Ярославль к началу Великой Отечественной войны был крупным промышленным центром: Ярославский автозавод выпускал гусеничные тягачи, шинный завод поставлял свою продукцию и для автомобилей, и для авиации, работали единственный в СССР завод синтетического каучука, завод резинотехнических изделий, крупнейшая в стране табачная фабрика, кроме того, город был важным железнодорожным узлом, а мост через Волгу связывал Москву и Ленинград с Сибирью и Дальним Востоком.
Поэтому не случайно Ярославль был объектом пристального внимания немецкого командования. Первые налёты начались в августе 1941 года.
Бомбили не только город, но и станции железной дороги вокруг областного центра. Так 13 октября 1941 на железнодорожной станции Лом во время авиационного налета на поезд были убиты более 100 девушек и юношей в возрасте от 18 до 20 лет – студенты Индустриального техникума и педагогического института и их преподаватели из г. Шуи Ивановской области, отправленные под Ленинград для оборудования укрепрайона. Около 600 человек было ранено.
Регулярные налёты на город потребовали экстренных мер защиты. Центр города прикрывали аэростаты воздушного заграждения – 10 июля 1942 г. один из немецких бомбардировщиков налетел на тросы заграждения и разбился.
Главной целью налётов был Ярославский шинный завод, единственный на это время завод, выпускающий шины для всей военной техники. В ночь с 9 на 10 июня 1943 года более ста немецких самолётов совершили мощный удар по Ярославлю, ими были разрушены шесть из семи корпусов шинного завода, погибло 40 человек, пострадали заводы №№ 736, 766, СК-1, асбестовый, регенеративный, кордная и махорочная фабрики, ТЭЦ, жилые дома, детские сады. Восстановление предприятия потребовало почти 4 месяцев и гигантских усилий всего города.
Второй целью немецкой авиации стал мост через Волгу. Лётчикам и бойцам ПВО было приказано сделать всё возможное, чтобы не дать разбомбить мост. Город прикрывали 17 ночных истребителей, 75 зенитных орудий среднего и 19 малого калибра, 55 зенитных пулеметов и незначительное число зенитных прожекторов и аэростатов заграждения.
Наверно, поэтому два лётчика из полка, прикрывающего мост, совершили тараны, чтобы не дать немецким лётчикам прицельно бомбить объект. В мае 1942 г. лётчик Амет-хан Султан, израсходовав боеприпасы, ударил самолётом по немецкому Ю-88, сам остался жив, а ярославец, ученик Ярославского аэроклуба Георгий Троицкий в октябре 1942 года остановил тараном атаку немецкого бомбардировщика на мост через Волгу, сбив врага ударом своего самолёта. Наш пилот погиб – не раскрылся парашют.
Налёт 1943 г. был последним массовым ударом по городу, Ярославль выстоял. Свастике не позволили реять над Волгой.
Земляки-дагестанцы уже в наши дни начали сбор средств, и в 2010 г. в Ярославле на пожертвования был установлен памятник дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану.