и опасным. Он был распят первым, в центре, как главный преступник.

Люди возложили на Иисуса самое тяжкое преступление, какое только предписывалось в уголовном кодексе того времени.

В чем еще обвинили люди Спасителя? В том, что Он не может спасать, что Он вовсе не Спаситель мира, раз не может спасти Самого Себя. Все чудеса исцеления, изгнания бесов, воскрешения мертвых оказались забытыми. Звериная злоба, охватившая проходящих мимо креста книжников и первосвященников, полностью погрузила их разум во тьму. Даже распятые с Ним по правую и левую сторону поносили Его: «Если ты Сын Божий, спаси Себя и нас» (Лк.23:29).

Но все эти обвинения ничего не значили для Иисуса, потому что все Его мысли и чувства были подавлены и повержены той виной, которую возложил на Него Небесный Отец – вину за грехи падшего человечества, том числе и наши с вами вину.

Наша реакция на свой проступок

Один человек рассказал мне свой сон. Он видел счетчик грехов за день. Этот счетчик фиксировал каждый проступок. Проходя мимо него, он молился о прощении, и счетчик обнулялся. Но затем цифры снова начинали бежать.

Библия говорит, что мы будем судимы по нашим делам, которые записаны в небесных книгах, своего рода «счетчиках». Но грехи – это ведь не просто цифры на счетчике.

Что мы чувствуем, когда кого-то обманываем, оскорбляем, когда малодушничаем, крадем, ворчим, обижаем, бьем? Что мы чувствуем, когда грешим? Стыд, угрызения совести, подавленность. Мы начинаем сожалеть о содеянном, скорбим, осуждаем себя. Мы болеем. «Бедный я человек! Ну почему я так себя веду? Почему не могу сдержать гнев? Почему я струсил? И зачем только я это сказал или сделал? Эти слова, этот поступок принесли мне только горе и боль».

Мы пытаемся избавиться от этого гнетущего чувства вины. Раскаиваемся, обещаем себе, что больше так никогда не поступим. Мы сожалеем о содеянном. Но спустя какое-то время после раскаяния приходят другие мысли: «А ведь виноват не только я один…» - и пошло развитие: «А она-то тоже хороша. Она первая меня оскорбила. Она просто спровоцировала меня на грубость». «Ну, взял я эту вещь. Да, нехорошо. Но ведь все берут понемногу. У нас просто такое общество – страна воров. Без воровства не было бы и государства Российского».

То есть, я, пытаясь избавиться от чувства вины, перекладываю эту вину со своих слабеньких плеч на сильные плечи других.

Кто крайний?

Крайним быть плохо. Еще один закон, морской: «Кто поел последним, моет посуду за всех». Поэтому все стараются поесть побыстрее. Детские игры тоже часто имеют крайнего. Прятки, чижик, лапта, догонялки, - всегда кто-то «вадит» или «мается». Этот несчастный должен страдать, а все остальные над ним издеваются. Никто не хочет быть крайним. Ты должен во что бы то ни стало догнать, дотронуться до кого-нибудь, попасть в кого-нибудь чтобы снять с себя это «маяние», иначе вечно будешь крайним.

Мы говорим, что Христос пришел на землю, чтобы умереть за грехи. И порой не отдаем себе отчета, как страшно это звучит. Мы сделали Его «крайним». Наш характер, наше поведение, наши похоти и прихоти, искаженные нашей греховностью, делают невозможной нашу жизнь не только на небесах, но и на земле. Выхода нет – нас ждет неминуемая гибель, потому что закон Божий требует возмездия за грех, который в нас живет. И если мы здесь останемся «крайними», то есть ответственными за свои грехи, эта ответственность, эта вина нас уничтожит.

За нами в очередь никто не встанет. Нашу вину никто не понесет. Наоборот, постараются еще и свою переложить на нас.

А мы? А я? На кого переложу свою? Кого обвиню в том, что сделал? Кого осужу за мою гордость, трусость, лживость, злобу? Кто возьмет на себя ответственность за мое высокомерие, завистливое око, жадность? Неужели найдется тот, кто ответит за все это? Причем ответит своей вечной участью. «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть» (Рим.5:7).

Милость и любовь Божья настолько безграничны, что Господь нашел ответ на эти вопросы. Он не спросил нас ни о чем. Он сделал всё просто, как только Он один умеет делать.

«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7).

Без лишних разговоров, упреков в наш адрес, Он просто встал за нами в очередь и стал в этой очереди крайним, стал последним. «Я есмь первый и последний, начало и конец». Первый, кто вместо нас расплатился за наши преступления Своей жизнью, и последний, за кем больше никого нет, – Он топтал точило один, не на кого больше перекладывать вину за грех мира.

Избавление от чувства вины

Чувство вины – страшный духовный недуг. От этой боли, раздирающей сердце, умирали люди. Один из них Иуда Искариот. Он не смог справиться с этим гнетущим чувством. Это было выше его сил, - быть виновным в казни Того, Кого он сам признавал за Сына Божьего. Осознавать, что твое предательство привело Царя царей к Голгофе. Наблюдать за казнью, смотреть на распятого Божьего Сына, - нет, этого Иуда вынести не смог. Лучше смерть.

Но разве мы не чувствуем вины за распятие Христа? Разве не из-за наших грехов Он был казнен страшной смертью? И разве мы не взираем на крест, вспоминая Его страдания? Да, все так, но от Иуды нас отличает одно – покаяние. Оно подразумевает глубокое сожаление о проступках и желание измениться внутренне, чего Иуда не желал.

Благодаря этому желанию мы получаем прощение свыше. Бог снимает с нас вину и убирает чувство вины так, что мы смотрим на крест не с отчаянием, а с надеждой, с благодарностью за наше спасение.

«В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (Мк.15:33-37).

-2

Иисус умер на кресте не от физической боли, не от жары, не от истощения, не от побоев и не от удушья.

Какова была причина Его смерти? Подавленность, безысходность, чувство вины, - все те последствия греха, которые неминуемо постигают каждого грешника, разделенного с Небесным Отцом.

Иуда тоже погиб от чувства вины. В чем отличие смерти Иуды от смерти Иисуса? Предателем полностью завладел сатана, Иуда находился в его руке. Тогда как в Иисусе жил Небесный Отец и Он в Отце, в Его руке: «В руку Твою предаю дух Мой». Сын Человеческий говорил, делал и думал только то, что говорил, делал и думал Его Небесный Отец.

Но может быть, Иуда был очень совестливым человеком? Может, был таким честным перед самим собой, что не выдержал суда своей совести? Нет. Иуда был вор (Ин.12:6). В конце концов им овладел дьявол. Иисус назвал его сыном погибели. Это значит, что влияние сатаны на разум Иуды было таким, что привело злосчастного ученика к гибели. Он оказался игрушкой в руках врага рода человеческого. Сатана ввел его в такое отчаяние, в состояние такой мучительной безысходности, такого ужаса и мрака, что смерть показалась Иуде избавлением. Ни о какой совести не может идти речи. Как пишет другой Иуда: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.11-13).

У дьявола совести нет, она сожжена. Человек, находящийся в полном распоряжении дьявола, так же не имеет совести. Он обречен на смерть и неминуемо погибает навсегда.

Ложное чувство вины

Как Библия называет сатану? Обвинителем братьев, потому что он старается обвинить, вызвать в человеке чувство вины. Он хочет намертво привязать нас к греху. «Ты совершил такое, что тебе не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем. Все твои грехи – в книге у Бога, и за каждый тебе полагается вечная погибель. За то, что ты сделал нет спасенья. О каких еще небесах ты мечтаешь? Забудь. Ты погиб безвозвратно. Слишком поздно что-либо изменить».уда раскаялся. Поленов В.Д.

«Слишком поздно», - наверное, эти слова были последними словами Иуды Искариота, который знал, что Христос не виновен, но не знал, что делать со своим грехом предательства.

Да, Иисус ни в чем не был виноват, однако испытал такое страшное чувство, которое разорвало Его сердце.

Но может быть это было ложное чувство вины, которое характерно тем, что испытывается за несовершенный грех?

Спаситель не совершил греха, но, тем не менее, испытал чувство вины несравнимой тяжести. Было ли оно ложным? Никак. По той причине, что Господь отождествил Себя с человечеством. Он заместил Собой весь наш род перед лицом Закона. Он воплотил в Себе всех нас, став единым целым с нами. Взяв на Себя человеческую природу, Он, безгрешный, стал вместо нас грехом.

Поэтому Он умер не от ложного чувства вины, а от самого что ни на есть истинного, - от того, которое всегда является последствием греха.

Конец вины - Христос

Грех и чувство вины идут рука об руку. Их невозможно разделить. Грех обязательно порождает чувство вины, и оно возникает в сердце человека всякий раз, когда он согрешает. Нам не нужно это чувство, мы не хотим с этим грузом жить. Мы стремимся поскорее от него избавиться, как от болезни.

Кто хочет болеть и страдать? Никто, разве только болезнь не стала средством избавления от ответственности. Когда мы учились в школе, многим из нас перед контрольной работой или сочинением в классе очень хотелось заболеть. Тогда не получишь двойку. В мире взрослых ничего не изменилось, и наилучшим способом ухода от ответственности за свои решения или даже от уголовной ответственности, - внезапная тяжелая болезнь.

Но болеть мы никак не хотим, потому что не хотим страдать. От болезни мы все стремимся избавиться как можно скорее.

Чувство вины – это болезнь, мучительный духовный недуг. Люди борются с ней по-разному. Некоторые быстро с ней расправляются, оправдывая свой грех. Раз за разом так поступая, они, в конце концов, перестают чувствовать свою вину (о таких людях Библия говорит как о людях с сожженной совестью или как о людях жестоковыйных) – так совершается грех против Святого Духа, когда человек, преступая закон Божий, не видит в этом никакого преступления.адр из к\ф "Преступление и наказание"

Другие люди мечутся, не зная, что делать, как Родион Раскольников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», доводя себя до сумасшествия или самоубийства, подобно Иуде Искариоту, и оказываясь в беспросветной тьме под влиянием сатанинских сил.

Третьи находят единственно верный путь и приходят к покаянию, оставлению греха, прощению, обретению мира в Божьих объятиях. Христос снимает с них вину, благодаря тому, что однажды Он Сам стал крайним.

-3

Конец закона - Христос.

Конец греха – Христос.

Конец вины – Христос.

На Нем вина за наш грех остановилась. Ему некуда более девать ее, не на кого больше перекладывать, потому что нет другого Спасителя, нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Всё сошлось на Иисусе Христе, и всё было возложено на Него, чтобы Он, освободив кающуюся душу от вины, Сам понес возмездие за каждый грех.

Христос взял на Себя наш грех, а вместе с ним и чувство вины, от которого может избавить только вечная смерть. «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Именно это чувство оставленности, чувство безысходности, чувство вины убило нашего Спасителя. Он умер от невозможности покаяния, от невозможности избавления от греха, от невозможности прощения. Умер «крайним», которому было «больше всех надо».

Истинный виновник

«И была надпись вины Его: «Царь Иудейский».

Ему действительно нужно было больше всех, как Царю Иудейскому и как Царю Вселенной. Ему нужны были подданные на земле, которых грех отнял у Него. Ему нужны были погибшие дети, потому что Он больше чем кто-либо во вселенной любит нас. Надпись вины Христа Бог превратил в самый почетный титул. Пилат оставил его нетронутым, хотя его просили переписать, что это Сам Иисус говорил так о Себе. Вольно или невольно, но Пилат этой надписью возвеличил Сына Божьего, признав Его владыкой над иудеями, то есть надо всем Божьим народом.

Что нам сегодня делать с нашими грехами? Что делать с нашей виной? С чувством вины? Можем ли переложить все это на Иисуса? Для этого Он и приходил в мир. Да, Он наш Избавитель от греха, от вины и от чувства вины.

Но Бог хочет, чтобы мы не грешили и никогда не чувствовали себя виноватыми за грех. «Иди и впредь не греши». Борьба с чувством вины сегодня может вестись только покаянием через жертву Иисуса Христа. В конце концов, вина за раскаянные грехи будет переложена на родоначальника греха – дьявола. Ему дано будет прочувствовать то, что испытывал Господь, взяв на Себя нашу вину. Дьявол исчезнет, а вместе с ним исчезнет источник всякого греха и чувства вины. Никогда более никто не почувствует себя виноватым. Не будет более греха на земле.

Будем же с надеждой и упованием взирать на Спасителя и Господа Иисуса, Который претерпел крест, неся поругание и посрамление; Который претерпел всю тяжесть вины за каждый когда-либо совершенный грех; Который безропотно перенес все муки ада и смерти, чтобы мы не грешили больше.

Будем же достойны нашего Царя.

Будем бороться с грехом и с чувством вины тем единственным путем, который предлагает нам Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».