Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Как свастике не дали реять над Волгой

Ярославль к началу Великой Отечественной войны был крупным промышленным центром: Ярославский автозавод выпускал гусеничные тягачи, шинный завод поставлял свою продукцию и для автомобилей, и для авиации, работали единственный в СССР завод синтетического каучука, завод резинотехнических изделий, крупнейшая в стране табачная фабрика, кроме того, город был важным железнодорожным узлом, а мост через Волгу связывал Москву и Ленинград с Сибирью и Дальним Востоком.

Поэтому не случайно Ярославль был объектом пристального внимания немецкого командования. Первые налёты начались в августе 1941 года.

Ярославль на картах немецких лётчиков
Ярославль на картах немецких лётчиков

Бомбили не только город, но и станции железной дороги вокруг областного центра. Так 13 октября 1941 на железнодорожной станции Лом во время авиационного налета на поезд были убиты более 100 девушек и юношей в возрасте от 18 до 20 лет – студенты Индустриального техникума и педагогического института и их преподаватели из г. Шуи Ивановской области, отправленные под Ленинград для оборудования укрепрайона. Около 600 человек было ранено.

Разрушенная бомбардировкой станция Лом, погибли и ранены сотни людей
Разрушенная бомбардировкой станция Лом, погибли и ранены сотни людей

Регулярные налёты на город потребовали экстренных мер защиты. Центр города прикрывали аэростаты воздушного заграждения – 10 июля 1942 г. один из немецких бомбардировщиков налетел на тросы заграждения и разбился.

Подъём аэростата воздушного заграждения. Ярославль
Подъём аэростата воздушного заграждения. Ярославль

Главной целью налётов был Ярославский шинный завод, единственный на это время завод, выпускающий шины для всей военной техники. В ночь с 9 на 10 июня 1943 года более ста немецких самолётов совершили мощный удар по Ярославлю, ими были разрушены шесть из семи корпусов шинного завода, погибло 40 человек, пострадали заводы №№ 736, 766, СК-1, асбестовый, регенеративный, кордная и махорочная фабрики, ТЭЦ, жилые дома, детские сады. Восстановление предприятия потребовало почти 4 месяцев и гигантских усилий всего города.

Второй целью немецкой авиации стал мост через Волгу. Лётчикам и бойцам ПВО было приказано сделать всё возможное, чтобы не дать разбомбить мост. Город прикрывали 17 ночных истребителей, 75 зенитных орудий среднего и 19 малого калибра, 55 зенитных пулеметов и незначительное число зенитных прожекторов и аэростатов заграждения.

Большинство защитников неба над Ярославлем - девушки
Большинство защитников неба над Ярославлем - девушки

Наверно, поэтому два лётчика из полка, прикрывающего мост, совершили тараны, чтобы не дать немецким лётчикам прицельно бомбить объект. В мае 1942 г. лётчик Амет-хан Султан, израсходовав боеприпасы, ударил самолётом по немецкому Ю-88, сам остался жив, а ярославец, ученик Ярославского аэроклуба Георгий Троицкий в октябре 1942 года остановил тараном атаку немецкого бомбардировщика на мост через Волгу, сбив врага ударом своего самолёта. Наш пилот погиб – не раскрылся парашют.

Налёт 1943 г. был последним массовым ударом по городу, Ярославль выстоял. Свастике не позволили реять над Волгой.

Земляки-дагестанцы уже в наши дни начали сбор средств, и в 2010 г. в Ярославле на пожертвования был установлен памятник дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану.

Памятник героическому лётчику воздвигнут на пожертвования земляков-дагестанцев.
Памятник героическому лётчику воздвигнут на пожертвования земляков-дагестанцев.