Питер, Джек и Френсис Уитмены никакие не чудаки, а самые обычные, нормальные люди.
Старший Френсис очень деловой. Вся жизнь в графиках и планах, привык все контролировать.
Средний Питер неврастеник и очень привязан к вещам. Ни в чем не уверен, в том числе в себе. За полтора месяца до рождения первенца, тревожно ждет развода с женой, хоть и любит её.
Младший Джек писатель, живет в Париже. Публикует книги. И все, вроде, ок. Но он мучительно завяз в отношениях с властной девицей, которая пожирает его как дракон.
И расстаться невозможно, и вместе никак.
Спустя год после гибели отца (его сбило такси), братья впервые встречаются вместе, чтобы отправиться в духовное путешествие. В индийский Дарджилинг – так решил старший Френсис.
Как и отец, он попал в аварию – разбился на мотоцикле. Но выжил. И решил – нужно наладить отношения с братьями.
И конечно, поначалу все идет, абы как. Уитмены кучкуются, секретничают, а иногда и открыто соперничают за любовь отца, которого нет.
Они разобщены, несчастны, недоверчивы и враждебны - к друг другу и миру. И мир отвечает им взаимностью.
Поначалу братья в Индии - как слон в посудной лавке – нарушают все что можно.
Один спит с проводницей.
Другой приносит в вагон ядовитую змею (которая сбегает).
Они устраивают потасовку, разбивают стекло. Короче, их высаживают с поезда и они бросают ему вслед камни.
Но духовное перерождение все же происходит...
И пусть братья выдворены с поезда с символичным названием «Дарджилинг Лимитед» - места в нем наперечет, сама Индия счищает с них лишнюю шелуху.
Причем буквально.
У Френсиса крадут на рынке один из его дорогущих ботинков. И вот он уже в ковыляет в разномастной обувке.
В каком-то храме им повязывают на головы блестящие платки, которые придают дурашливый вид.
Дальше больше.
Они кидаются в бурную реку, чтобы спасти трех мальчишек – братьев, и спасают двух из них.
Церемония прощания с погибшим пареньком в индийской деревне – эпическая и величавая - так непохожа на дерганую, рваную, нервную сцену, которую братья пережили год назад, собираясь на похороны отца.
До сих пор они не могут поделить его вещи и избавиться от чувства сиротства. Тем более, что их мать давно покинула их.
И , как выяснил Френсис, она сейчас как раз в монастыре Дарджилинга.
Встретиться с ней и вернуть её – один из пунктов его плана.
И они находят свою мать и совершают вместе обряд медитации, который уравнивает всех, кого встречали они на своем жизненном пути.
Даже бенгальского тигра, который объявился в окрестностях монастыря.
В воображаемом поезде Дарджилинг братья видят всех, с кем свела их судьба. И понимают совет матери: перестать жалеть себя.
Порадоваться их нынешней компании.
И строить планы на завтра.
Мать снова исчезает из их жизни. Но в этом уже нет трагедии.
Потому, что ее совет усвоен.
Совершая последний обряд – загадывая желания на павлинье пёрышко – братья утрачивают серьезный и трагический вид.
Они становятся дурашливыми и смешными ДЕТЬМИ.
Чудаками.
Простыми людьми. С открытым и чистым от претензий сердцем.
С доверием друг к другу.
И мудрым взглядом на мир, где все едино.
Они решают свои личные проблемы: Френсис становится деликатным с подчиненными.
Питер понимает, что рождение ребенка великое чудо.
А Джек избавляется от, разрушающей его любовной зависимости.
Опаздывая на поезд, они бросают по пути дорогущие отцовские чемоданы, которые прежде не могли поделить.
Они расстаются с травматичным прошлым и начинают жить здесь и сейчас.
А значит, им не грозит стать такими же несчастными, как бизнесмен, который спешил на поезд так, что даже не заплатил водителю такси.
Замороченный, застрессованный жизнью, в которой нет времени остановиться. Оглянуться. И порадоваться тому, что вокруг…
Уэс Андерсен написал сценарий «Дарджилинга» за 2 с лишним месяца.
Вместес друзьями - кузенами Романом Копполой и Джейсоном Шварцманом они отправились в индийский Раджастан и просто наблюдали мир вокруг.
Так родилась эта картина – противопоставление амбициозного западного мира – расслабленному и природному миру Востока.
Где обьект ЮНЕСКО – 61-километровая узкоколейка, ведущая в горный Дарджилинг – приводит братьев Уитменов к свободе от слишком серьезного отношения к себе.
Для куртуазного маньериста Уэса Андерсена, который даже выставку в Вене с женой собирал по принципу: "есть ли у вас что-нибудь желтое и зеленое"? Индия благодатная почва для колористики.
С первых кадров глаз насыщается всеми оттенками голубого и желтого. А дальше пряная Индия разворачивает скатерть-самобранку самых разных палитр.
Скандинавские корни режиссера не позволяют ему встряхнуть зрителя за грудки и рявкнуть: сопереживай! Напротив, чем сентиментальнее, драматичнее ситуация, тем комичней и сдержанней поведение персонажей.
Давно замечено, Андерсен - представитель мира детей в мировом кино. Мудрый и оснащенный знаниями взрослого, с сердцем 12-летнего ребенка.
Его картины – с симметричным, двухмерным, как бы плоским кадром - иллюстрированные книги для взрослых.
Точнее, для их внутренних детей.
Замотанные и усталые, они просто забыли, каково это, воспринимать мир глазами ребенка.
А фильмы Уэса Андерсена им это восприятие возвращают.