В этот погожий летний день мы далеко забрались по дорогам вдоль Калитвы. Обед в лесу на берегу реки недалеко от Ильинки прибавил сил, и при этом оставалось ещё время на продолжение приключений. Но продолжать путешествие дальше по Калитве было неразумно: дороги здесь заканчивались. В этих местах начинался другой административный район и, как всегда в таком случае, до ближайшего асфальта пришлось бы добираться несколько десятков километров по проселочным дорогам. И было решено пробиваться через водораздел Калитвы и Быстрой к Скосырской. Там присутствовала довольно приличная дорога, по которой можно было взять обратный курс на Ростов.
Попрощавшись с красавицей Калитвой мы свернули в поля и помчались по шикарному «грейдеру».
Если стоит сухая погода, то лучшей дороги не найти. «Сюрпризов» здесь гораздо меньше, чем на асфальте дороги районного значения, да и можно быстро научиться «читать» рельеф, чтобы вовремя сбавить скорость. Правда, шлейф пыли позади диктует свою тактику движения, если на дороге больше одной машины. Иногда лучше остановиться и отпустить подальше впереди идущую машину, чем ехать в пылевом облаке. Местные автомобилисты поголовно избирают другой вариант — обогнать во что бы то ни стало, выскакивая при этом на поле или ломая машиной придорожный кустарник у лесополосы.
На фоне лесополос прекрасно видны небольшие возвышения. Это запаханные курганы. Количество курганов в Ростовской области огромно, но есть официальные цифры и неофициальные, различающиеся в два раза. Каждый официально зарегистрированный курган является памятником истории с охранной зоной, но если насыпь небольшая и без каменного «панциря», то его рано или поздно распашут.
Меня всегда умиляли люди, сходу определяющие курганы как скифские, сарматские, половецкие... Невозможно по их виду определить, кто в нём первый был похоронен, и было ли там захоронение изначально. К тому же, археологи часто находят в одном кургане захоронения разных исторических эпох. Поэтому такие утверждения чаще всего голословны и неверны.
Лесополоса отбрасывает рваные тени на дорогу, но здесь это не страшно. Вот на асфальте пришлось бы ехать очень осторожно — ям не видно совершенно! Я всё время возвращаюсь к этой теме, потому что она актуальна для путешественников. Многие из внутрирайонных дорог были асфальтированы ещё во времена развитого социализма, и с тех пор не ремонтировались.
Пейзаж вокруг нас не отличается разнообразием: поля, лесополосы и небо с облаками. Несмотря на это, мы часто останавливаемся, потому что всё это очень красиво и руки сами тянутся к фотокамере.
Полезащитные лесополосы вдоль нашей дороги — тема отдельная. Мало кто сегодня помнит, что идея защищать посевы лесополосами принадлежит Андрею Тимофеевичу Болотову (1738–1834). Это был очень многогранный человек — ученый, писатель, философ, агроном, лесовод и даже первый русский ландшафтный дизайнер! В том что для нас стали обычной пищей картофель и помидоры, есть и его заслуга...
Дорога стала петлять, огибая отножины балок, и вскоре мы спустились в долину Быстрой. Пейзаж был средней унылости — плоское маловыразительное пространство с отдельными деревьями, торчащие из земли здесь и там остатки фундаментов и виднеющиеся на горизонте подворья Скосырской. Грех, конечно, так говорить, но мы ещё были под впечатлением от живописной долины Калитвы, где провели первую половину этого дня.
Только подъезжая к станице Скосырской мы увидели саму реку Быструю. В этой части она сравнительно полноводна. Мы хорошо изучили её в нижнем течении, где она совсем не похожа на типичную степную речку, какой она предстала перед нами здесь.
Мы не стали заезжать в станицу, а проехали по дороге на север в хутор Борисов, чтобы познакомиться с притоком Быстрой, рекой Гнилой. Увы, мы увидели лишь череду небольших луж в речной пойме...
Недалеко от дороги между Борисовым и Скосырской находится довольно примечательный холм — гора Лысая. Её склоны украшены живописными белыми оврагами. Но это не мел, а осадочная порода под названием мергель, состоящая из известняка и глины. К меловому периоду жизни Земли она прямого отношения не имеет — образовалась же в нашу, кайнозойскую эру, в верхнем эоцене, около 34 миллионов лет назад. Из нашей «библии» — «Очерков географии Всевеликого войска Донского» В.В. Богачёва, мы знали, что тут можно найти акульи зубы. Увы, палеонтологией нельзя заниматься походя — за полчаса мы нашли только два небольших зубика...
Время поджимало — до дома было более 200 километров, а солнце уже клонилось к горизонту. Мы отправились в обратный путь, сделав небольшой крюк до моста через Быструю перед Скосырской ради нескольких эффектных кадров. А вот всё равно река Калитва красивее...
...И последним кадром этой поездки стала показавшаяся нам сюрреалистической картинка на выезде из хутора Маслов. Это были пирамидальные тополя, выстроившиеся вдоль дороги в почётный караул...
Ещё рассказы из этой поездки:
Вдоль Калитвы. Путешествие между прошлым и будущим
Прогулка-купание или пешком по речному дну. Что увидел на реке Калитве
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!